Здесь и сейчас

Остановись, мгновение!

&
Когда я читаю Сартра, то задумываюсь: насколько он вписывается в современный мир? Вот он пишет: «…поэт существует на уровне слов, как художник – на уровне цвета, а музыкант – звука, и это нельзя понимать так, что слова не имеют для него никакого значения. В действительности, значение словам может придать только их речевое единство, без этого они распадутся на отдельные звуки или росчерки пера».

Даже несмотря на то, что Сартр был в свое время кумиром студентов (во время французской революции 1968 года бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), не думаю, что нынешняя молодежь его воспринимает всерьез. Французская – может быть. А в остальном – мироощущение общества в целом стало другим. Торопливым, всеядным.
Можно ли сегодня размышлять на глубине Сартра: «Для настоящего художника колорит, букет цветов, позвякивание ложечки о блюдце есть вещи в самой высшей степени. Он задерживается на звуке или форме, снова и снова как зачарованный возвращается к ним»? Колорит… Позвякивание… Как это теперь можно возводить в высшую степень? Ведь погружаться в цвета и звуки означает остановить время. Это нынче подобно тому, чтобы выйти на дорогу, навстречу несущейся с огромной скоростью фуре, нагруженной седанами, смартфонами, планшетами, бургерами, газировками и прочими актуальными атрибутами.
Созерцание красоты, чувство момента, проникновение во внутренние ощущения – все это вытеснено на дальний план. А может – ну их? Зачем они вообще нужны? Как мне кажется, здесь может скрываться ошибка.
Бетховен написал свои самые значительные произведения, в том числе «Лунную сонату», окончательно и бесповоротно потеряв слух. Признанный музыкант, в самом расцвете сил, лишился возможности слышать собственные сочинения. Было от чего прийти в отчаяние! Но Бетховен, положившись на внутренний слух и самобытное чувство прекрасного, продолжил создавать музыку. Да еще какую! Отсюда можно прийти к выводу: в нас скрыт огромный потенциал, но мы его упрямо не замечаем. Мы игнорируем нашу возможность высекать искры из переживаемых чувств, эмоций, тактильных ощущений…
P.S.
Нас (и меня тоже) постоянно преследует реплика из «Алисы»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Или может нам так кажется? Может мы просто повторяем этот вздор друг за другом, подстегивая себя, но интуиция подсказывает, что истину надо искать в другом направлении? Что если, гонясь за количеством, впихивая в свой ежедневный график как можно больше дел, мы теряем в качестве? Что если, останавливаясь и проникая вглубь явлений и ощущений, мы можем создать свой собственный шедевр? Эта дилемма меня волнует как никогда раньше. Если она и для вас имеет значение, значит, вы читаете Сартра. Ну и или слушаете Бетховена. А может все вместе – читаете произведение «Что такое литература?» под «Девятую симфонию», что вообще восхитительно!
Олег Хе
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda