Живая практика

Как привлечь миллионные инвестиции и купить конкурента?

Почему инвесторы верят команде Chocofamily?
Интернет-холдинг Chocofamily поделился новым бизнес-кейсом, подтверждающим, что казахстанские интернет-компании могут развиваться по классическому западному пути: не просто разово привлечь деньги под какие-то обещания, а демонстрировать стабильный рост.

Основатель этого семейства онлайн-сервисов Рамиль Мухоряпов на днях сообщил о третьем инвестиционном раунде Chocofamily в размере 700 млн тенге. Новые инвестиции, по его словам, будут направлены на укрепление лидирующих позиций холдинга на рынке электронной коммерции Казахстана.

Новые средства в капитал компании вложили структуры Тимура Турлова (ИК Freedom Finance) и Адиль Нургожин (партнер фонда I2BF Global). Часть привлеченных средств была направлена на покупку 100%-й доли в Foodpanda Kazakhstan, входящей в состав международного сервиса по онлайн-заказу и доставке еды Delivery Hero.
«Мы хотим в ближайшей перспективе продолжать контролировать этот бизнес, по крайней мере, до момента, пока он не станет действительно большим. Кстати, сделка еще примечательна тем, что все вошедшие инвесторы согласились быть миноритариями. Мы в свою очередь понимаем, что не можем подвести наших партнеров, которые доверили нам серьезные деньги. Будем стараться создавать климат, в котором они будут чувствовать себя в комфорте и защищенными», — отметил Рамиль Мухоряпов.

Кроме того, по его словам, Chocofamily — своего рода бенчмарк для рынка. «Важно, что мы не просто привлекаем деньги, а демонстрируем стабильный рост на 80% в год в течение пяти лет подряд, системно строя работу с инвесторами», — добавил бизнесмен.

К слову, в прошлом году холдинг получил 1 млн долларов от Мурата Абдрахманова (Astel, KazTransCom, Dent-Lux), а в 2013 году — 400 тысяч долларов от DEMUS Capital. Капитализация компании с момента входа первых инвесторов в 2011 году выросла в 147 раз и по итогам последнего раунда превысила 15 млн долларов. За 2016 год оборот Chocofamily вырос с 6,2 млрд тенге до более чем 11 млрд тенге, а количество зарегистрированных пользователей превысило 1 200 000 человек. В 2017 году компания ожидает роста оборотов до 19 млрд тенге.

«Я стал акционером холдинга больше года назад. Хотя наши отношения начались еще раньше, когда мы обсуждали с Рамилем возможности развития и трудности, которые могут возникнуть у компании при росте с оборота в 10 млн долларов до 100 млн долларов. Год назад, после долгих переговоров, я инвестировал в проект. Условием моего входа было внедрение стандартов корпоративного управления и гармонизация бизнес-процессов. Поскольку то, что можно делать в режиме «ручного управления» в небольшой компании, в быстро растущем бизнесе может привести к определенным операционным рискам. Спустя год могу сказать, что я доволен тем, как работает и развивается компания. Я участвую в работе совета директоров и думаю, что опыт, который у меня есть, полезен для развития бизнеса», — поделился Мурат Абдрахманов и поприветствовал новых акционеров, отметив, что для него как инвестора это позитивный фактор, который позволит и дальше активно развиваться компании, привлекая дополнительные средства.
Своим мнением также поделился руководитель и акционер ИК Freedom Finance Тимур Турлов, который считает, что Chocofamily обладает уникальным рыночным положением в ряде ключевых сегментов интернета в Казахстане, а его команда способна выигрывать конкуренцию с ведущими мировыми брендами, представленными в республике. «Уверен, что компания сейчас находится на очень важном этапе раскрытия своей стоимости, на этапе количественного роста и тиражирования своей успешной бизнес-модели. Я рассчитываю, что смогу помимо финансовой инвестиции привнести и свою экспертизу в привлечении капитала и финансировании дальнейшего развития компании, что может быть очень востребовано на данном этапе», — отметил инвестор.

Кроме того, по его мнению, Chocofamily — уникальный актив для Казахстана. «Это очень открытая партнерская компания с хорошим корпоративным управлением, с лучшей управленческой экспертизой и заслуженным лидерством в своих сегментах Казнета. Несмотря на рост большими темпами, они умудряются быть прибыльными и выигрывают конкуренцию даже у сильных глобальных брендов. На мой взгляд, сейчас приходит время для бурной экспансии и расширения», — заключил инвестор.

В свою очередь партнер венчурного фонда I2BF Global Адиль Нургожин считает, что для Казахстана это прецедент с точки зрения прозрачности сделки. «Мне кажется, это правильный подход. На ваших глазах сейчас создается казахстанский венчурный рынок. Chocofamily, будучи компанией-лидером, задает планку, которой теперь придется придерживаться всему рынку, — комментирует он. — Я знаком с командой Chocofamily уже на протяжении четырех лет. Изначально мы рассматривали Chocofamily для инвестиций от фонда I2BF Global, но из-за мандата (фонд инвестирует в чистую энергетику, а не в е-коммерцию. — Ред.) мы не смогли этого сделать. Тогда я решил инвестировать собственные средства, поскольку команда, ее история и продукты мне лично очень импонируют. К тому же мне было интересно войти в проект с профессиональной точки зрения, несмотря на то, что я не смог поучаствовать в качестве бизнес-ангела на более ранних раундах».

Между тем Рамиль Мухоряпов напомнил журналистам и о другом своем бизнес-кейсе, поделившись результатами первого года работы опционной программы, по условиям которой каждый сотрудник Chocofamily может стать ее акционером.

«Наша опционная программа появилась после IPO Yandex, когда десятки сотрудников данной компании стали миллионерами. Запуск IPO они объясняли тем, что этот бизнес построен на людях. Если люди талантливые, если они будут работать на благо только нашего проекта, то только тогда удастся создать нечто великое. Так они отблагодарили своих сотрудников, которые работали много лет. Это нас и вдохновило», — рассказал Рамиль Мухоряпов.

Опционная программа Chocofamily рассчитана до 2020 года, между сотрудниками будет распределено 10% капитала компании. За 2016 год опционы получили 118 сотрудников на суммы от 125 до 107 500 долларов, в зависимости от внутреннего грейда, присвоенного сотруднику, и достижений по итогам года.

«Опционная программа трансформировала мышление и корпоративную культуру Chocofamily. Приходить работать в компанию, где ты совладелец — это новый уровень свободы и ответственности. Сейчас, после подведения итогов первого года, когда десятки сотрудников получили опционы, по стоимости равные приличному автомобилю, стала понятна и финансовая ценность программы», — отмечают в компании.
Где водится перспектива?
Воспользовавшись моментом, мы также спросили партнера венчурного фонда I2BF Global Адиля Нургожина о том, какие еще сферы помимо е-коммерции обладают хорошим потенциалом инвестирования.
Адиль Нургожин
Партнер венчурного фонда I2BF Global
В первую очередь, это сфера, связанная с разработкой мобильных приложений. Этот рынок работает немножко по-другому в отличие от электронной коммерции. Наверное, более фрагментированно, потому что там с каждым человеком приходится коммуницировать тет-а-тет через его смартфон.

Тем не менее эта сфера обладает таким же потенциалом. Проникновение сотовой связи у нас в стране — около 170%. У каждого казахстанца сейчас по два смартфона. Поэтому того, кто угадает настроение рынка и предложит продукт, который либо как-то облегчит жизнь человека, либо сможет его развлечь, ждут большие перспективы.

Вторая сфера с большими возможностями — это Fintech. Сейчас самое время вкладывать в данный рынок, пока банки находятся в непонятном коматозном состоянии и не в состоянии кредитовать экономику в том объеме, что ей необходимо. Мы слышим, что никто не кредитует МСБ, а что тогда говорить про ИП? Микробизнес, чтобы выжить, вынужден идти в ломбард и занимать под 30-50% деньги на оборотный капитал. Поэтому, если сейчас кто-то предложит хороший продукт, который сможет удовлетворить потребность этих мелких предприятий, он займет хороший сегмент.

Конечно, банки тоже в последние года два вкладывают много денег в эту сферу, но они априори не могут быть эффективными и предлагать быстрые и хорошие продукты из-за своей консервативности, зарегулированности, медлительности, маленькой маржи и отягощенности долгами. К тому же в ближайшие 2-3 года они будут разгребать свои балансы, заниматься консолидацией, докапитализацией, а это отвлекает от развития. Поэтому тот, кто правильно зайдет на рынок с хорошим продуктом, имеет неплохие шансы подвинуть банки в ретейле.

Третья сфера — агросектор и еда. В Казахстане пока никто не занимается серьезно как инвестор переработкой продуктов питания. Если к этой сфере подойти с пониманием, что эта ниша совершенно не занята, но требует вложений в долгосрочные проекты с окупаемостью через 7-10 лет, то можно рассчитывать на перспективу.

Ну и четвертая сфера — логистика и все, что с ней связано.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda