Бизнес

Как конкурента превратить в соратника?

«Со щитом, а может быть, на щите» — эта строчка из песни Виктора Цоя явно не про новое поколение предпринимателей. В отличие от своих предшественников они поняли важную вещь: иногда проще сложить оружие в конкурентной борьбе друг с другом за «местный водоем», чтобы вместе отправиться покорять «океан».

К слову, то, что объединяться намного дешевле и выгоднее, чем постоянно конкурировать, лучше всех сегодня осознают лидеры интернет-рынка. Конечно, само по себе объединение компаний — дело не новое, но есть небольшая разница. Раньше подобные сделки, как правило, заключались, когда большая корпорация полностью покупала или инвестировала в развитие небольшого, но динамично растущего игрока. Можно привести и более радикальные случаи, когда акулы бизнеса проглатывали более мелкую рыбешку, потому что она сама попадала им в пасть, или просто учуяв ее кровь.

Сегодня же все чаще происходит объединение компаний среднего размера на локальных рынках, благодаря чему создается новый игрок, готовый выйти в открытый океан глобальной конкуренции. Иными словами, речь идет о паре или нескольких хорошо растущих игроках с правильными амбициями и одинаковыми планами. А все потому, что современный бизнес построен на умении сотрудничать, договариваться, находить выгоды в каждом знакомстве
Как визит в штаб-квартиру Google сдружил конкурирующие компании из Казахстана?
Казахстанский рынок e-commerce тоже поддался этому мейнстриму. Тому пример — недавно объявленная сделка Aviata.kz и Chocotravel.com по объединению сервисов онлайн-покупки авиа- и железнодорожных билетов. Запуск обоих проектов состоялся в 2013 году с разницей в несколько месяцев. Сенсационность данному кейсу в казахстанской стартап-практике придает тот факт, что оборот объединенной компании превысит 100 млн долларов. Это больше, чем у сегодняшнего лидера интернет-коммерции в Казахстане — компании Air Astana.

Этот пример еще раз подтверждает, что успешные стартапы и интернет-компании создаются не зелеными юнцами и вчерашними студентами, а предпринимателями, которые уже имеют опыт благодаря участию в других проектах.

История же объединения казахстанских ведущих travel-сервисов началась с поездки двух конкурентов в Google. «В 2016 году они пригласили несколько казахстанских стартаперов на специальную конференцию и в свою штаб-квартиру. В составе стартап-десанта из Казахстана были как раз Алексей Ли (Aviata.kz), Николай Бабешкин (объединенная компания «Колеса, Крыша, Маркет»), Геннадий Ким (Chocofamily) и я. Так в поездке мы провели неделю. За это время нам удалось понять несколько важных вещей, которые легли в основу нашего объединения. Во-первых, оказалось, что мы смотрим в одну сторону и одинаково мыслим. Во-вторых, мы осознали, что не тем занимаемся. А именно: мы делаем классные вещи, но на маленьком рынке. На конференции, к примеру, мы познакомились с компаниями, которые превратились в многомиллиардные бизнесы всего за пару лет. Для нас стало очевидным, что денег в мире намного больше, чем в Казахстане. Поэтому мы задумались, стоит ли тратить время, чтобы победить кого-то на казахстанском рынке, тогда как можно объединить свои усилия и перестать тратить свои ресурсы на зачастую бессмысленную конкуренцию», — поделился основатель Chocofamily Рамиль Мухоряпов.
Рамиль Мухоряпов, Евгений Матвеев, Алексей Ли
Какая синергия ожидается от объединения?
Переговоры об объединении тревел-сервисов велись с мая 2017 года. Участники сделки подчеркивают, что речь идет не о поглощении, а о слиянии равноправных партнеров. Акционерами уже объединенной компании стали Chocofamily, группа компаний «Трансавиа» и два физических лица, стоящих у истоков Aviata.kz (речь идет о семейной паре — Анне и Алексее Ли). По условиям соглашения в состав наблюдательного совета компании войдут по два представителя со стороны Aviata.kz и Chocofamily, а также один независимый директор, которым станет Николай Бабешкин — генеральный директор «Колеса, Крыша, Маркет» (еще одна казахстанская объединенная компания).

«Даже в процессе переговоров мы поняли, что смотрим в одну сторону, — рассказал сооснователь Aviata.kz Алексей Ли. — У нас есть единое понимание, как правильно строить бизнес и развиваться. Поэтому мы и приняли решение управлять компанией совместно. При этом каждый из брендов сохранит свою уникальность, реализуя собственные стратегии продвижения, пользовательский интерфейс и т. д.».

Оба бренда имеют разную аудиторию и отлично друг друга дополняют. К примеру, Chocotravel с политикой дискаунтера стал за короткий срок лидером B2B-онлайн-продаж авиабилетов в Казахстане. За полгода к travel-сервису присоединилось более 800 компаний, которые теперь экономят до 30% на командировочных расходах. В свою очередь Aviata является лидером в онлайн-продажах авиа- и железнодорожных билетов. По словам участников сделки, этот бренд продолжит выстраивать наилучший клиентский опыт и сервис для частных путешественников, увеличит фокус на развитии удобных мобильных приложений, а также будет продвигаться за пределами Казахстана.

«Объединив свои усилия, теперь мы можем в два раза быстрее развиваться, создавать качественный продукт и высвобождать ресурсы для выхода на другие рынки», — отметил Алексей Ли.

Приоритетными для масштабирования проекта станут рынки СНГ и стран Юго-Восточной Азии. К слову, ранее Aviata.kz уже объявляла о выходе на рынок Индонезии, но попытка не принесла ожидаемых плодов в связи с тем, что компании было сложно уделять одинаковое внимание развитию на локальном рынке и в другой стране. Теперь же, по мнению участников сделки, у объединенной компании есть все шансы преуспеть в международной экспансии. В пользу этого говорят очевидные элементы синергии.

«У каждой из компаний есть свои команды разработчиков — по 10-15 человек. Раньше каждая из них была вынуждена отдельно разрабатывать одни и те же решения. Теперь же мы можем в два раза ускориться с точки зрения разработки и презентации новых продуктов своим клиентам. Речь идет о таких вещах, как создание полной базы лоукостеров с прямыми интеграциями, выбор места на борту, напоминание о начале регистрации, подключение новых систем бронирования и т. д. На уровне бэк-офиса тоже будет происходить очевидная синергия — мы сможем создать единую бухгалтерию и общую службу заботы о пользователях», — пояснил Рамиль Мухоряпов.
Справка
К слову, такая стратегия уже оправдывала себя ранее с другими известными мировыми брендами и в иных отраслях. Например, после соединения в 1926 году фирм Daimler и Benz образовавшийся автоконцерн Daimler-Benz начал использовать знания и опыт инженеров и конструкторов двух компаний, во главе которых встал Фердинанд Порше. Он полностью обновил производственную программу и взял за основу одни из последних моделей Daimler, которые стали выпускать под маркой Mercedes-Benz.
Что ждет клиентов объединенной компании?
Уже сейчас Aviata.kz и Chocotravel.com ежедневно обеспечивают пассажирами порядка 27 самолетов. По словам сооснователя Aviata.kz и представителя группы компаний «Трансавиа» Евгения Матвеева, несмотря на незначительные культурные различия этих сервисов, есть главное, что их объединяет. И это ориентированность на клиента. «Объединение объемов продаваемых билетов позволит нам получать еще более выгодные условия от авиакомпаний для клиентов обоих сервисов», — заключил он.
P. S.
«А мне приснилось —
Миром правит любовь,
А мне приснилось —
Миром правит мечта».

Виктор Цой
Мы постараемся держать вас в курсе того, как будет сбываться мечта казахстанских стартаперов.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda