Мой MBA: самосознание организации

На какие ценности опирается бизнес в Казахстане?

Дискуссия на тему ценностей в бизнесе.
В зарубежных компаниях двигаться без миссии и ценностей равноценно блужданию в лабиринте. А как часто вы слышите и видите ценности и миссии казахстанских компаний на практике?
Тема корпоративной культуры и ценностей в Казахстане была активирована с появлением на отечественном рынке международных компаний. Как результат, казахстанские организации методом проб и ошибок вырабатывают свои ценности и применяют их в развитии своего дела. Насколько успешно им это удается, мы попытались выяснить совместно с Высшей школой бизнеса AlmaU. На площадке университета издательство «Iскер Медиа» провело встречу экспертов на тему ценностей и миссии в бизнесе. Дискуссионная панель была организована в рамках «Бизнес-Көрісу» — встречи выпускников и слушателей программ MBA AlmaU, проходящей второй год в стенах вуза. Редакция «&» предлагает вашему вниманию точки зрения экспертов на тему ценностей.
В дискуссии приняли участие:
Бахт Ниязов
Председатель СД Real Invest Group, создатель Falconry private equity fund
Раушан Райсханова
CEO at HCL, отельер
Азамат Сыргабаев
Предприниматель, соучредитель нескольких компаний.
Зауре Акишева
Корпоративный тренер ТОО «КаР-Тел» (ТМ «Beeline»)
Ерлан Ибрагим
Преподаватель программ МВА «AlmaU»
Дмитрий Дмитриев
Соучредитель и директор компании по развитию людей и организаций Flow Kazakhstan
Бахт Ниязов, председатель СД Real Invest Group, создатель Falconry private equity fund
В своей жизни мы начинаем с того, что формируем свое окружение (семья, образование, страна). Затем мы формируем свои навыки, которые позволяют нам правильно действовать в соответствии со своим уровнем профессионализма. И на следующих этапах мы формируем некие привычки, модели поведения и установки, высшей частью которых являются ценности, которые и создают нашу миссию. В своей деятельности, когда собираю команды и выбираю проекты, я стараюсь исходить из этого, придерживаясь такого порядка. От простого к сложному.

Ценности не абстрактны, это вполне реальные вещи. Раньше при рассмотрении проекта для инвестиций мы фокусировались на финансах, цифрах и концепции. А сейчас первое, что нас волнует, — это люди, команда и их кейсы. После этого мы смотрим, какую проблему решает проект. В Силиконовой долине придерживаются понимания, что бизнес — это та сфера, где творческие люди реализуют себя, решая проблемы. Поиск проблемы — главное, на чем фокусируются самые продвинутые люди бизнеса. Это огромная ценность — улучшить или облегчить жизнь человека, который живет рядом с тобой.
Раушан Райсханова, CEO at HCL, отельер
Я отдаю предпочтение научному подходу во всем. Я, как и Бахт Ниязов, хотела бы остановиться на знаменитой логической пирамиде Дилтса, только в обратной последовательности. Потому что мы формируем свои ценности только до 7 лет. Потом бесполезно что-либо делать с этим. И мы действительно приходим в мир с определенной миссией. Затем переходим на уровень «идентичность», где пытаемся найти ответы на вопрос «кто я?». Дальше идут ценности — то, во что мы верим. Только потом на этой почве в возрасте до 5-7 лет рождаются определенные навыки и способности, которые мы продаем внешнему миру. С годами, говорят, мы должны совершить обратный путь и после 50-70 лет задавать себе вопросы «кто я?» и «зачем я приходил?».

И следующий момент, которого я придерживаюсь: при найме человека более всего важны две вещи: насколько ценности кандидата совпадают с ценностью организации и достаточно ли у человека здоровья. Затем уже резюме, опыт, знания, бэкграунд. В своей практике самый большой акцент я делаю на совпадении ценностей.

Я владею небольшим отелем. Когда организация небольшая, то ее можно держать только на ценностях. Могу рассказать на примере моего отеля о практическом закреплении ценностей.

Для себя мы выработали 8 ценностей, одна из которых — «Мой гость — это мой друг». Как мы ее реализовываем? Нужно в течение дня, когда приходит новый или постоянный гость, обратить внимание на две-три особенности этого человека и поделиться с коллегами в общем чате. К примеру, поселилась Стелла, и она вегетарианка.

Другая ценность, важная для нас и казахстанцев вообще, — «нет оснований не радоваться жизни». Нашим сотрудникам необходимо в течение дня сделать шесть селфи, когда они пытаются быть счастливыми или улыбаться. Хочу заметить, что делать селфи не так уж легко. Попробуйте даже сейчас сфотографировать себя улыбающимся. А когда ты на работе — тем более. Еще я поинтересовалась у моих гостей, спрашивают ли они у местных, как пройти в определенные части города. Их ответ был — «Да вы что! Никогда». Потому что выражения лиц у казахстанцев такие, будто они идут на похороны или с похорон.
Азамат Сыргабаев, предприниматель, соучредитель нескольких компаний.
Когда бизнесмен начинает искать бизнес-возможности, смотрит кейсы, его ценности оказывают влияние на то, в какую сферу ему идти, каких принципов придерживаться при производстве своей продукции (насколько она ценна для потребителя, влияет ли на его здоровье). Но, наверно, это с точки зрения предмета бизнеса, когда ты все равно смотришь больше на потребительскую ценность — есть ли рынок, сможешь ли ты как-то на нем себя проявить. Что касается миссии, то понятно, что ценности компании — это то, на чем организация хочет зарабатывать и чему хочет уделить больше внимания. Например, корректное и честное отношение к клиентам. И здесь мы начинаем затрагивать духовные ценности людей. То есть мы должны быть честными, нетерпимыми к чему-то, выявляем ценности людей и компании, которые друг на друга влияют. И понятно, что если заложенные ценности компании и людей, которые в ней работают, не совпадают, то это не позволяет двигаться в одном направлении. И миссия может быть размыта, и способы ведения бизнеса становятся разными.
Зауре Акишева, корпоративный тренер ТОО «КаР-Тел» (ТМ «Beeline»)
Как для представителя бизнеса для меня ценности — не абстракция, а очень практичное понятие. Если я сейчас спрошу, сколько человек из присутствующих в зале слышали слово «ценности» более трех раз в этом году, часть зала поднимет руки. Но если я спрошу, кто из них сможет сейчас встать и рассказать о ценностях своей компании, количество рук уменьшится.

Очень важно, когда ценности существуют не в виде слов на стенде, постера, а когда сотрудники руководствуются ими. Почему это важно? Скорость изменений в бизнесе с каждым годом растет. Мы сталкиваемся с серьезными проблемами. Для их решения нужно совсем другое мышление, и в этом хаосе нужно на что-то опираться. Когда мы оказываемся в ситуации выбора и неопределенности, ценности — это то, что помогает принять решение. Возьмем компанию, которая запускает новую услугу. Ее можно реализовать по-разному, но если наша ценность — «люблю клиента», то я, может быть, выберу не самый выгодный для компании вариант, но такой, который для клиента будет удобен.
Ерлан Ибрагим, преподаватель программ МВА «AlmaU»
Исследований казахстанского опыта введения ценностей в организациях не проводил. Но по ощущениям могу сказать, что только 10% компаний имеют прописанные ценности и миссию. Из них не более чем у 20% ценности и миссии понимают сотрудники. Зауре Акишева привела пример о том, что во многих компаниях могут говорить о ценностях, но это не значит, что, когда спросишь сотрудника, он сможет о них рассказать. Я бы пошел еще дальше и спросил руководство компаний, где есть миссия и ценности, знает ли об этих постулатах, например, тот же технический персонал этой организации? Этой категории сотрудников обычно задают и более простые вопросы — «кто платит зарплату в компании?» — и за редким исключением они отвечают на этот вопрос. И опять же, консультируя компании средней руки, когда мы говорим о таких вещах, как ценности и миссия, меньше чем у половины компаний руководитель понимает, о чем это.

И если заострить внимание на кризисе, который мы сейчас наблюдаем, то могу сказать из собственного опыта, что смогут выжить в достаточно сложных сегодняшних условиях только те компании, у которых есть миссия и ценности, а также их понимание коллективом.
Дмитрий Дмитриев, соучредитель и директор компании по развитию людей и организаций Flow Kazakhstan
Вопрос ценности стал для меня актуален, когда в 2014 году, после нескольких лет работы за рубежом, я стоял перед выбором: оставаться в Цюрихе и зарабатывать хорошие деньги или вернуться на родину, чтобы внести свой вклад в обучение и развитие людей в организациях. Я начал думать о собственной миссии, задавая себе вопросы: зачем я здесь? каким вижу себя через 10-15 лет? что я хочу оставить в качестве наследия внукам? В итоге три года назад я открыл в Казахстане свою компанию и живу здесь.

Ценности человека как личности и ценности организации, по сути, неразделимы. Компания — это юридическое лицо, у которого не может быть ценностей. А вот у ее команды они должны быть.

Здесь я бы хотел сделать ремарку относительно вопроса модератора: а если все мы начнем жить по ценностям, не станем ли мы неуникальными? Если задуматься, то ценности и миссии похожи.

Миссия всегда для кого-то и чего-то. Важно расставить приоритеты. Если попросить назвать клиентоориентированную компанию, то несколько вы вспомните точно. Целостность человека и компании проявляется, когда организация с командой думает, делает и движется в одном направлении. Бывают случаи, когда на сайте пишется одно, а придя в филиал или отделение, получаешь совсем другое отношение.
Справка
Продолжение читайте на следующей неделе, мы продолжим говорить про тенденции развития менеджмента и самосознание организации.
Алтынай Айтбаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda