Книжная полка

Как создать бенчмарк среди команд

Обзор на книгу «Harvard Business Review. 10 лучших статей. Управление командой».
Знаете ли вы, что, просто введя общий кофе-брейк или перерыв, когда сотрудники могут свободно пообщаться на общей кухне, вы может увеличить эффективность работы в подразделении на 8%? И это лишь один из приемов повышения эффективности команд.

Мы все так или иначе работали либо в функциональных командах, где достигали результатов, сохраняя достаточный уровень взаимодействия с членами команды, либо в дисфункциональных, где страдали результаты или отношения либо и то и другое вместе. Успех или неуспех команды мы обычно списываем на управление и руководителя команды. Но корректно ли это?
Дана Джакупова, консультант по управлению человеческим капиталом и организационному развитию
Экспресс-уроки от научных деятелей до консультантов и бизнесменов представлены изданием Harvard Business Review в сборнике классических статей «10 лучших статей» (в оригинале — Must read) на тему управления командой. Они позволяют достаточно быстро и сфокусированно изучить тему эффективности команд, поскольку представляют собой квинтэссенцию материалов из надежных источников, подкрепленных апробированными и рецензионными исследованиями.
«Harvard Business Review. 10 лучших статей. Управление командой»
Ниже приведу основные идеи первых пяти из десяти статей-уроков в сборнике «Управление командой», прочитав которые вы сможете ответить себе на два краеугольных вопроса — «кто виноват?» и «что делать?» в отношении эффективности команд. Прочтете же всю книгу — и ваш кругозор и приемы работы в команде значительно улучшатся, переведя вас на новый уровень осознанности командной деятельности.
1. Урок от Алекса Пентленда, профессора Массачусетского технологического института, председателя совета директоров компании Sociometric Solutions
Любой может создать отличную команду. Основные движущие силы взаимодействия, напрямую влияющего на производительность команд, — это энергия, контактирование и поиск. На основе данных своего исследования г-н Пентленд вывел формулу и количественную оценку идеальных схем взаимодействия в команде для каждой из этих движущих сил.

Более того, он доказал, что, если команда в течение продолжительного времени отслеживает свое поведение во время общения и вносит в него определенные изменения, стараясь приблизиться к идеалу, это существенно улучшает показатели работы.

Подход автора переводит некое интуитивное осознание эффективности команд в математические количественные показатели. Наиполезнейшее исследование и выводы.
2. Урок от Ричарда Хэкмена, профессора психологии Гарвардского университета
Даже лучшие лидеры бывают не в силах создать команду, способную показать превосходные результаты. Основная задача лидера — достичь согласия внутри команды. Именно он должен принимать на себя личную и профессиональную ответственность за то, в каком направлении движутся участники его команды. Если лидер не обучен формировать команду и управлять ее работой, шансы на успех команды невелики.

Однако есть возможность повысить вероятность успеха, создав правильные условия; например, одно из них — число участников команды. В команде должно быть не более девяти человек. Если людей слишком много, то количество связей между членами группы оказывается слишком велико, и коллектив выходит из-под контроля. Рекомендация от автора: «Будьте безжалостны, когда речь идет о наборе новых членов в команду. Создание команды требует принятия трудных решений о том, кто наилучшим образом сможет достичь поставленных перед всеми целей. В группу должен включаться далеко не каждый желающий, а некоторых стоит даже исключить из ее состава».
3. Урок от Джона Катценбаха, старшего партнера нью-йоркского отделения Booz & Company, и Дугласа Смита, председателя совета директоров Rapid Results Institute. Оба являются соавторами книги «Командный подход. Создание высокоэффективной организации»
Не все группы — это команды. Многие руководители не понимают разницы. Есть значительное различие между рабочими группами (группа людей, объединенных общей работой) и командой — группой людей, объединенных общими ценностями и не чем иным, как дисциплиной. Автор приводит семь отличительных характеристик для более точного понимания разницы между этими двумя терминами. Важно осознать, что производительность рабочей группы равна сумме вклада каждого члена, т. е. сумме того, что ее члены делают сами по себе. Производительность команды же, наоборот, есть результат усилий как ее отдельных участников, так и всего коллектива.

Командная дисциплина в своей основе включает в себя пять характеристик:

— Значимая общая цель, в формировании которой участвует сама команда.

— Особые задачи деятельности, которые вытекают из общей цели.

— Сочетание дополняющих друг друга навыков.

— Четкое общее понимание того, как надо работать.

— Взаимная ответственность.
4. Урок от Линды Граттон, профессора практического управления Лондонской школы бизнеса, и Тамары Эриксон, генерального директора и основателя компании Tammy Erickson Associates (Линда Граттон также автор бестселлеров «Точки кипения» и «Будущее работы»)
Зачастую компании для реализации крупных проектов, таких как, например, описание и автоматизация бизнес-процессов, привлекают большие разнородные коллективы высококвалифицированных специалистов. Нередко такие команды подбираются в кратчайшие сроки в ответ на срочные нужды. Участники этих команд физически отделены друг от друга большим расстоянием, в связи с чем взаимодействие в основном происходит виртуально.

Авторы исследовали командное поведение в 15 транснациональных компаниях и выявили интересный парадокс. Несмотря на тот факт, что большие виртуальные команды, состоящие из высококвалифицированных разнородных специалистов, становятся все более и более значимыми для сложных проектов, именно эти четыре характеристики — размер команды, виртуальность общения, высокая квалификация и разнородность специалистов — мешают группам выполнять свою работу эффективно. Иначе говоря, качества, необходимые для достижения успеха, ему же препятствуют.

Как этим управлять? Необходимо сфокусироваться на построении взаимоотношений и управлении изменениями, в подтверждение чего авторы приводят в пример восемь действенных методов. Один из них — инвестирование в поддержку социальных отношений во всей организации. Ярчайший тренд в этой области — офисное пространство, где определенное архитектурное решение подталкивает людей встречаться друг с другом каждый день, что способствует развитию сотрудничества. Вспомните офисы лучших компаний мира, и вы сразу все поймете.

Другой метод — это моделирование коллективного поведения. Например, в Standard Chartered Bank высшие руководители часто замещали друг друга на совещаниях, внутренних торжествах, ключевых мероприятиях в других организациях. Таким образом, все сотрудники наблюдали определенные не противоречащие друг другу шаблоны коллективного поведения и следовали им.

Каждый из восьми методов требует определенных временных или денежных ресурсов. Но что могут лидеры сделать уже сейчас для повышения эффективности деятельности больших команд, так это удостовериться, что по крайней мере 20–40% новых участников команды знакомы друг с другом.
5. Урок от Терезы Амабайл, профессора делового администрирования Гарвардской школы бизнеса, и Стивена Крамера, независимого исследователя, писателя и консультанта
Ни много ни мало авторы вывели принцип успеха. Достижение успеха в значимой для человека работе является единственной составляющей, которая важнее всего влияет на работника в течение рабочего дня. Причем чем чаще люди испытывают чувство успеха, тем более высока вероятность того, что они будут продуктивно и творчески трудиться в долгосрочной перспективе.

Так как эффективнее всего заинтересовать сотрудников их же работой? Руководителю просто необходимо помогать сотрудникам «каждый день делать шаг вперед». Принцип успеха предполагает, что именно руководители имеют большее влияние на состояние сотрудников, их мотивацию и творческий потенциал, даже если они думают по-другому. Поэтому любому руководителю в первую очередь следует понять, какие его действия способствуют успеху его сотрудников — взаимодействие, постановка четких целей, стимулирование или что-то еще, а какие дают противоположный эффект.

На мой взгляд, эту книгу надо не только прочесть от начала до конца с полным погружением в детали, но и перечитать вдоль и поперек, дабы почерпнуть все самое ценное из многочисленных исследований, проведенных авторами. Более того, сборник статей не написан с учетом только управленческой точки зрения, наоборот, любой участник команды может воспользоваться выводами и рекомендациями, чтобы внести свой вклад в повышение эффективности команды.

Даю свою звезду полезности книге «Harvard Business Review. 10 лучших статей. Управление командой»! Эту книгу вы можете найти на сайте Alpina book. В печатной версии книга представлена в сети магазинов «Меломан» и «Книжный город».
Дана Джакупова
Консультант по управлению человеческим капиталом и организационному развитию
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda