Enactus Kazakhstan

Даешь молодежь!

Завершила национальное соревнование самая популярная молодежная программа студенческого предпринимательства — Enactus Kazakhstan National Expo 2017. Отличительная черта данного первенства — реализованные проекты. Прийти и показать голую идею в надежде получить крупный кусок инвестиционного пирога здесь не получится, тем более что в жюри сидят ведущие бизнесмены Казахстана. Редакция «&» посетила главное молодежное предпринимательское событие года и провела блицопрос — что думают организаторы и члены жюри о fresh blood казахстанского предпринимательства.
Справка
В рамках одного академического года студенты реализуют свои проекты, результаты которых впоследствии будут самостоятельно презентовать жюри. То есть отличительная черта соревнований «Энактус» — не амбициозная идея, а ее реализация. Проект, реализуемый студенческими командами «Энактус», по регламенту должен приносить социальную пользу обществу и затрагивать одну из 17 глобальных целей ООН. Команда, победившая в национальном чемпионате, получает возможность представлять Казахстан на мировом первенстве, где будут участвовать 36 стран. Международные соревнования проводились в таких городах, как Париж, Берлин, Йоханнесбург, Торонто. В 2017 году эстафету принимает Туманный Альбион.
Максимальная строчка, которую занимал Казахстан на мировом первенстве, — третье место в отборочном раунде: в 2006—2007 гг. университет UIB и в 2014 году — КазНАУ (Казахский национальный аграрный университет).

Помимо поездки и участия в первенстве победители национального соревнования попадают под пристальное внимание «голодных» HR-специалистов. Ребята получают возможность встретиться и пообщаться с руководителями крупнейших международных компаний, таких как KPMG, Microsoft, Coca-Cola, Walmart.
Раимбек Баталов, председатель совета директоров холдинга Raimbek
Вопросы молодежного предпринимательства в нашей стране очень важны. Бизнес в Казахстане состоялся, и мы видим, что надвигается уже третья волна отечественного предпринимательства. Сейчас активно меняется как сам бизнес, так и среда его развития. Рынок становится все конкурентнее, и без серьезной образовательной базы и инфраструктуры стать лидером очень сложно.

В Казахстане за 25 лет накопилось много образовательных программ, которые способствуют смене ментальности рынка в положительную сторону.

Организация «Энактус» достойна быть примером яркой и инфраструктурно развитой базы, где представители бизнеса в роли менторов наставляют и консультируют начинающих предпринимателей из молодежи.

К сожалению, практика и теория слишком далеки друг от друга. Поэтому меня радует, что благодаря «Энактусу» ребята в рамках университета ведут свой реальный бизнес. Молодые люди на практике начинают понимать экосистему бизнеса и сталкиваться с реалиями предпринимательской жизни.

«Энактус» — программа, которая отличается фундаментальной системностью. Сама организация за свое сорокалетнее международное существование накопила огромный опыт в этом вопросе. Мы с радостью делимся знаниями, помогая ребятам понять, как на практике готовятся масштабные проекты.

Организация в Казахстане имеет прекрасный потенциал развития. Мы сейчас активно стараемся улучшить и государственно-частное партнерство, дабы дать аналогичным программам широкие возможности продвижения.

Кроме того, «Энактус Казахстан» подал заявку на проведение следующего мирового первенства в 2019 году. Идет достаточно серьезная конкуренция, но тот факт, что мы подали заявку от лица Астаны, — большое преимущество, так как после ЭКСПО-2017 останется готовая инфраструктура. На мировом первенстве количество участников достигает порядка 6 тысяч человек. И, что немаловажно, на мероприятие приезжают CEO ведущих мировых компаний.
Альбина Ержанова, президент Enactus Kazakhstan
Мы вместе с Айдаром Какабаевым (выпускник «Энактуса» и бизнесмен) с 2007 года развивали этот проект в Казахстане. Сначала в соревнованиях участвовало 8 университетов, а сейчас — около 50.

Для нас немаловажно, что речь идет не только о развитии предпринимательства, а в целом о менторстве. Каждому студенту мы стараемся передать профессиональные навыки, компетенции и опыт, которые в будущем станут для него подспорьем после окончания вуза.

Мировая статистика гласит, что из 100% участников этой программы около 20% основывают свое дело, а остальные 80% трудоустраиваются. Ребята под эгидой «Энактуса» проходят школу лидерства, учатся самостоятельности и осваивают финансовую грамотность.

«Энактус» объединяет бизнес-поколения, у участников появляется возможность напрямую общаться и советоваться с ведущими бизнесменами страны, чей опыт бесценен. Также важно, что студенты, участвуя в нашем соревновании, получают колоссальный импульс и мотивацию к развитию.

Радует, что финансирование нашей организации полностью осуществляется казахстанскими компаниями. Когда мы запускали локальный офис «Энактуса» в 2008 году, у нас не было финансовой поддержки, которую нам сейчас оказывают компании уровня холдинга Raimbek. Мы начинали с нуля и постепенно создали вокруг себя сообщество единомышленников из бизнес-среды.

Я считаю, что «Энактус» — это больше чем университет и диплом, который получает студент после его окончания.

Тем не менее мы понимаем, что не можем ограничить свою работу только взаимодействием с бизнес-сообществом, потому что развитие молодежной политики в целом — это еще и цель государства. Поэтому я рада, что в Казахстане есть синергия образовательного и предпринимательского сектора.

Ежегодно моей главной задачей является фаундрейзинг — привлечение спонсорской помощи. Поддерживая сегодня обычных ребят и давая им возможность раскрыть свой талант, мы формируем будущее.
Дмитрий Жуков, финансовый директор АО «Азия Су Компаниясы»
Однозначно, сильная сторона конкурсантов соревнований «Энактус» — отсутствие комплексов касательно раннего начала своей предпринимательской деятельности. Ребята не дожидаются получения диплома, а идут сразу в «цех».

В молодежном предпринимательстве сейчас одна из основных проблем — отсутствие развитой предпринимательской экосистемы в университетах. К примеру, в американских и европейских студенческих кампусах рождаются великие идеи. Например, Марк Цукерберг в представлении не нуждается.
Абылай Юсупов, основатель Upgrade group, руководитель Queex
Иногда молодые предприниматели неправильно видят картину бизнеса. Им кажется, что к ним явится инвестор и просто даст денег или что их идея, так скажем, «100 пудов выстрелит с первого раза». Всегда надо быть готовым к провалам.

Отрадно, что соревнования, подобные «Энактусу», набирают популярность, и мы воочию можем наблюдать стремление молодежи заниматься предпринимательством.

Я считаю, что вовлекать в предпринимательство необходимо с детства, желательно конкурсами и зарубежными поездками. В Америке обычная практика, когда ученики начальных классов делают дома лимонад и продают его на улице, зарабатывая свои первые деньги. Так что, по моему мнению, раскачивать тему молодежного предпринимательства надо еще с детского сада.
Станислав Максимец, директор АО «Кокшетауские минеральные воды»
В первую очередь усилить надо вовлеченность студентов. На соревнованиях «Энактус» мы видим элиту нашего студенчества. Тем не менее печально, что более 70% студентов не участвуют в подобной общественно полезной жизни. Пример «Энактуса» должен популяризировать течение молодежного предпринимательства, чтобы другие студенты могли воспользоваться этим шансом, окунувшись в мир бизнеса.

Студенчество проходит очень быстро. Если ты, грубо говоря, просидел в курилке все годы обучения, то выходишь из вуза неподготовленным к самостоятельной деятельности.
Алексей Жиленко, IT-руководитель холдинга Raimbek
Несомненно, хорошо, что у нас имеются инициативы, подобные «Энактусу», но хотелось бы, чтобы это встраивалось не только в культуру студенческого предпринимательства, а в целом популяризировалось бы в обществе. Все ли студенты в своем вузе знают, что у них есть команда «Энактус», позволяющая реализовать предпринимательские идеи, приносящие пользу обществу?

Я, например, сожалею, что подобные течения не были столь популярны в мои студенческие годы. Иными словами, сейчас ко мне приходит понимание, что я упустил большие возможности, будучи студентом. Да, возможно, некоторые мои идеи могли и не быть реализованы, но в процессе я мог получить опыт, который имею сейчас, гораздо быстрее.
Нурдин Дамитов, предприниматель, консультант по финансам и инвестициям
Самый главный плюс молодежи — огромная энергия и отсутствие страха совершать ошибки. Студенты не боятся игнорировать стереотипные пути развития и ищут то, что неожиданно может привести их к успеху. Основным вопросом развития проектов, подобных «Энактусу», является широкое освещение.
Ернар Жекпельдинов, финансовый директор Lamoda.kz
Мне кажется, что проекты, презентованные на соревнованиях «Энактус», в большинстве случаев подобраны под определенные критерии. Хотелось бы видеть больше проектов, которые необходимы и интересны самим студентам, так как сейчас молодежь больше заинтересована в создании различных инновационных стартапов.

Предпринимательская жилка закладывается в раннем возрасте, с формированием мировоззрения, к этому надо только уметь подтолкнуть. У нас же система обучения в школах базируется на дисциплине, в результате там нет места для критического мышления и анализа. Если бы дети не заучивали неинтересные им предметы, а практиковали анализ, то, возможно, мы бы наблюдали больше прорывных проектов.
Справка
Титул чемпионов Enactus Kazakhstan National Expo 2017 завоевала команда Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета из Семея с проектами решения проблем безработицы в аулах ВКО, трудоустройства лиц без определенного места жительства на фермы и создания «Школы мужества» и «Школы выживания» для подростков. Команда будет официально представлена в Лондоне на мировом первенстве Enactus 2017.

В рамках чемпионата Enactus Kazakhstan 2017 было также объявлено о награждении призеров специального конкурса «Как накормить Казахстан» от холдинга Raimbek. Победителем стала команда Таразского госуниверситета им. Дулати с проектом Innovative Greenhouse — теплицы, построенной с применением инновационных технологий, в которой студенты выращивают клубнику. Команда получила приз — 1,5 млн тенге. Второе место заняла команда Карагандинского госуниверситета им. Букетова с проектом MyZhent по производству печенья из жента. Студенты получили 1 млн тенге.
Темирлан Нихамбаев
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda