Мнения и аналитика

Мыслить как предприниматель

Выпускники казахстанских вузов сталкиваются с проблемой трудоустройства, а компании — с задачей поиска кадров, соответствующих их ожиданиям. А ожидания тем временем сильно изменились за последние несколько лет. Работодателям больше не нужны просто исполнители, ведь строить бизнес проще с командой сотрудников, отличающихся предпринимательским складом мышления. Сложившуюся ситуацию обсудили участники форума ALMAU «Предпринимательское образование в быстро развивающихся обществах».

Как отметил председатель Национальной ассоциации организаций образования Serpin Мурат Абенов, система подготовки кадров в Казахстане нуждается в улучшении.

Например, в прошлом году НПП РК «Атамекен» с Министерством труда и социальной защиты провело опрос работодателей. Полученные данные позволяют говорить о существующей кадровой потребности предприятий в торговле, финансах и недвижимости, сельском хозяйстве, образовании и строительной отрасли. Предприятия пяти наиболее востребованных перечисленных отраслей планировали принять около 107 тысяч работников, что составляло 80% потребности Казахстана в 2016 году. Однако, судя по всему, предложение на рынке труда не соответствует ожиданиям работодателей.

«Три года назад мы начали реализацию программы Serpin, цель которой — помочь молодежи юга поступить на гранты в вузы северных регионов страны на востребованные на рынке труда специальности, а затем получить постоянную работу. Проанализировав первые результаты, мы пришли к выводу, что в прошлом году закончившее обучение 50% студентов не были трудоустроены. Получается, мы обучали не тех специалистов либо делали это некачественно, так как работодатели не хотят брать их на работу, несмотря на потребность. На следующий год по программе Serpin закончат обучение около двух тысяч студентов, и если они так же останутся без работы, то, получается, мы эту программу неэффективно реализуем», — отметил Мурат Абенов.

По его словам, в прошлом году их организация провела исследование, дабы узнать интерес граждан к предпринимательскому образованию. Выяснилось, что 79% опрошенных считают, что заниматься бизнесом очень престижно и перспективно, 52% говорят о намерении заняться бизнесом, но только 14% решаются начинать собственное дело. Основная причина неуверенности и отказа от предпринимательства — незнание.
Для развития у молодежи предпринимательского мышления необходимо наличие в преподавательском составе специализированных бизнес-университетов практикующих бизнесменов.
В свою очередь директор Babson and Enterprise Education Винод Радхакесун отметил, что во многих странах уже со средней школы преподают основы предпринимательства, а в некоторых даже учат основам бизнеса в начальных классах.

«Эффективно это тем, что ребята со школы накапливают знания, чтобы потом воспользоваться ими в стенах университета, собравшись группами единомышленников. Либо у них есть возможность изучать предпринимательство чуть глубже и, конечно, не смотреть на возраст. Миллионерами часто становятся двадцатилетние предприимчивые студенты», — сказал он.

Между тем в Казахстане тоже готовы последовать такому примеру. C 2019 года по инициативе НПП и правительства будет введен предмет «Основы предпринимательства» в школах Казахстана. Предмет ориентирован на практическую часть обучения. Так, весь второй год двухгодичной программы рассчитан на проработку и защиту собственной бизнес-идеи. Ожидается, что введение в обязательную школьную программу курса основ предпринимательства будет способствовать воспитанию молодых людей, знающих со школьных лет, что такое рыночная экономика, тонкости ведения бизнеса.

В связи с этим возникает вопрос: как правильно реализовать данную инициативу и вырастить новое поколение людей с предпринимательским мышлением?

Например, основатель ГК Arman Holding Серикбай Бисекеев отметил: «90% людей — хорошие исполнители. Сколько бы книг ни писалось про предпринимательство, пропорционально количество предпринимателей не меняется (всего 10% основной массы). Поэтому нужно понимать: если вы со студенческой скамьи не стали предпринимателем или никогда не пробовали работать на себя, то вы им не станете. Бизнес-школы и книги учат стать хорошими управленцами, но иногда надо просто родиться с предпринимательской жилкой и учиться брать на себя ответственность. Книги не научат вас бесстрашию».

Кроме того, по словам бизнесмена, для развития у молодежи предпринимательского мышления необходимо наличие в преподавательском составе специализированных бизнес-университетов практикующих бизнесменов.

«Часто в вузах преподают обычные теоретики. Приезжая на родину, я вижу, что нужно изменить отношение к преподавателям. В том же Шанхае учителям платят 2-3 тысячи долларов, так как понимают, что будущие профессионалы своей ниши формируются с детского сада и начальной школы. Мое мнение — нам нужно изменить подход и систему преподавания», — отметил Серикбай Бисекеев.

Вопрос наличия практиков из бизнеса, по его словам, также касается и советов директоров компаний. «Будучи независимым директором фонда «Даму», мы с Ляззат Ибрагимовой (одна из бывших топ-менеджеров фонда) пришли к выводу, что, занимаясь развитием бизнеса в Казахстане, мы должны следить и за тем, чтобы в совете директоров присутствовали предприниматели, знающие специфику ведения бизнеса», — пояснил он.

В свою очередь председатель наблюдательного совета Sheberbuild Ералы Сауранбаев объяснил необходимость взращивания кадров с предпринимательским мышлением следующим образом: «Сейчас восприятие руководителем своих сотрудников претерпевает качественные изменения. Мало кому становятся нужны в команде исполнители, слепо следующие указаниям работодателя. Успешный работодатель в свою команду отбирает в первую очередь людей, стремящихся к личной результативности».

Но у этого тренда, по его словам, есть и обратная сторона медали: работодателю в таких случаях сложно контролировать талантливых работников, потому что их нельзя ограничить работой, заостренной на традиционных методах ведения бизнеса. В результате чего управленцам приходится менять привычные подходы в работе с помощью инноваций.
В продолжение темы
Кроме того, лидеры мнений форума «Предпринимательское образование в быстро развивающихся обществах», прошедшего в стенах ALMAU, поделились своим видением того, что будет способствовать развитию предпринимательской среды в нашей стране, и советами для начинающих предпринимателей.
Маргулан Сейсембаев
Бизнесмен, инвестор
Почему в аулах невыгодно заниматься предпринимательством? Потому что там люди с предпринимательской жилкой не могут самостоятельно решить проблемы с рынком, логистикой и доставкой.

Тем не менее в сельской местности есть потенциал развития сельского хозяйства и туризма, так как эти сферы деятельности не требуют больших ресурсов извне. Однако чтобы и здесь все правильно заработало, необходимо решить вопросы неприкосновенности частной собственности и коррупции — бичей казахстанского бизнеса, убивающих в большинстве случаев мотивацию заниматься предпринимательством.

Я считаю, что правительству необходимо декларировать неприкосновенность частной собственности — это постулат, на основе которого должна развиваться предпринимательская среда в целом в стране. В свою очередь бизнес-сообщество должно показывать и декларировать свою ответственность за производство и результаты деятельности.

То есть, с одной стороны, гарантия неприкосновенности частной собственности, с другой — ответственность за бизнес-решения и их последствия. Только такой подход позволит существенно улучшить отечественное предпринимательство.
Серикбай Бисекеев
Основатель ГК Arman Holding
Я всегда советую начинающим предпринимателям: не лезьте в долги, а учитесь работать на свои деньги. Если вы научитесь делать бизнес на 5—10 тысяч долларов, тогда, возможно, сможете работать с привлечением заемных средств или партнеров. Иными словами, не стоит в начале своего пути брать помощь у финансовых институтов в надежде сократить дорогу к успеху.
Кайрат Кудайберген
Основатель строительного холдинга THS Group
Бизнес можно начать и без стартового капитала. Хороший пример успешного старта своего проекта показал выходец из Казахстана, сооснователь компании Amir Watches Жанибек Карсыбаев. Жанибек живет в Майами, но это не помешало ему вместе с партнером и инвестором из нашей страны создать казахстанский часовой бренд. Средства на запуск одной из последних коллекций часов под знаменем отечественного бренда были привлечены через краудфандинговую площадку Kickstarter.com.

Kickstarter.com — хорошая возможность для предпринимателей, имеющих хорошую идею, но не обладающих инвестиционной поддержкой. Данная площадка позволяет в случае заинтересованности потенциальных потребителей в продукте собрать нужную сумму на запуск его производства.

Тем же, кто поверил в продукт и инвестировал свои средства через площадку, товар при выходе на рынок обойдется значительно дешевле рыночной стоимости.

Я заказал пять экземпляров часов, потому что, поддерживая казахстанские бренды, мы даем им возможность производить качественные вещи.
Айгуль Жансерикова
Основатель бренда Aigul Line
Мне пока не довелось увеличить свой доход до миллиона долларов, но каждый очередной заработанный миллион тенге я обязательно куда-нибудь снова вкладываю.

Свой первый миллион я вложила в свою мастерскую по возрождению древнего ремесла войлоковаляния в Казахстане, которая открылась в Алматы в 2004 году. Я тогда работала в международной организации, была возможность хорошо зарабатывать, ездить в командировки в качестве международного эксперта.

Идеей возрождать войлоковаляние я загорелась еще в 2002 году. Проанализировав рынок, я выяснила, что подобных компаний на нем нет, и решила действовать. И вот таким образом хобби переросло в прибыльный бизнес, и я искренне считаю, что любое ремесло вправе называться бизнесом.

Я также считаю, что реализовать свои идеи в полной мере могут только лидеры. Для успешного бизнеса необходимо найти соратников и обратить на себя внимание масс.

При этом воплотить в жизнь то, что ты задумал, можно, только обладая сильным характером и волей. Я считаю, что учиться надо всегда. Тонкости бизнеса и важность предпринимательского мышления понимаешь, лишь когда сам строишь свое дело, смотришь в лицо проблемам и стараешься их решать.
Темирлан Нихамбаев
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda