Карточки

Дуэт социальной миссии и предпринимательского новаторства

Социальное предпринимательство в казахстанских реалиях
НПО Казахстана выходят на новый уровень развития. Задача активных представителей неправительственного сектора — не только решать социально значимые вопросы, но и учиться зарабатывать. А это значит, что у НПО появится возможность стать финансово независимыми от нерегулярной помощи доноров.

Недавно завершились тренинги проекта «Успех2016», цель которого — развитие предпринимательских навыков и вовлечение НПО в развитие социального предпринимательства в Алматы.
Справка
Проект «Успех2016» организован Лабораторией социального предпринимательства AlmaU и Казахстанским фондом развития менеджмента (KFMD) в рамках государственного социального заказа акимата Алматы по выполнению социально значимых проектов неправительственными организациями. В период с сентября по ноябрь тренинги «Успех2016» прошли в Ауэзовском, Наурызбайском и Турксибском районах Алматы при поддержке управлений внутренней политики районных акиматов. Целевую аудиторию составляли представители малого бизнеса, НПО и молодежь.
Помимо самих НПО тренинги представляли интерес и для молодежи, поскольку деятельность социального предпринимателя неразрывно связана с применением инновационных решений, и молодежь способна в большей степени генерировать подобные инновации, являясь одним из основных двигателей социального предпринимательства.
«К тому же, учитывая тот факт, что социальное предпринимательство направлено на достижение результатов в долгосрочной перспективе, участие молодежи в подобных проектах является более чем закономерным. При этом мы нацелены на то, чтобы большая часть проектов социального предпринимательства реализовывалась в отдаленных районах Алматы. В первую очередь потому, что концентрация социальных проблем на окраинах значительно выше, чем в центре», — отмечает руководитель Лаборатории социального предпринимательства AlmaU и тренингов «Успех2016» Нуржан Альжанова.

Наша редакция, не желая оставаться в стороне, предлагает разобраться, что же представляет собой социальное предпринимательство в казахстанских реалиях. Помочь разобраться в этом непростом вопросе мы попросили Нуржан Альжанову.

1
Что такое социальное предпринимательство в казахстанских реалиях?
Социальное предпринимательство в казахстанских реалиях — это способ осуществления социальной деятельности, соединяющий социальную миссию с достижением экономической эффективности и предпринимательским новаторством.

Миссия организаций, занимающихся социальным предпринимательством в Казахстане, связана с решением конкретной социальной проблемы, а финансовая устойчивость является необходимым условием достижения социального эффекта и долгосрочного существования.

В Казахстане социальное предпринимательство представлено разными сферами (психологическая помощь, спорт, просвещение, реабилитация) и разными по остроте и особенностям социальными проблемами. Каждая организация работает в областях, которые по той или иной причине недостаточно охвачены государством и рынком.

2
Что социальное предпринимательство дает обществу?
Тяга людей к социальным проектам показывает, что люди сегодня активно ищут смысл своей деятельности. Тема социального предпринимательства в последнее время набирает популярность в обществе и особенно актуальна в молодежной среде. Как показывает практика, у взрослого населения этот проект не вызывает такого живого отклика, как у молодежи. Это объясняется тем, что деятельность социального предпринимателя неразрывно связана с применением инновационных решений, и молодежь способна в большей степени генерировать подобные инновации, являясь одним из основных двигателей социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство не представлено на традиционных конкурентных рынках и развивается в области так называемых белых пятен, или, как говорят экономисты, на «провалах рынка», то есть там, где бизнесу работать невыгодно, а государство и НПО не могут выстроить эффективные модели. Поэтому вызванное провалами рынка и провалами государства социальное предпринимательство находит инновационные пути решения многих социальных проблем в обществе и вводит рыночные отношения в тех областях социальной сферы, где их раньше фактически не было.

3
Кто чаще всего становится социальными предпринимателями?
В социальное предпринимательство приходят по-разному: кто-то переходит в этот статус из НПО, кто-то — из реального бизнеса, кто-то сразу понимает, что он — социальный предприниматель. Третий путь самый сложный и самый интересный. При этом, как правило, социальное предпринимательство — это бизнес, основанный на высокой личной мотивации предпринимателя.

4
Каким критериям должен отвечать проект, чтобы считаться социальным предпринимательством?
Можно выделить следующие критерии социального предпринимательства.

1. Первенство социальной миссии над коммерцией: социальный эффект является заранее запланированным и ожидаемым результатом, а не побочным, как это происходит в обычном коммерческом предпринимательстве. Такие предприятия изначально создаются для достижения социально значимых целей, проявляющихся в создании рабочих мест (в т. ч. для инвалидов), в обучении (в т. ч. взрослых) и т. д.

2. Устойчивый коммерческий эффект (самоокупаемость и конкурентоспособность): достижение устойчивой самоокупаемости за счет получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг), а также за счет грантов и пожертвований.

3. Новаторство в комбинации с социальными и экономическими ресурсами: предпринимательское новаторство, которое может быть реализовано путем использования новой идеи или новой комбинации ресурсов (в том числе не очень привлекательных с точки зрения рынка) для решения социальной проблемы.

4. Личности: социальный бизнес — это, прежде всего, креативная идея, обеспечивающая наибольший успех. Такие идеи создаются личностями, а не корпорациями. Обычный человек и его маленькая идея могут изменить мир.

5
В каких сферах работают социальные предприниматели в Казахстане?
Деятельность социальных предпринимателей в Казахстане охватывает следующие сферы.

— Обеспечение занятостью инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

— Социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях.

— Предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющих ограниченный доступ к образовательным услугам.

— Содействие вовлечению в социально активную деятельность следующих групп граждан: инвалиды, сироты, выпускники детских домов, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом, лица без определенного места жительства.

— Профилактика социально опасных форм поведения граждан.

6
Что происходит в этой сфере сейчас?
В Казахстане в настоящее время в сфере социального предпринимательства происходит следующее.

— Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере развития социального предпринимательства.

— Увеличение количества субъектов социального предпринимательства.

— Развитие форм государственно-частного партнерства, направленных на решение социальных задач.

— Формирование инфраструктуры поддержки социального предпринимательства.

— Вовлечение некоммерческих организаций в развитие социального предпринимательства.

— Организация системных научных исследований в сфере социального предпринимательства, обеспечение научного сопровождения развития социального предпринимательства.

— Подготовка профессиональных кадров для работы в сфере социального предпринимательства.

7
Какие ошибки допускают социальные предприниматели?
Одна из самых распространенных ошибок социального предпринимателя — недостаточная подготовка и переоценка своих возможностей.

Начинающие социальные предприниматели зачастую полны энтузиазма и хотят сразу окунуться в свой социальный бизнес. Однако прежде чем заняться таким бизнесом, нужно предварительно изучить рынок и все подводные камни выбранной сферы деятельности, знать по возможности всю информацию о потенциальных партнерах и клиентах. То есть, замахнувшись на большие планы, надо мыслить рационально, исходя из современных реалий.

Для того чтобы быть устойчивым, социальному предпринимателю необходимо выделяться, а не копировать слепо все известные стратегии, пообщаться с другими предпринимателями, узнать, какие уроки извлекли они, послушать, что они говорят, ведь это действительно большое искусство — создавать новый подход, мыслить широко и без границ, уметь учиться на чужих ошибках.

Получив финансовую поддержку, необходимо знать практически все о самой проблеме и людях, составляющих вашу целевую аудиторию. Нужно уметь сконцентрироваться на тех, кому вы хотите помочь.

Нельзя иметь в своей команде одних мечтателей и визионеров. Обязательно в команде должны присутствовать люди с административным и практичным мышлением; конечно же, сама команда должна быть сбалансированной, чтобы были представлены все основные типы людей для поддержки друг друга.

8
От чего зависит успех проекта в рамках социального предпринимательства?
Успех проекта зависит, прежде всего, от грамотно составленного бизнес-плана и личности руководителя (его одержимости, вовлеченности и упорства в желании изменить мир к лучшему).

Очень важным моментом в достижении успеха является системное содействие развитию социального предпринимательства. Такое содействие предполагает консолидацию усилий бизнес-структур, органов власти, научно-образовательных учреждений и СМИ.

9
Тренды социального предпринимательства в мире?
Социальное предпринимательство уверенно развивается в последние годы во многих странах, а социальные предприниматели становятся полноценными субъектами экономики. В Великобритании и Франции на долю социальной экономики, или т. н. солидарной экономики, приходится до 10% ВВП.

Платформу для поддержки социальных проектов невозможно создать, если в ее основе не будет лежать история, которая привлечет внимание. Одним из вариантов привлечения внимания местных властей может стать каталог социальных предпринимателей с кейсами. Подобный каталог выпускает в России Фонд развития медиапроектов и социальных программ Gladway.

Что касается трендов, то в той же России происходит бум краудфандинговых сайтов для сбора средств на социальные проекты, увеличивается количество тиражируемых социальных франшиз. Большинство социальных предприятий начинают люди, столкнувшиеся с какой-то личной или общественной проблемой.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda