Лин-менеджмент: на пути к лидерству

Как тропы превращаются в дороги

Каким образом лучше взращивать лидеров в своей компании?
Сегодня казахстанские компании начинают осваивать lean-менеджмент, который невозможен без сильных лидерских позиций руководителя и лидеров внутри коллектива. Поэтому мы побеседовали с основателем «Инновационного центра развития предпринимателей» Инной Кравченко о том, что характеризует предпринимателя (владельца бизнеса) как лидера, а также как сделать так, чтобы философию бережливого производства и кайдзена с вами разделила вся компания.
Инна Кравченко
Для начала определимся со словом «лидер». Лидер в организации — это человек, который имеет влияние и умеет вдохновлять других на совершение определенных действий. Лидер-предприниматель — это человек, который имеет определенный набор навыков.

1. Имеет видение будущего. Лидеру важно понимать, для чего он создал бизнес и какой вклад несет в мир, а также какую ценность дает клиентам. Кроме этого нужно иметь видение не на месяц, а хотя бы на 1-3 года.

2. Умеет управлять эмоциями. Эмоциональный интеллект — навык оставаться в осознанности в любых критических ситуациях, уметь создавать атмосферу взаимовыгодных контактов и выстраивать долгосрочные отношения.

3. Эффективно применяет управленческие навыки (анализировать, планировать, ставить задачи, делегировать, контролировать, мотивировать, передавать конструктивную обратную связь, обучать).

4. Умеет принимать оптимальные решения быстро, основываясь на фактах, а не на домыслах.

5. Умеет убеждать людей, проводить совещания, переговоры, доносить информацию, разрешать конфликты.
Инна, какую роль сегодня предприниматели отводят прокачиванию лидерских качеств?
Мы работаем с предпринимателями, для которых развитие — одна из ключевых ценностей. В последнее время изменились запросы от предпринимателей. Они стали более осознанными. Если раньше, приходя на обучение, предприниматели спрашивали, почему сотрудники чего-то не делают и как их заставить, то сейчас все изменилось, и предприниматели задают себе другие вопросы: в чем их ответственность, чтобы достигались поставленные цели и сотрудники давали конкретные результаты.

Предприниматели понимают, что время идет очень быстро. Все вокруг меняется, и если они не будут развиваться, то не смогут успевать даже оставаться на том же уровне. Чтобы соответствовать требованиям рынка, важно постоянно повышать качество обслуживания, товара и коммуникаций, улучшать взаимоотношения с клиентами внешними и внутренними (применяя принцип, когда сотрудники в компании относятся друг к другу, как к клиентам), улучшать взаимосвязи в процессах.

Как понять, нужно ли вам развиваться как лидеру, как предпринимателю? Ответьте себе честно на вопрос, удовлетворяют ли вас ваши результаты в бизнесе и отношения внутри коллектива? В бизнесе, как в спорте, профессионализм измеряется ключевыми показателями. Достаточно ли у вас клиентов? Достигнуты ли показатели по планам? Есть ли рост капитализации бизнеса? Насколько ценны ваши нематериальные активы? Если нет, значит, есть возможность обратить внимание на развитие как личностных навыков, так и описанных выше показателей внутри компании.
Можете привести примеры подобных лидеров в казахстанских реалиях?
Мы взаимодействуем с предпринимателями из разных отраслей. Могу отметить, что такими лидерами для своих компаний являются основатель и руководитель сервиса «Учет.kz» Максим Барышев, директор по развитию компании Good Даурен Толеев, Любовь Инюшина, представляющая сеть ювелирных магазинов Bergamo.
Процессы работы с инновациями и нововведениями должны быть понятны сотрудникам и проводиться системно и слаженно. Ошибкой будет, если руководитель сам будет все придумывать и делать. Заряжая сотрудников идеей, лидер трансформирует компанию в саморазвивающуюся, когда вовлечена вся команда.
Каким образом лучше взращивать лидеров в своей компании?
Существуют технологии, как взращивать лидеров внутри компании. Первое — понять, кого мы хотим взрастить и под какие проекты, для каких задач. Лидер может быть лидером в проектах, в команде. И важно, чтобы он при этом обладал ключевыми навыками: имел видение, умел управлять эмоциями, развивал управленческие навыки, умел принимать оптимальные решения быстро и был эффективным в коммуникациях.

Поэтому, выбрав кандидата на роль лидера, мы смотрим, насколько сейчас у него развиты эти качества.

В своей практике мы применяем технологию коучинга и менторинга. Задаем специальные вопросы, которые помогают определить, каковы сейчас показатели этого лидера. Насколько высок у него, например, эмоциональный интеллект или развиты управленческие навыки. Затем определяем время, за которое хотим развить данного лидера. И, опираясь на сильные стороны личности, сопровождаем по пути развития, оказывая поддержку в моменты выхода за ограничивающие рамки.

Лидерство развивается в коллективе, когда человеку ставят определенные задачи и делегируют полномочия и ответственность. Сегодня сотрудники хотят больше ответственности, больше свободы, полномочий и подотчетности. Этого не происходит в компаниях, где вместо того чтобы делегировать сотрудникам часть задач вместе с полномочиями, руководители дают директивы, координируют и дают беспорядочные объяснения. Сотрудников заваливают работой либо не поощряют их достижения, но при этом подвергают взысканиям. Сотрудники будут развиваться и работать в компании, если руководителю удается создать комфортную атмосферу, чтобы было желание приходить на работу. Это решение исключительно эмоциональное. Сотрудники могут быть нелояльны к компании, но могут при этом чувствовать лояльность к менеджеру.

Если говорить про топ-менеджеров, то такие люди остаются работать в компании и приходят в нее, потому что чувствуют, что их ценности совпадают с ценностями компании. Их привлекают интересные проекты, общественное признание профессионального успеха.

По исследованиям McKinsey & Company, на последнем месте находятся вознаграждение и место компании. Люди принимают решение, оставаться ли в компании, основываясь на эмоциях! Именно поэтому ключевым навыком лидера-руководителя и предпринимателя является высокий эмоциональный интеллект.
Можете дать рекомендации, как лучше донести до своей команды идею кайдзена, чтобы сотрудники тоже могли разделить философию постоянного совершенствования?
Во-первых, каждый будет разделять идею, если он ее понимает.

Во-вторых, любой поддерживает какие-то начинания, когда понимает, какая для него в этом эмоциональная, моральная или экономическая выгода. И именно взаимодействие и коммуникации лидера, который сам горит идеей улучшений и развития бизнеса, с командой, которую он готов поддерживать без осуждений, — ключевое, чтобы вдохновить команду на постоянное стремление к совершенству. В этот момент лидеру важно просто начать делиться. Ведь один из ключевых навыков лидеров — развитые коммуникации. То есть способность доносить до людей идею и «заряжать» их. А для этого важно сначала самому проникнуться этой идеей. Если при этом лидер сам не вовлечен, то сотрудники будут думать, что это неживая идея, нужная просто для галочки. Гореть идеей, вдохновлять, поддерживать — это должно быть постоянным.

Процессы работы с инновациями и нововведениями должны быть понятны сотрудникам и проводиться системно и слаженно. Ошибкой будет, если руководитель сам будет все придумывать и делать. Заряжая сотрудников идеей, лидер трансформирует компанию в саморазвивающуюся, когда вовлечена вся команда.

Видение руководителей — это основа, на которой сотрудники и компания имеют четкие цели, которые будут понятны каждому сотруднику, чтобы они понимали, куда двигаться.

При внедрении кайдзена на предприятии важно иметь лидера, который будет данную систему инициировать и поддерживать. Чтобы сотрудники компании видели и чувствовали ценность постоянных инноваций, пусть небольших, но ежедневных.

Даже маленькая инновация сближает коллектив и движет компанию вперед. Об этом важно заявить в компании не просто один раз, а поддерживать это регулярно. И тогда бережное отношение к ресурсам компании становится не только желанием руководителя, но и выбором сотрудников.

Руководитель инициирует в компании такую философию, в которой сотрудники проблему переводят в задачу и вместо разборок и поисков виновных ставят задачу, находят решение и развиваются, получая опыт. Это приводит к поступательному движению во всех ключевых бизнес-процессах компании.

При таком подходе все сотрудники из любого подразделения не противопоставляют себя друг другу и не отгораживаются, а воспринимают себя как единый организм саморазвивающейся компании, куда сотрудники приходят с удовольствием, а эту компанию выбирают клиенты.
Тест
Как определить уровень лидерства руководителя?
Руководителю очень важно уделить внимание развитию эмоционального интеллекта, в современном мире это навык №1 для успеха. Для лидера высокий уровень эмоционального интеллекта — это must-have. Ответив на вопросы ниже, вы сможете увидеть области развития:

1) Вам часто кажется, что сотрудники или окружающие не понимают того, что вы хотите им сказать, и это вызывает у вас раздражение и фрустрацию? Да/Нет

2) Вас удивляет, когда ваши слова или шутки задевают окружающих, вам кажется, что они реагируют излишне эмоционально или придираются к вам? Да/Нет

3) Вы спешите вставить в разговор свое мнение и защищаете его с большим рвением? Да/Нет

4) Вы предъявляете к другим такие же высокие требования, как и к себе, и предъявляете претензии в случае несоответствия ожидаемым требованиям? Да/Нет

5) Когда недостаточно времени и возникает стрессовая ситуация, вы не можете справиться со своими эмоциями и начинаете кричать и обвинять других? Да/Нет

6) Вы объясняете несколько раз, а «они» все равно делают не так? Да/Нет

7) Вы считаете, что в большинстве проблем вашей команды виноваты другие? Да/Нет

8) Вас раздражает, когда окружающие ожидают от вас, что вы будете разбираться в их чувствах? Да/Нет

9) Вы сожалели о том, что сказали в гневе или раздражении и испытывали неловкость, вину или стыд за свои слова и свое поведение? Да/Нет

10) Вам кажется, что все пытаются вам дать советы (лезут с советами), а вы пытаетесь защититься и уединиться или оправдать себя? Да/Нет

11) Легко ли вы можете говорить с людьми о том, что вы чувствуете? Да/Нет

12) Можете ли вы определить, какую эмоцию вы испытываете в любой момент времени? Да/Нет

13) Легко ли вам поддерживать партнерские и дружеские отношения длительное время? Да/Нет

14) Есть ли у вас привычка анализировать эмоционально заряженные ситуации? Да/Нет

Умеете ли вы «экологично» проживать эмоции, управлять ими? Да/Нет
Результаты
Если вы ответили «Да» на какой-либо из вопросов с 1 по 10 и «Нет» на любой из вопросов с 11 по 15, то навык эмоционального интеллекта — это зона вашего ближайшего развития.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda