Лин-менеджмент: на пути к лидерству

Философия самосовершенствования

С каких шагов начинается путь к кайдзен и лин-менеджменту?
Есть такое выражение — «развернуться на 180 градусов». Когда его применяют по отношению к бизнесу, такой маневр кажется невозможным. Особенно если речь идет о крупных компаниях. Но последовательные японцы доказали обратное, показав миру, что ко всему нужно относиться с особой философией.

Если вспомнить историю, то именно Япония после того, как ее предприятия оказались на грани краха после Второй мировой войны, смогла через несколько десятков лет восстановиться и успешно конкурировать на международном рынке. Тогда-то весь мир и узнал о «кайдзен» — системе постоянного совершенствования и дисциплины, позволившей Японии развернуть на 180 градусов ситуацию, в которой она оказалась.

Вместе с развитием Японии философия кайдзена начала находить свое применение в различных сферах, в том числе в бизнесе. Оно и понятно: каждый предприниматель мечтает видеть свой бизнес процветающим, а коллектив — мотивированным и нацеленным на результат. А именно это и дает кайдзен. Компании, выбравшие японскую философию, расцветают, словно сакура. И тогда управленцам главное — поддерживать «цветение» своего предприятия, чтобы оно не было столь же мимолетным.

Для этого нужно осознавать, что помимо постепенного, но постоянного совершенствования кайдзен направлен на изменение культуры отношений внутри компании, создание условий, при которых сотрудник мог бы получать удовольствие от процесса работы. Объяснение этому простое: несчастливые сотрудники не смогут сделать счастливым клиента.
Компании, выбравшие японскую философию, расцветают, словно сакура.
Основа метода кайдзен состоит из пяти ключевых элементов — 5 S:

Seiri — аккуратность

Seiton — порядок

Seiso — чистота

Seiketsu — стандартизация

Shitsuke — дисциплин
а
Один из самых известных примеров философии кайдзен в бизнесе — компания «Тойота». На базе японского автоконцерна зародился и лин-менеджмент — современный подход к управлению, основанный на двух ключевых принципах: устранение всех видов потерь и уважение к человеку.

Отсюда же берет начало и бережливое производство, которое предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.

Отправная точка этой концепции, как уточняет Wikipedia, — оценка ценности продукта для конечного потребителя на каждом этапе его создания. В качестве основной задачи предполагается создание процесса непрерывного устранения потерь, то есть устранение любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности (не являются важными) для конечного потребителя.

Видя перспективу в этом подходе и его применении в Казахстане, наша редакция решила подготовить для этого номера спецпроект «Лин-менеджмент: на пути к лидерству».

Итак, предлагаем начать путь к лидерству с пяти шагов, которые необходимы, по словам практиков, чтобы философия кайдзена стала реальностью в вашем бизнесе.
Пять шагов к тому, чтобы кайдзен стал частью вашего бизнеса
Станьте тренером для вашего рабочего.
Руководитель на предприятии считается убытком или потерей, так как он, по сути, ничего не производит. Успех производства — это успех его сотрудников, поэтому руководитель должен стать для них тренером, который будет их вести и обучать.
Постройте систему, основанную на стандартах, и следуйте ей.
Стандарты и система — это основа кайдзена, поэтому его построение начинается именно с этих составляющих. Но еще важнее следовать им, иначе никакого эффекта от этого не будет.
Будьте объективны.
Отношения между руководством и работниками необходимо выстраивать так, чтобы каждый сотрудник знал, что его карьера на производстве зависит только от его показателей и никак не от отношений с руководством. Кроме того, показатели каждого сотрудника должны быть открыты и прозрачны для всех других работников и вывешены на всеобщее обозрение.
Будьте вовлечены в процесс лично.
У многих компаний не получается сразу внедрить кайдзен. Глядя на свой опыт, они отмечают, что могли бы внедрить систему еще быстрее, если бы в этом процессе сразу принимало участие высшее руководство. Философия кайдзена не терпит перекладывания руководством ответственности на другое лицо.
Совершенствуйтесь.
Кайдзен — это каждодневный процесс, поэтому нельзя останавливаться на достигнутом, особенно учитывая то, что мы живем в век быстрых перемен.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda