Здесь и сейчас

Мудрость Виктора Франкла: как она применима к брендам

Авторская колонка издателя Олега Хе.
&
Кто не знает, Виктор Франкл — психолог, еврей по национальности. Во время Второй мировой войны попал в концлагерь и выжил, развив теорию проактивности. «Несмотря на несвободу, тяжести жизни за колючей проволокой, не зная, выживешь сегодня или нет, у человека все равно остается свобода — свобода выбора реакции на то, что с ним происходит», — думал Виктор, оценивая ситуацию вокруг себя. Он видел, что многие его товарищи сначала ломаются морально под гнетом истязаний, устраиваемых нацистами, а затем таких — павших духом, от которых нет толку — первыми отправляют в топку. Виктор смог найти другую реакцию на происходящее с ним, он представлял свою текущую ситуацию как жизненный эксперимент, проверку своей теории, о которой он сможет рассказывать в будущем студентам университетов. Да, он так и представлял: лекционный зал, любопытные глаза молодежи, он вещает с кафедры — не кабинетные тезисы, законспектированные из умных книжек, а реальную психологию, которая помогла выжить не где-нибудь, а в концлагере! Вы не поверите, но все именно так и произошло: война закончилась, Виктор вышел на свободу и затем стал преподавать психологию, основанную в том числе на теории проактивности. Написал книгу «Сказать жизни «Да!» — очень рекомендую!

Столько раз смотрел его знаменитую речь 1972 года, что помню ее почти наизусть.
Ключевой посыл: «Если мы рассматриваем человека таким, какой он есть, то мы делаем его только хуже. Но если мы его переоцениваем, даем ему завышенную оценку, то мы способствуем тому, чтобы он стал тем, кем он может быть».
И это ведь про выбор реакции на человека, про нашу свободу. Недавно пришла в голову мысль, что мудрость Виктора применима и к брендам. Перефразированная, она звучит так: «Если мы рассматриваем бренд таким, какой он есть, то мы делаем его только хуже. Но если мы его переоцениваем, даем ему завышенную оценку, то мы способствуем тому, чтобы он стал тем, чем он может быть». Эта мысль имеет ценность для бизнеса, в большей степени — для маркетологов и бренд-менеджеров. Медитация на будущее бренда и на возможность его волшебного превращения дает много свежих идей.

Особенно если развивать эту мысль в контексте экономики впечатлений. Читая книгу Джозефа Пайна и Джеймса Гилмора «Экономика впечатлений», понимаешь, сколько мы на нашем местном рынке можем еще сделать удивительного и незабываемого. Один только кейс приведу в качестве примера: обычный мячик для бейсбола стоит $5, а мячик от The Rowlings — $30 (в шесть раз дороже!). Почему? Да потому что The Rowlings встроила микрочип в свой мяч, и теперь на экране можно видеть, с какой скоростью он летит после каждого удара. Так товар трансформировался в услугу — помощь в улучшении спортивных качеств. Сами понимаете, что клиенты The Rowlings получают совсем другие впечатления, на порядок выше, и готовы платить за них!

Эра экономики впечатлений уже вступила в свои права и набирает обороты очень быстро. Этому, конечно же, способствуют социальные сети (что они такое, как не витрина людских впечатлений — как позитивных, так и негативных?). И фокус дальновидного производителя переносится с товара и услуги на то, какое впечатление они производят на потребителя — насколько оно ценно и, соответственно, какую цену человек готов заплатить за него.

Итог: мы можем смотреть на бренды и видеть их такими, какие они сейчас, — со всеми их недостатками.
«Кормить черную собаку, а не белую» — есть такое выражение, символизирующее наш выбор — вкладываться в недостатки или достоинства.
Но мы можем смотреть выше голов и видеть, какими бренды могут стать, включив на полную мощность свои самые сильные стороны и подумав внимательно о создании впечатлений, которые станут незабываемыми для потребителей. Все мы живем эмоциями и чувствами: товары и услуги проходят своим чередом, сменяя друг друга, а воспоминания остаются с нами на всю жизнь. Цените свои впечатления. И, конечно же, свободу выбора реакции!
Прошлые выпуски проекта
Олег Хе
Издатель
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda