Мой MBA: переосмысление менеджмента
Гибкий бизнес
За последние сто лет средняя продолжительность жизни увеличилась вдвое, а средняя жизнеспособность компаний сократилась практически в четыре раза. Все ли мы делаем правильно, если множество компаний умирают еще в младенческом возрасте, не достигнув зрелости? Ответ на этот вопрос мы искали в рамках специальной дискуссии, организованной нашей редакцией совместно с Университетом Almau.
Ергали Бегимбетов
Председатель правления Amanat Insurance
Жизнь людей vs. жизнь компаний
Раньше мы просто жили в эпоху, когда развитие рынков было легко прогнозировать, а скорость изменений внешней среды была низкой. Если говорить о 21-м веке, то сейчас скорость изменений очень высока. В результате рынки становятся менее предсказуемыми, а продолжительность жизни компаний, которые не могут адаптироваться к новым реалиям, сокращается.

Сегодня сложно найти компанию, которая планирует дальше, чем на год вперед. Когда я пришел в страховой бизнес в 2000 году, мы составляли краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный планы развития и ежегодно их обновляли. Сейчас мы составляем годовой план развития, который корректируется каждый квартал. Но есть и такие успешные компании, которые планируют не более чем на квартал.
Эмоциональный интеллект
Мне кажется, эмоциональный интеллект всегда был, но в наши дни ему придали еще больше актуальности. Яркий пример: два человека получают одинаковое образование, но один достигает успеха, другой — нет. Это говорит о том, что у одного из них сильно развит эмоциональный интеллект, который помогает ему достичь успеха.

Даже сейчас я часто встречаюсь с тем, что люди, имеющие прекрасное образование или хорошо владеющие языками, сталкиваются с проблемами на работе и демонстрируют низкую эффективность только потому, что они не могут найти общий язык друг с другом. В школе нас учили чему угодно — физике, химии, математике, но не тому, как находить общий язык друг с другом. Тогда как от этого зависит КПД командной работы. Если люди хорошо друг друга понимают, то КПД такой команды гораздо выше.

Еще я считаю, что способность быстро адаптироваться к изменениям рынка обуславливается высокой творческой составляющей компании. Чем сильнее она развита, тем быстрее компания предвидит изменения и адаптируется к ним. И, мне кажется, творчество — это продукт как раз эмоционального интеллекта. И если его не развивать, то не будет творчества.

Также мне кажется, что интуиция и эмоциональный интеллект где-то очень рядом. Я чаще руководствуюсь интуицией, нежели логикой. Когда-то я работал в банке, где мне очень повезло с шефом в лице председателя правления, который доверял моим решениям, благодаря чему мне практически не приходилось объяснять ему, почему я так или иначе поступаю. Но затем в какой-то период в банк зашел «Самрук-Казына», и это стало для меня негативным, но крайне полезным опытом. Я на себе испытал, как государственный менеджмент убивает любую мотивацию на корню. Поэтому я до сих пор, с одной стороны, не понимаю, а с другой — восхищаюсь людьми, мотивированными работать на госслужбе. Я помню это ощущение, когда приходишь на совет директоров, а тебя постоянно в чем-то обвиняют и предъявляют какие-то претензии. При этом спрашиваешь: «Ребята, почему у вас такой подход?» А они не могут объяснить. Просто так положено. В результате через год ты просыпаешься, а у тебя нет никакого желания идти на работу.
Технологии vs. люди
Что касается технологий, которые заменяют труд людей, то, мне кажется, это просто нужно принять как факт и постараться извлечь из этого выгоду. Роботы применяются там, где четко работает логика — инвестиции, юриспруденция и т. д. Поэтому, скорее всего, будут сокращаться те рабочие места, где требуется логическое мышление. А там, где нужны эмоции, творчество и креатив, все еще будут востребованы люди. Тогда возникает вопрос: есть ли смысл получать экономическое, математическое образование и т. д.? Или нужно идти в творческие профессии? Честно, я даже не знаю, как с этим справляться, меня успокаивает одно — пока это дойдет до Казахстана, я уже буду на пенсии. (Смеется.)
Контроль vs. самоорганизация
То, что иерархии в организациях становятся пережитком прошлого и появляются так называемые бирюзовые компании, стремящиеся к самоорганизации своих команд, — это, безусловно, тренд. Поскольку очевидна разница. Или ты сам тянешь свою команду за собой, или ты делаешь ее бирюзовой, и она сама идет к цели, демонстрируя высокую скорость принимаемых решений и их реализации. Однако бирюзовую компанию нельзя создать по учебнику. Даже если вам дадут четкую инструкцию. Прежде всего, ваш внутренний мир должен соответствовать этой философии, а для этого руководителю необходимо самому поменяться в нужную сторону.
Анжела Огневая
Руководитель офиса управления изменениями АО «Альфа-Банк»
Жизнь людей vs. жизнь компаний
Да, продолжительность жизни компаний сократилась, но при этом нужно еще смотреть статистику — на сколько больше новых предприятий стало открываться сегодня. А их количество увеличилось, поскольку в наши дни даже студент может открыть свое дело и развить его в успешную компанию. К тому же сейчас все чаще становится нормой, когда ты, если что-то не получилось, делаешь следующий шаг — пробуешь новую идею и дальше развиваешься.
Эмоциональный интеллект
Есть хорошая мотивация применять эмоциональный интеллект. Заключается она в последствиях, которые ты видишь, когда его не используешь. Это может быть ситуация, когда, например, мы берем сотрудника, который хорошо себя проявляет на собеседовании, говорит правильные вещи, но ты понимаешь — что-то тут не так, но что именно, понять не можешь. В результате берешь его на работу, но через неделю понимаешь, что это был неправильный выбор.

Плюс эмоциональный интеллект — это не только интуиция, а умение управлять своими эмоциями и понимать других, например команду, которая тебя окружает. Ведь бывает так, что собираются несколько умных людей — экспертов в своей отрасли, которые не могут договориться и найти лучшее решение, потому что у каждого из них включаются эмоции.
Технологии vs. люди
Да, есть примеры на рынке, когда компании уже начинают транслировать о замене людей роботами. У нас другая позиция — мы хотим радовать партнеров, с которыми мы работаем. Поэтому мы ищем возможность развития как своего, так и своих клиентов.

Наверное, будущее за той деятельностью, которая приносит радость и пользу окружающим, — психологи, коучи, фитнес-инструкторы, архитекторы, дизайнеры. Потому что эти профессии так или иначе связаны с эмоциональной составляющей.
Контроль vs. самоорганизация
Бирюзовые компании сейчас дают то, в чем есть потребность у общества. Для людей это возможность самореализоваться, а для компаний — быть гибкими к потребностям клиентов. К сожалению, статистика говорит, что доля людей, которые изначально обладают гибкостью и возможностью адаптироваться, не превышает 10%. Поэтому суметь создать такую компанию, которая является бирюзовой согласно общепринятым принципам, — это большой труд.
Гани Абадан
Бизнес-тренер и консультант
Жизнь людей vs. жизнь компаний
Сейчас много стартапов, которые портят статистику продолжительности жизни компаний. Но есть и те, кто умеют адаптироваться и интуитивно двигаются в верном направлении и эту статистику улучшают. Я недавно встречался со своим другом, который занимается дизайн-студией. Мы с ним обсуждали, как они ведут проекты и работают с людьми. И он сказал интересную вещь: «Мы все время работали по-своему, а оказывается, это agile».
Эмоциональный интеллект
Определенные эмоции дают нам определенную пользу. Поэтому нельзя сказать, что какие-то из них нам не нужны. В менеджменте и коммуникациях, прежде всего, нужно управлять самим собой. Если вы научитесь определять, что вы чувствуете здесь и сейчас, то вам будет проще избегать невзвешенных решений.

Недавно мы обсуждали менеджмент, и одна девушка в запале сказала: «Я знаю, в чем причина казахстанского менеджмента. Бастыки приходят со своими семейными проблемами на работу». Действительно, в Казахстане так часто и происходит: люди приходят и вываливают свои домашние проблемы на сотрудников. А этого нельзя допускать, точно так же как не приносить работу домой.
Технологии vs. люди
Этот тренд нужно принять. И потом, в этом нет ничего плохого. Никто же не говорит почему-то — давайте выкинем швейную машину и будем шить руками. Мы же с радостью пользуемся теми же стиральными или посудомоечными машинами. Тем более что в любом случае их создает и придумывает человек.

Кстати, я, например, пользуюсь даже фитнес-ботом, который для меня выполняет функцию фитнес-тренера. То есть я прихожу на тренировку, и он информирует меня, что нужно делать. А до этого я оплачивал услуги тренера в зале, и он мне как-то говорит: «Почему ты перестал ко мне ходить?» А я отвечаю: «Вот, смотри, твой конкурент», — и показываю бота. С одной стороны, он дешевле, с другой — реально со мной работает. Потому что в зале тренер обычно занят несколькими людьми, и иногда понимаешь, что тебе не уделяют столько времени и внимания, сколько должны.

Поэтому, мне кажется, роботы могут заменить посредственных специалистов. И это актуально для Казахстана, потому что у нас много менеджеров, которые привыкли работать на три с плюсом. Вот их роботы заменят однозначно.
Контроль vs. самоорганизация
У меня есть еще один бизнес, который мы развиваем вместе с партнерами. И как-то я решил ввести свободный график посещения. Собрал команду и говорю: у нас такие-то цели и задачи, главное, чтобы мы шли в их направлении, а так вы можете пользоваться свободным графиком посещения и т. д. В результате после двух месяцев эксперимента я чуть не закрыл компанию. Потому что у меня не только менеджеры, но и партнеры перестали ходить на работу.

Сейчас я преподаю в университете и понял, что студенты очень похожи на сотрудников компании. Студенты — не самоорганизованные личности. Я говорю им: вот, почитайте дома, затем скиньте мне на почту свои мысли, и потом на занятиях мы обсудим эту тему. Но этого не происходит — они дома ничего не делают. То же самое произошло с нашими сотрудниками. Не получалось у них самоорганизоваться. Поэтому сейчас у нас действуют четко прописанные должностные инструкции, которые позволяют мне контролировать процесс.
Алексей Ли
Сооснователь и директор по развитию Aviata.kz
Я думаю, что статистику продолжительности жизни компаний портит не только большое количество маленьких стартапов, которые появляются и умирают, но и новые технологии, которые подкашивают некогда большие и успешные компании. Nokia, Kodak — и таких примеров все больше. Громоздкие компании не успевают за новыми технологиями, которые в принципе меняют ландшафт рынка. Даже если взять travel-агентства, на которые влияют онлайн-сервисы, как Aviata.kz. В офлайне у travel-бизнеса сейчас застой, они реально закрываются и уходят с рынка. Сегодня Aviata.kz по объемам продает столько же, сколько в прежние времена продавали 100 маленьких уличных авиакасс. При этом мы гораздо меньше по штату и мобильнее. Иными словами, меняются не только технологии, но и методы работы. И те, кто к этому не готов, уходят с рынка.
Эмоциональный интеллект
Соглашусь с другими спикерами, что эмоциональный интеллект важен. Но вопрос в другом: насколько возможно его развить? Сейчас модно развивать что-либо внутри компании, но это дает лишь 5% пользы. Многое в людях закладывается на ранней стадии развития. В наших школах действительно учат математике, но не обучают нормально разговаривать, презентовать, управлять эмоциями. И в итоге люди приходят в компании такими, какие они есть. К сожалению, коммерческие компании не в силах взять и основательно поменять человека. Он уже не в том возрасте для этого. Поэтому мы еще на собеседовании смотрим, есть ли у человека эмоциональный интеллект. Если нет или мы понимаем, что этот человек деструктивный, мы его не возьмем. Компании становятся новыми государствами. Есть компании, которые эффективны потому, что у них есть внутренняя культура, этика, уважение к чувством других. А есть те, что неэффективны.
Технологии vs. люди
Даже в России часть компаний, которые имеют большие сall-центры, уже могут автоматизировать первую линию операторов, которые будут отвечать, как живые люди. Правда, бывают и другие примеры: мне, например, как-то позвонил оператор из интернет-магазина, и я подумал, что это робот. Потому что он очень шаблонно, как по скриптам все рассказывал. (Смеется.) Поэтому здесь есть определенное влияние на разные индустрии. Будет ли оставаться не тронутым технологиями творчество? Здесь тоже все спорно, так как уже проводятся эксперименты с анализом наших предпочтений. Говорят, что, если вы перечислите 100 музыкальных произведений, которые вам нравятся, 101-е вам сможет написать машина. Нетронутым, наверное, останется предпринимательство. К тому же технологии все-таки должны быть вспомогательными, а автоматизация заменит только низкоквалифицированные специальности. Хотя будут и исключения. Например, говорят, что диагностика в медицине будет проводиться роботами. А вот умение принимать решения и критически мыслить, дискутировать, коммуницировать останется за человеком.
Контроль vs. самоорганизация
Все зависит от идеологии руководителя. Ведь одну и ту же цель можно достигать по-разному. Например, в нашей компании мы принимаем сотрудников по ценностям. Мы не пропустим в сall-центр людей, с которыми нам самим некомфортно. Тем не менее отдельные участки контролировать все равно приходится. У нас есть некое разделение. Например, операционную деятельность сall-центра мы жестко контролируем. А вот у программистов и продакт-менеджеров свободный график. Безусловно, есть управление по целям, которые мы обозначаем на квартал. Причем 60% этих целей формирует сам сотрудник. Ведь на своем рабочем месте он может намного лучше чувствовать те или иные изменения, в том числе вызовы рынка. Поэтому правильно, когда сотрудник даже на своем рабочем месте может принимать какие-то решения и говорить: «Для организации, я считаю, мне в этом месяце важно делать вот это». Если вспомнить тот же Intel, который сначала занимался оперативной памятью, то он начал производить микропроцессоры после того, как менеджеры на местах сказали: мы проиграем войну японским компаниями, если не начнем смещать производство в другое направление. И руководство пошло на поводу у менеджеров, которые это озвучили.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda