Мнения и аналитика

Общий «зонтик» для ЦА

Перспективы роста региона: торговля, транспорт и плодоовощной сектор.
Почему Центральная Азия (ЦА) остается одним из наименее интегрированных регионов мира, страны которого больше торгуют с внешними игроками, чем между собой? Что может помочь изменить ситуацию? Какие тренды будут оказывать влияние на дальнейшие торговые взаимоотношения государств? За ответами на эти и другие вопросы редакция «&» отправилась на VII Центрально-Азиатский торговый форум, темой которого в этом году стали «Перспективы роста: торговля, транспорт и плодоовощной сектор».

На форуме уже не первый год звучит месседж о том, что страны ЦА должны объединять не только их географическое положение и одинаковое наследие, но и общее видение будущего. Однако пока им не удается вывести свои отношения на качественный уровень, об этом свидетельствуют цифры. Так, по словам заместителя министра иностранных дел РК Ержана Ашикбаева, сегодня на внутрирегиональную торговлю приходится всего 5% внешней торговли, осуществляемой странами ЦА. Чтобы исправить эту ситуацию, заместитель главы ведомства предлагает использовать лучшие практики и применять новые технологии, чтобы товары не задерживались на границе. К слову, в этом направлении уже можно отметить ряд улучшений.

Например, в результате снижения акцизов на некоторые виды продуктов товарооборот за 7 месяцев между Казахстаном и Узбекистаном вырос на 35%, а к 2020 году его планируется увеличить до $5 млрд.

Кроме того, сроки прохождения железнодорожных составов из Китая в Европу через Казахстан сократились до 15 дней против 45 по морю. «Сегодня 70% составов из Китая (1200 из 1700) проходят через Казахстан. Мы ожидаем, что к 2020 году транзитом через Казахстан будет проходить 2 млн контейнеров из Поднебесной», — отметил Ержан Ашикбаев.
Важно суметь осуществить переход пограничных пунктов пропуска на новые технологии, которые позволяют уйти от человеческого фактора.
Между тем заместитель председателя Союза транспортников Казахстана Юрий Лавриненко тоже отметил несколько моментов, от которых, по его мнению, будет зависеть повышение объемов торговли внутри региона.

«Дело в том, что все страны с разной скоростью развивают свою инфраструктуру, которая практически повсеместно в регионе нуждается в модернизации. Конечно, работа в этом направлении ведется, реализуются разные инфраструктурные проекты, но в каждой стране этот процесс происходит по-разному, тогда как эффективнее было бы суметь его синхронизировать. Между тем необходимо также уделять должное внимание развитию автоматических систем управления, внедрению технологий, в том числе в части электронного декларирования и документооборота. Важно суметь осуществить переход пограничных пунктов пропуска на новые технологии, которые позволяют уйти от человеческого фактора. Тем более что лучшие практики показывают, что это вполне достижимо. Однако здесь много вопросов, связанных с принятием необходимых регламентов по обмену информацией между таможенными органами, участниками перевозочного процесса и всей цепочки поставок», — пояснил г-н Лавриненко.
Пока, к сожалению, в сельское хозяйство идут только очень богатые люди и компании. Потому что в Казахстане это очень затратный бизнес.
Перспективным направлением в развитии торговых отношений в ЦА остается сельское хозяйство, но и здесь все не так просто. По крайней мере, для Казахстана.

Так, казахстанский бизнесмен Раимбек Баталов озвучил необходимость принять меры по снижению капитальных затрат на открытие бизнеса и сокращению издержек, которые в Казахстане в разы выше, чем, к примеру, в Китае или даже Узбекистане.

«Наши аграрии из Алматинской области могли бы развивать производство органической сельхозпродукции и поставлять ее на рынки соседних стран, в ту же Россию или Китай. Но проблема в том, что, если мы начнем строить теплицы и разводить сады, наша продукция окажется одной из самых дорогих в мире, потому что мы импортируем всё — от саженцев до тепличного оборудования и систем капельного орошения», — пояснил он.

По словам бизнесмена, главное — сделать агробизнес выгодным для МСБ. «Пока, к сожалению, в сельское хозяйство идут только очень богатые люди и компании. Потому что в Казахстане это очень затратный бизнес», — добавил он.

К слову, это не единственный барьер в, казалось бы, потенциально предрасположенном к взаимной торговле сегменте. Дело в том, что потребители каждой страны, в которой развивается сельское хозяйство, как правило, отдают предпочтение отечественной продукции, особенно если речь идет о плодоовощном секторе.

Например, как заметила председатель Ассоциации деловых женщин Узбекистана Гульнора Махмудова, потребители их страны покупают в основном местную продукцию, потому что в их понимании она безопасна и надежна.

«Производители Узбекистана выходят на новое качество, которое подтверждается соответствующими сертификатами. Поэтому, к примеру, китайская продукция у нас на рынке представлена по минимуму», — пояснила г-жа Махмудова.

В свою очередь Раимбек Баталов тоже поделился надеждой, что по крайней мере Алматы в будущем сможет себя самостоятельно обеспечивать плодоовощной продукцией. Но пока рынок, по его словам, сложился следующим образом: весной, летом и осенью снабжение плодоовощной продукцией Алматы обеспечивается отечественными производителями и доставкой из других стран ЦА. Зимой же из-за отсутствия достаточного количества теплиц полки занимает в основном китайский товар. Однако есть надежда, что изменить ситуацию помогут инвестиции, которые сейчас делают в строительство дополнительных теплиц.
Невозможно совсем отказаться от китайской или какой-то другой продукции, поскольку мы хотим быть открытым рынком. Мерилом здесь должна быть конкуренция, а для этого необходимо стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.
Между тем сложность еще в том, что отечественные производители, как и их конкуренты в ЦА, большую часть своей продукции предпочитают отправлять в Россию, в тот же Сибирский регион, где ее покупают дороже. «Это еще раз подчеркивает отсутствие производственных мощностей, соответствующих спросу. Если эту проблему удастся решить, у Казахстана появится больше возможностей продавать свою продукцию как на внешний, так и на внутренний рынок», — отметил бизнесмен.

Кроме того, он пояснил, что для китайской продукции тоже есть ниша на рынке. По его словам, невозможно совсем отказаться от китайской или какой-то другой продукции, поскольку мы хотим быть открытым рынком. Мерилом здесь должна быть конкуренция, а для этого необходимо стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Тогда, по словам Раимбека Баталова, уже мы, заняв нишу «органических» продуктов, будем продавать свой товар китайским состоятельным потребителям, которые готовы переплачивать за натуральные казахстанские яблоки и томаты.

В контексте заявленной темы форума бизнесмен также отметил целесообразность продвижения продукции стран Центральной Азии под единым брендом на внешние рынки. «Правильной я вижу идею о том, что один в поле не воин. Если мы говорим о таком серьезном и большом рынке, как Китай или Россия, то центральноазиатскому бизнесу сложно туда зайти поодиночке. Чтобы попасть в те же крупные торговые сети, нужно быть готовым обеспечивать очень большие объемы. Поэтому здесь хорошим решением может быть продвижение и выход производителей на соседние рынки под общим «зонтиком» ЦА. Тем более что у нас общая транспортная инфраструктура и границы. Только совместными усилиями мы сможем занять какую-то значимую долю рынка в Китае или России», — заключил Раимбек Баталов.
Справка
Организатор VII Центрально-Азиатского торгового форума — Агентство США по международному развитию (Проект USAID по конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест в Центральной Азии).

Данный форум имеет практическое значение: повышение объемов экспорта овощей и фруктов из стран Центральной Азии и преодоление вызовов по транспортировке и логистике, которые препятствуют торговле и экономическому росту в регионе. В рамках форума также организована выставка, на которой были представлены новые технологии, оборудование и услуги в сфере плодоовощного сектора, транспорта и логистики с целью снижения производственных и транспортных расходов.

Отдельным уникальным аспектом форума организаторы включили бизнес-тренинги по внедрению требований международных стандартов безопасности пищевой продукции.

Как отмечает посол США в РК Джордж А. Крол, Центрально-Азиатский торговый форум объединяет покупателей, продавцов и торговых посредников и предоставляет платформу для установления деловых связей, которые помогают молодому бизнесу расти, а существующим предприятиям — расширяться.
Екатерина Корабаева
Автор материала
Евгения Ян
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda