По ту сторону

Искусство запечатлеть момент

Фотограф Владимир Бабкин открывает занавес своего любимого дела.
По мнению сегодняшнего героя проекта «По ту сторону», где мы рассказываем и показываем backstage интересных профессий, фотография автоматически передает фактуру предмета и живых существ. Владимир Бабкин увлекается фотографией уже четвертое десятилетие. Выставляется он не часто, но очень удачно. В этот раз вновь повезло жителям и гостям Алматы, которые могут любоваться завораживающими работами фотографа до середины января.
Досье
Владимир Бабкин родился в Актюбинске и живет в Алматы. Окончил географический факультет тогдашнего КазГУ им. Кирова по специальности «инженер-гидролог». Увлекся фотографией в студенческое время, когда в честь рождения сына тесть подарил ему первый фотоаппарат ФЭД-2. С этого периода началось фотографическое хобби, а затем — профессия и любимое дело всей жизни.
Какова была реакция вашей семьи и друзей на первые фотоработы?
Я начал увлекаться фотографией после рождения сына, в 80-х годах. Профессионально фотографирую с 90-х годов.

Мои первые снимки оценили в семье. Друзья также говорили, что в них есть настроение. Это побудило меня пойти в тематический клуб. Показав свои фотографии, я сразу был принят в ряды фотографов, позже принимал участие в республиканских конкурсах, получал награды.

Затем судьба занесла меня в Новосибирск — туда я поехал на стажировку после окончания университета. Нужно понимать, что российские города не такие, как наши.
В чем отличие?
Царит другая творческая атмосфера. Когда я показал свои фотографии в Новосибирске, меня осмеяли. Грустные девушки, сидящие на лавочках парочки, птички, рыбки — это то, что пользовалось популярностью в Казахстане. В Новосибирске это не поняли. Громче всех меня обсуждал один парень, который потом стал моим хорошим другом. Меня это так задело, что я попросил его показать свои фотографии, чтобы понять, от кого я слышу критику. Парень достал из портфеля четыре фотографии, которые только что забрал с почты. Оказывается, за эти фотопортреты он получил награду на международном конкурсе. Я видел, что фотографии класс, но, так как был обижен на него за критику, сказал: «Ну и что?» Тогда уже мой нынешний друг сказал одну фразу: «Да, ты прав. Это все дерьмо. Надо делать другие фотографии». С тех пор эти слова стали для меня кредо. Именно с того момента я стараюсь получать удовольствие от самого процесса, а не от результата. С другой стороны, как человек, знающий творческую линию, признаю, что без выдачи на-гора результата ты не сможешь поставить точку на чем-то, не сможешь идти дальше. Мои фотовыставки — это очередная точка. Все они отличаются друг от друга по качеству и по другим критериям.
На ваш взгляд, что неизменно в фотографиях?
Неизменна основа, принципы фотографизма. Один из них — фотография автоматически передает фактуру предмета и живых существ. Предположим, вы сфотографировали травинку. Художнику нужно прорисовывать каждую пушинку, клеточку. А фотография передает это автоматически. Любая картина, нарисованная с фотографии, выкупается сразу. Потому что одна точка перспективы. Человек видит двумя глазами. Когда художник пишет картину, всегда что-то меняется, объект не стоит на месте. Допустим, пишет художник пейзаж. Сегодня он встанет в одно место, а завтра — в другое. Получается несостыковка.

Другой принцип — моментность. Фотоаппарат — это физический прибор, который запечатлевает момент при помощи пружинки, диафрагмы и специальной шторки. Мы часто видим портрет красивой девушки, сидящей в студии. Посадите ее через час с такой же прической, макияжем — вы получите такую же фотографию.

Завершающий принцип — документальность. Фотография по своей сути антиабстрактна для восприятия. Любое искусство требует от зрителя абстрактного мышления. Пришли вы в оперу, смотрите на Джульетту. Вам надо абстрагироваться, чтобы представить молодую девушку вместо женщины 40 лет с соответствующей комплекцией. В фотографиях все просто и понятно. Человек — это человек, война — это война. Не надо включать абстрактное мышление. Когда фотографы начинают экспериментировать с документальностью, они тоже теряют фотографизм. Это становится чем-то другим. Самые яркие, дорогие фотографии в истории — это просто фотографии. Из этих принципов надо исходить в оценке фотографии.
Любое искусство требует от зрителя абстрактного мышления. Пришли вы в оперу, смотрите Джульетту. Вам надо абстрагироваться, чтобы представить молодую девушку вместо женщины 40 лет с соответствующей комплекцией. В фотографиях все просто и понятно. Человек — это человек, война — это война.
Можете назвать общее количество ваших работ, есть ли среди них любимые?
Не могу назвать точное число. Сюжетов за мою творческую деятельность хватит, чтобы не фотографировать больше. А любимых очень много. Все они связаны с историей жизни.
Есть ли у вас ученики?
У меня была собственная школа с 2004 по 2010 год. Я выпустил много учеников. Могу отметить успешного фотографа, моего ученика Сергея Федорченко. Я им горжусь. Считаю его одним из интереснейших фотографов нашего города.
Когда вы чувствуете, что пора выставляться?
Как-то чувствую. Как женщина, которая рожает после 9 месяцев. Она ведь не спрашивает. (Смеется.) У меня происходит раз в три года. Вот снова случилось, до 14 января приглашаю в арт-пространство «Куб» всех желающих посмотреть на мои работы.
Поздравляем вас с очередной интересной выставкой! В чем особенность этой?
Спасибо! Вы увидите полный хендмейд. Нет ничего фабричного. Печатаю я сам на собственном принтере, наклеиваю, оформляю самостоятельно. Покупаю метражом рейки, делаю рамки. Дерево обрабатываю тоже сам. Еще здесь применена смешанная техника — живописное изображение.

Я начал рисовать. Мне стало скучно печатать и доверяться принтеру. С декабря прошлого года применяю эту технику. Поэтому практически на всех фотографиях есть элементы живописи, даже если вы их не видите. На некоторых активно, на других — нет. Фотографии и живопись очень плотно соприкасаются.

Кроме того, у каждой фотографии на выставке своя история. Есть фотографии личных вещей (печатная машинка и телефон) писателя Мухтара Ауэзова. Даже есть фотография первого самолета президента.
Алтынай Айтбаева
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda