Здесь и сейчас

Какова ваша картина мира?

Авторская колонка издателя Олега Хе.
&
Примерно сутки я был в трансе после лекции Аркадия Цукера – перебирал все свои шаблоны. Пока не понял, что по Дзэну, перебирать шаблоны – это тоже действие шаблонного мышления: ничему новому оно не учит.

Зато дает понимание, в какой картине мира я обитаю. «Как изменить эту картину на более успешную?», - этот вопрос стал ключевым на выступлении бизнес-тренера Аркадия Цукера в Алматы. Встреча состоялась благодаря усилиям компаний «Шеврон» и «Ренессанс». А тема выступления действительно интригует – «Модели современного инновационного мышления».

Суть в том, что наше мышление – это фабрика шаблонов, которые производятся из нашего опыта и накопленных знаний. Не всегда шаблоны применимы к ситуациям, с которыми сталкиваемся в жизни. Они зачастую новые и вводят нас в ступор. Начинается кризис. Наша задача создать принципиально новую картину мира и сделать в нем открытия.

Разрыв шаблонов происходил в аудитории из 150 человек уже тогда, когда Аркадий объяснял, почему уходят в прошлое такие понятия, как «целевая аудитория», «объем рынка», «маркетинговое исследование». Кто-то в зале начинал спорить, да и я сомневался в правильности некоторых тезисов. Например, кейс Аркадия о том, что ты можешь быть для всех, главное – какой сценарий ты проигрываешь для своего клиента: допустим, престижный магазин гаджетов видит свою целевую аудиторию в возрасте 30-50 лет, с доходом выше среднего, однако в него может заскочить и студент, у которого богатые родители. И т.д. Спорить не стал, хотя в голове крутилась мысль, что есть ядро целевой аудитории и есть периферийные зоны, в которые попадают случайные клиенты – в любом случае ядро-то уж точно надо понимать. Хотя не исключено, что старые понятия так крепко сидят в нашей голове, что мы их считаем незыблемыми. «А вдруг они давно превратились в шаблоны?», - крутилось в голове.

Но идея Аркадия о том, что на первый план выходит «покупательский сценарий», на мой взгляд, очень хороша. Одним словом, мы должны предложить людям внятный сценарий своего взаимодействия, вне зависимости от того, случайный это клиент или нет, какой результат нам дало маркетинговое исследование и какова у нас доля рынка. Скажем, банк может предложить своим клиентам сценарий финансового успеха и отрабатывать его во всех сопутствующих деталях – от и до. «Все невнятные бизнесы канут в лету», - заключил Аркадий. И даже если есть сценарий – вполне рабочий, готовьте новый – бизнес-модели в наше время слишком быстро устаревают.

Для проработки новых сценариев – как в личной жизни, так и в бизнесе, нужно как раз таки инновационное мышление. И здесь возникает подножка. Дело в том, что человеку самому сложно изменить свою картину мира просто потому, что он не понимает, что мыслит шаблонами. А вмешательство со стороны может быть как полезным, так и не очень - другие люди приходят со своими шаблонами. Поэтому Аркадий со своей командой применяют разные типы мышления успешных людей - Диснея, Джобса, Аристотеля, Брина (их мы разбирали на встрече), Джека Ма, Адизеса и др. Это не означает, что ты должен в одночасье превратиться в Стива Джобса (что невозможно), но это помогает расширить свое восприятие мира через чужой опыт, который дал выдающиеся результаты.
Именно так мы чаще всего поступаем, когда читаем книги, смотрим фильмы – примеряем чужое поведение на себя, ищем своего героя, понимаем, как он мыслил и действовал. Осознанно или неосознанно. К примеру, сейчас я читаю книгу «Huawei: лидерство, корпоративная культура, открытость». Рассказ больше про Жэнь Чжэнфея, который основал компанию аж в 44 года и за два десятилетия вывел ее из мелкого продавца телефонов в телекоммуникационного гиганта мирового масштаба. А ведь многие люди, входя в пятый десяток, думают: «Быстрей бы на пенсию!». История Жэня – чем не разрыв шаблона?
Прошлые выпуски проекта
Олег Хе
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda