Мнения

Из поколения Z в поколение TECH

Предстоит вырасти сегодняшним школьникам, что подразумевает развитие инновационного сознания и креативного мышления.
В этом уверен генеральный директор Future Laboratory Иракли Кашибадзе, занимавший в прошлом пост председателя Агентства инноваций и технологий при Министерстве экономики и устойчивого развития Грузии.
Совсем скоро Иракли выступит в Алматы на площадке фестиваля Go Viral, который пройдет 15-16 июня. В своем выступлении он обещает поговорить о цифровой трансформации, которая сегодня затрагивает абсолютно всех; развитии экосистем, поддерживающих инновации и стартап-проекты; а также опыте Future Laboratory по внедрению специализаций будущего.

Однако нашей редакции заранее удалось немного расспросить Иракли об опыте Грузии в вопросе создания единой экосистемы инноваций и подготовки поколения Z к инновационному будущему.
Иракли, интересен ваш взгляд на то, какой подход наиболее эффективен для развития инноваций в стране?

Здесь, наверное, нельзя выработать универсальный рецепт. Хотя бы, потому что в постсоветских и западных странах совершенно разные реалии и подходы, например в той же системе обучения, с которой и начинается развитие инноваций. Важно чтобы еще в школьном возрасте дети начинали задумываться о том, как они в будущем могут изменить мир.

А как же к этому раньше подходили в постсоветских странах? Ученик, сидя в классе, был вынужден от звонка до звонка слушать поток какой-то информации, при этом сам практически не участвуя в процессе обучения. Как результат на выходе мы получали пассивных участников экосистемы, которых к каким-то действиям в дальнейшем стимулировала лишь сама жизнь.

Помимо системы образования, для инноваций важна и сама инфраструктура, а также внедрение программ по улучшению навыков, развитию компетенций и конкурентоспособности.

Не менее важны государственные механизмы, позволяющие минимизировать риски связанные со стартом предпринимательских инициатив. Ну и конечно, самим предпринимателям нужно учиться большей открытости и взаимодействию в экосистеме. Поскольку конкуренция – это старый способ ведения бизнеса. Сегодня куда важнее уметь кооперироваться.

Расскажите подробнее о подходе, который используется в Грузии, чтобы у предпринимателей, столкнувшихся однажды с неудачей, оставалась мотивация продолжать дальше.

Первым делом наше государство создало единый механизм развития экосистемы инноваций. Могу заметить, что например, в Казахстане, существует несколько параллельно действующих структур, что создает некую разобщенность. Для нас же было важно, на выходе получить скоординированную систему. И в этом нам помогло создание Агентства инноваций и технологий Грузии. Ему был передан соответствующий мандат и выделен отдельный бюджет, что позволило поддержать все необходимые направления для развития экосистемы инноваций, в том числе и самой инфраструктуры. Так за два года в Грузии было создано два технопарка, 25 лабораторий промышленных инноваций (фаблабов), куча инновационных центров на базе университетов, а также запущена программа по финансированию стартапов. И все это лишь первый этап.

В дальнейшем единая система, созданная государством, должна начать отходить от роли главного инициатора всех проектов, трансформируясь в структуру, просто содействующую коммерческим инициативам. Например, таким как создание коммерческих венчурных фондов, акселераторов, технопарков и т.п.
По количеству функционирующих лабораторий промышленных инноваций Грузия входит в Топ-10 стран мира.
Чуть ранее вы затронули тему кооперации, которая чаще всего происходит в технопарках. Можете рассказать, с какими сложностями вы сталкивались при их развитии в Грузии?

Наши технопарки созданы по интересной модели, которая подразумевает принцип действия одного окна. То есть в технопарках Грузии были сконцентрированы все инфраструктурные элементы и сервисы, необходимые для развития стартапов. Так превратив технопарки в эпицентр развития стартапов, мы смогли масштабировать эту модель дальше.

Скажите, насколько велики были затраты на создание технопарков?

Вместе с аппаратурой было потрачено примерно 3,5-4 млн долл. Это не такие большие инвестиции для здания площадью более 3000 кв. м., расположенного в самом живописном месте Тбилиси. Кстати технопарки стали визитной карточкой Грузии. Все значимые мероприятия с участием премьер-министра и различных делегаций проводятся теперь именно там.

А как происходило развитие фаблабов? Они создают инновации по заказу государства или сами ориентируются на потребность рынка?

По количеству функционирующих лабораторий промышленных инноваций Грузия входит в Топ-10 стран мира. Это важно, так как фаблабы – это не что иное, как производственная система будущего. Причем представленная не какими-то громоздкими заводами со штатом сотрудников 1000 человек, а универсальными площадками с цифровым техническим оснащением, которое позволяет производить практически все. То есть, это дает любому человеку, желающему трансформировать свою идею в физический продукт, возможность увидеть как будет выглядеть и работать его прототип. Таким образом, в первую очередь фаблабы работают для стартапов и других представителей частного сектора, которые могут выпустить лимитированную партию своего продукта, показать ее своим потребителям, собрать обратную связь и доработать свои прототипы.
Это раньше государства готовили людей, которые условно должны были сидеть и весь день работать за определенным станком. Сейчас большую часть из них уже заменили роботы.
Вначале нашей с вами беседы вы уже упомянули важность системы образования. В продолжение этого хотелось бы поговорить о новых специализациях, потребность в которых будет расти по мере развития инноваций.

Компания, которую я сегодня представляю, как раз занимается внедрением специализаций будущего. Мы уже реализуем несколько больших проектов в школах, обучая учащихся 3D моделированию и 3D печати, а также робототехнике, микроэлектронике, программированию и т.д. Кроме того грузинские школьники активно осваивают навыки XXI века. Например, такие, как креативное мышление, коллаборация и коммуникации. Благодаря всему этому, на выходе мы получаем уникальных детей, готовых к инновациям.

Это раньше государства готовили людей, которые условно должны были сидеть и весь день работать за определенным станком. Сейчас большую часть из них уже заменили роботы. Поэтому если у нашего нового поколения, не будет соответствующих навыков, то оно просто останется без работы.
Справка
Go Viral Network был основан в июне 2017 года в г. Алматы для объединения более 2000 передовых мыслителей в сфере медиа, бизнеса, культуры и технологий из Центральной Азии, Восточной Европы и Соединенных Штатов. В это сообщество входит творческая аудитория, в том числе журналисты, предприниматели, кинематографисты, музыканты, активисты и просто энтузиасты, которые хотят научиться новому и реализовывать интересные проекты в этих направлениях. Сообщество Go Viral включает в себя фестиваль, возможность подать на гранты, выступления известных спикеров по направлениям: медиа, бизнес, культура и технология в течение года. Трехдневный фестиваль Go Viral проходит ежегодно в Алматы и включает в себя презентации, панельные дискуссии, музыку, фильмы, спектакли и мастер-классы от ведущих тренд сеттеров из США, Центральной Азии и Восточной Европы. Go Viral Network существует при поддержке Дипломатической миссии США в Казахстане для предоставления возможности творческой аудитории творить, создавать и продвигать свой контент, информировать, развлекать, рекламировать и успешно взаимодействовать с глобальной аудиторией посредством социальных сетей, новых платформ и технологий.
Поделитесь с друзьями
Екатерина Корабаева
Автор материала
Эрик Фарахов
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda