Стиль жизни

Хозяева своего города

Что делает город удобным для жизни и что заставляет горожан чувствовать себя в нем как дома?
Каждый найдет свой ответ на эти вопросы, выглянув за окно с любимым видом или прогулявшись по самым нарядным улицам своего города. Однако хороший горожанин, как и любой хозяин собственного дома, знает не только что показать гостям, чтобы произвести впечатление, но также что и где в его хозяйстве держится на честном слове. Например, что вон та картина дырку на обоях закрывает, а вот то окно лучше не открывать без надобности — можно потом и не закрыть.

И про каждую такую дырку на стене, ну или самую глубокую яму на дороге в своем городе действительно знают многие жители. Знают, потому что каждый день через нее пробираются, а весной или осенью в дождливую погоду хоть раз из нее кого-то да окатывали грязью. Порой даже кажется: засыпь и закатай эту яму власти города поздней ночью — утром люди и дальше по привычке будут это место обходить, объезжать да перепрыгивать. Иными словами, яма эта — целое явление или исторический монумент, если хотите, только вот «восхищаться» им можно только своим. Ведь гостям неприлично на такие вещи хозяевам указывать. Ну а если такой конфуз все-таки случился, ведь, как известно, раз в год и Варламов погостить приехать может, то выход остается только один — так же искренне удивляться и недоумевать насчет наличия той самой ямы, как и российский блогер.
Как вы уже догадались, на месте той самой ямы может быть любое другое неудобство, с которым сталкивается ежедневно наш горожанин — недостаток парковок, неудобные пандусы, сугробы на тротуарах… Впрочем, продолжить можете сами. Вот только речь сейчас немного не об этом, а о том, что дискуссию «Каким должен стать город, чтобы быть удобным для своих жителей?» почему-то начинают не сами горожане, а их гости из других стран. А мы еще обижаемся на них потом за обрушившуюся критику.
Изменить ситуацию, возможно, смогут такие сообщества, как фестивальная коллаборация городских сообществ, художников, архитекторов и урбанистов Art Energy Almaty при участии агентства FUNK. Основная цель этого социокультурного проекта — создание удобного города руками самих горожан. А для этого участники коллаборации планируют возобновить творческую дискуссию о городе, активизировать креативный кластер Алматы и привлечь творческих инициативных людей к переосмыслению городской среды и влиянию жителей на нее.

Одна из недавних инициатив Art Energy Almaty — конкурс «Теплый город» на лучшую идею по декоративно-концептуальному оформлению Алматы на период весна-лето — 2018. Его задача — продолжить внутригородскую коммуникацию «Бизнес — власть — сообщество», запущенную в сентябре 2017 года в рамках форума Art Energy Almaty "Work in progress". Организаторы надеются, что проект будет интересен и социальному бизнесу, и городским властям, и, в первую очередь, горожанам.
Как отмечает член жюри конкурса и известный скульптор Эдуард Казарян, он сотрудничает с Art Energy Almaty и Astana Art Fest уже четыре года, в течение которых наблюдает, как с каждым разом не только растут сами события и профессионализм организаторов, но и происходят важные изменения в городе. «После каждого фестиваля должны оставаться какие-то произведения, которые фиксируют это событие и занимают свое постоянное место в городе. Фестивали — как волна. Волна набежала, а когда схлынула, на берегу должны остаться «дары моря» — хорошие воспоминания и правильное направление для людей и их будущих идей. Поэтому конкурс мы решили назвать «Теплый город». Конечно, этот концепт можно понимать по-разному. Как теплые воспоминания, любовь к городу, ну или теплоту в прямом смысле. Это все на усмотрение авторов. Надеемся открыть новые имена архитекторов и дизайнеров, а также совершенно новый взгляд на город», — говорит Эдуард Казарян.
Предполагается, что работы — победители конкурса будут реализованы, и участники получат авторское вознаграждение. В составе жюри конкурса — Эдуард Казарян, Майра Измайлова, Эльдар Хасанов. А возглавит эту звездную команду Алекс Ринслер — известный британский паблик-арт-художник, культурный продюсер и организатор городских фестивалей. Алекс принимал участие в городских фестивалях по всему миру и как организатор, и как креативный директор, как участник, даже как монтажник, поэтому его опыт конструкторских решений и знание способов переноса «хрупких идей» в плотную форму, способную «выживать» в городе, несомненно, будут очень полезны алматинским художникам и архитекторам.
Работы Алекса Ринслера
К слову, Алекс успел провести недавно в Алматы открытый авторский семинар «Дыхание города», где были рассмотрены зарубежные кейсы декоративно-концептуального оформления города. Также в рамках открытой дискуссии были затронуты такие вопросы: что делает город удобным для жизни, как социальные задачи решаются через искусство, каковы принципы успешного и эффективного сотрудничества художников, архитекторов и местных сообществ?

Ниже представляем блицинтервью с Алексом Ринслером при участии креативного агентства FUNK.
Странно думать о фестивалях как о художественной практике, как живописи или театре. Когда люди спрашивают вас: «Что вы делаете как художник?» — что вы говорите?
Для меня фестивали предлагают уникальные творческие возможности. Они позволяют городам инвестировать в их внутреннюю творческую экологию, праздновать и сохранять традиционные ремесла, а также ритуалы и причуды, которые делают место уникальным, и предоставлять молодежи значимые возможности заниматься развитием своих районов. Более того, они дают людям возможность моделировать изменения, которые они хотят видеть.
Как вы взаимодействуете с людьми в своей работе и почему это важно?
Мой первый принцип, когда я выезжаю на новое место: я не притворяюсь, что знаю или понимаю, почему люди делают то, что они делают. Я считаю, что это нормально — спросить «почему это важно?» и «что вы хотите этим сказать?», а затем послушать.

Мой второй принцип — найти правильных партнеров и довериться их опыту и экспертизе. Креативное агентство FUNK через директора Майру Измайлову вносит большие изменения в Казахстан. Она взяла на себя риск пригласить меня в свою страну и очень гостеприимно меня приняла. Я в свою очередь согласился поработать с ней и ее командой над разработкой проектов.

Третий принцип заключается в том, чтобы относиться к вкладу людей с уважением и достоинством.
Какова цель и смысл общественного искусства? Какие проблемы оно решает?
Я не претендую на то, чтобы считаться экспертом в области урбанизма. И вместе с тем всем сердцем уважаю тех, кто посвящает свою жизнь этому делу. Как художник могу только утверждать, что владею своей практикой, которая заключается в том, чтобы создавать образы, с которыми люди могут себя связывать. Проекты, которые я делаю, по сути, являются экспериментами. Для меня цель публичного искусства — творческий разрыв шаблонов для того, чтобы за короткое время можно было взглянуть на город под разными углами. Эти эксперименты катализируют изменения и помогают нам осмыслить окружающий нас мир. Иными словами, они помогают сблизить горожан.
Рахимбек Асанов
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda