Мой MBA: самосознание организации

Корпоративная культура на бумаге

Нужно ли описывать миссию и ценности компании и способны ли они помочь в управлении командой?
Досье
Кирилл Куницкий основатель международной школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор», эксперт по систематизации бизнеса и построению работы сильных команд, автор и ведущий обучающих программ, спикер и модератор конференций.
Чтобы бизнес успешно развивался, крайне важно создавать значительную ценность для клиентов, качественно выделяться на фоне конкурентов. Одна из проблем современных компаний заключается в том, что собственники чрезмерно фокусируются на зарабатывании денег. В итоге вся команда работает на финансовый результат, но продукты и услуги компании зачастую остаются посредственными.
Создание качественной разницы в окружающем мире должно стать одним из главных принципов деятельности и развития компании. Работа команды должна быть пропитана явным смыслом существования компании. Его можно обозначить ответом на простой вопрос: «Почему мир станет хуже, если по какой-то причине компании не станет?». В ответе кроется та ценность, которую создает конкретный бизнес на рынке.

В современной управленческой практике создаваемую компаниями ценность принято называть миссией. «Миссия» — модный в последнее время термин, но крайне мало компаний действительно имеют настоящую миссию. Мы можем встречать в офисах красивые лозунги, развешанные на стенах, но чаще всего это просто псевдомиссия — пустые рекламные слоганы, не осознаваемые и не проживаемые каждым сотрудником. Только когда каждый сотрудник проникнется реальной ценностью, которую компания стремится создавать, и каждый день будет руководствоваться ею в своих действиях, можно будет говорить о появлении реальной миссии у компании. Самое интересное, что она даже может быть не сформулирована и нигде не афишироваться.
Создание качественной разницы в окружающем мире должно стать одним из главных принципов деятельности и развития компании.
Именно поэтому формирование миссии важно начинать не с сочинения текста, а с ее осознания, прежде всего, собственником и управляющей командой. Это осознание достигается многочисленными обсуждениями внутри ключевой команды смысла деятельности компании и создаваемой на рынке ценности. Кто наша целевая аудитория? В чем ее проблематика? Как мы можем решить ее лучше, чем это делают конкуренты? В чем смысл нашего существования? В совместных обсуждениях этих вопросов и рождается реальная миссия.

После этого важно ответить на еще один вопрос: «Что мы должны делать ежедневно для максимального воплощения нашей миссии?». И далее начинать действовать согласно принятым принципам. При этом крайне важно, чтобы весь руководящий состав компании был вовлечен в данный процесс и постоянно транслировал миссию и принципы работы в свои подразделения. Только когда это выполнено, можно говорить о написании миссии и развешивании ее на стенах в офисе.

Второй важный компонент, от которого зависит успех организации, — корпоративная культура. Это единый набор стандартов поведения, ценностей и привычек, которыми живет команда. Если миссия отвечает на вопрос «Какую ценность мы несем в окружающий мир?», то корпоративная культура отвечает на вопрос «Какими принципами мы руководствуемся в ежедневных отношениях друг с другом и окружающим миром?».

Корпоративная культура есть у каждой компании, просто у одних она сильная и работает на пользу бизнеса, а у других — слабая и тормозит команду в развитии. Компании с качественной и здоровой корпоративной культурой растут быстрее. Фактически здоровая корпоративная культура является сильнейшим конкурентным преимуществом компании.
Если смысл существования компании и модель поведения команды описаны, но не осознаются сотрудниками, то написанный документ не имеет никакой силы.
Как и в случае с миссией, формирование корпоративной культуры начинается с выведения данного вопроса на осознанный уровень внутри команды. О корпоративной культуре важно много говорить и неустанно работать над ее формированием и поддержанием, одновременно борясь с отклонениями. Для этого в первую очередь собственник бизнеса должен представить себе идеальную корпоративную культуру, которую он желает создать: людей, уровень вовлеченности, степень доверия, поддержку и т. д. Во-вторых, как и миссией, важно увлечь этой идеей команду. Именно увлечь, поскольку корпоративная культура — это внутренняя психология команды, на которую нельзя повлиять директивно. Человека можно заставить поменять действия, но невозможно заставить поменять мышление. Для этого важно, чтобы сам руководитель компании как можно больше говорил об этих ценностях со своей командой. Важно транслировать сотрудникам свое видение идеальной корпоративной культуры, делиться мечтой и вовлекать их в эту мечту.

Представьте: человек прожил всю жизнь в землянке и ничего, кроме нее, не видел. Он не знает, как может быть иначе, в отличие от человека, который какое-то время прожил в хорошей квартире, а после попал в землянку. Так же и люди, которые приходят в компанию с рынка труда, в большинстве случаев не знакомы с тем, что такое качественная корпоративная культура. Именно поэтому тот, у кого есть другой опыт и масштабное видение, должен подтягивать остальных, увлекать за собой и помогать расти.

Далее нужно неустанно работать над устранением поведенческих отклонений в корпоративной культуре, каждый раз выводя диалог с сотрудниками, нарушающими ее принципы, на сознательный уровень, объясняя, почему корпоративная культура настолько важна для компании.

Для того чтобы бизнес был успешным и создавал ценность в окружающем мире, сам собственник должен быть сильным приверженцем идеи создания ценности. И дальше передавать свою «страсть» руководителям, а руководители — остальной команде. Приверженность миссии и корпоративной культуре формируется путем личного примера и взаимной коммуникации.

По мере роста бизнеса и при условии, что компания уже пропитана пониманием миссии и основными нормами корпоративной культуры, их можно описать. Если смысл существования компании и модель поведения команды описаны, но не осознаются сотрудниками, то написанный документ не имеет никакой силы.

Крайне важно, чтобы осознание предшествовало описанию. Описание будет представлять собой формулировку миссии компании и корпоративных ценностей, лежащих в основе корпоративной культуры. Это описание можно провести на специально проведенной стратегической сессии. Если у компании нет опыта проведения подобных мероприятий, лучше пригласить внешнего модератора. Важно, чтобы в этом процессе приняло участие значительное число сотрудников, это значительно повышает уровень приверженности команды описанным принципам.

Помните: команда — это один из главных активов собственника бизнеса, и работа по ее построению никогда не должна прекращаться. А миссия и корпоративная культура делают команду здоровее и успешнее.
Кирилл Куницкий
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda