Стоп грабли!

Что общего у банковских продуктов с пиццей?

Мы привыкли, что можем заказать пиццу или приятный сюрприз для своих друзей и близких прямо до двери, а как дела обстоят с банковскими продуктами?
Можно ли пополнить депозит или, например, не только оплатить, но и получить кредит, не вставая с дивана? Об этом и других возможностях осуществления банковских операций на расстоянии наша редакция расспросила экспертов Банка Хоум Кредит.
Как Айбек, сидя на диване, кредит оформлял
То и дело спотыкаясь о детские игрушки, Айбек, зевая, пробирался на кухню, чтобы заварить себе крепкого кофе. Заряд бодрости был ему необходим как никогда. Супруга Гаухар уже пару дней находилась в роддоме в ожидании пополнения семейства, а сам Айбек остался на хозяйстве, смотря за старшим ребенком. Так, наступая на очередную деталь детского конструктора, молодой отец все-таки добрался до заветной кофемашины. Еще зевая, Айбек механически протянул руку за кружкой, но ничего не обнаружил. Открывая глаза, он с мучительным видом посмотрел на раковину, которая почти скрылась под грудой посуды. Не решаясь какое-то время подойти к хрупкому сооружению, он посмотрел на настенный календарь, потом почесал затылок, но все-таки вытащил одну из верхних чашек, помыл ее и начал заваривать долгожданный кофе. Когда бодрящий аромат распространился по кухне, наш герой сделал несколько глотков, затем достал смартфон и начал переписку в месседжере.
Айбек:
Привет, дорогая! Сам не верю, что это пишу, но я знаю, какой подарок хочу себе на день рождения, помимо дочки, конечно же! Это посудомоечная машина. Тебе с малышкой первое время будет не до грязной посуды, а я понял за эти дни, что не люблю возиться с тарелками и чашками.
Гаухар:
Привет, дорогой! Нужно чаще тебя оставлять одного на хозяйстве. Идея хорошая, но у нас и так много расходов было в последнее время — клиника, ремонт в детской…
Айбек:
Не переживай! Ты же сама всегда говорила мне, что потребительское кредитование — хороший вариант для молодой семьи. Я оформлю кредит, заодно и новую стиральную машинку присмотрю. И будем мы оба с подарками к моему дню рождения и появлению на свет нашей Айлин.
Гаухар:
А как ты оформишь кредит, это же тебе не пицца, которую можно заказать на дом! В обед ты Жанибека забираешь из школы и отвозишь в спортивную секцию, а вечером нужно успеть приготовить ужин, накормить ребенка и проверить домашнее задание.
Айбек:
Гаухар, спасибо за подсказку с ужином! Сегодня мы с Жанибеком устроим вечер итальянской кухни! ))) Что касается кредита, то кто из нас работал в банковской сфере? Даже я слышал, что банк, в котором мы обслуживаемся, запустил услугу «Кредит на диване». Курьер торговой сети привезет нам заказ и пакет необходимых документов на подпись. А предварительную заявку на кредит можно оформить на сайте.
Так Айбек и поступил, а через пару дней он в очередной раз стал отцом. Гаухар была на седьмом небе от счастья, ведь теперь помимо сына у нее появилась дочка, а муж придумал, как сделать для нее сладкое время материнства максимально комфортным. При этом не только нашел способ оформить и получить кредит, не выходя из дома, но даже оплачивал его в последующем с помощью мобильного приложения, а следовательно, больше времени уделял семье вместо похода в банковское отделение или поиска терминала.
Советы экспертов
Мы же решили выяснить, насколько активно казахстанские потребители так же, как герой нашей истории, пользуются дополнительными возможностями, которые предоставляют банки клиентам. Для этого мы обратились к экспертам Банка Хоум Кредит.
Далида Давлятшина (Д. Д.)
Начальник управления онлайн-бизнеса Банка Хоум Кредит
Александр Артамонов (А. А.)
Начальник управления развития цифровых каналов продаж банка
Скажите, насколько реально на самом деле сегодня получить кредит, не вставая с дивана?
Д. Д. Электронный банкинг позволяет физическим лицам практически все банковские операции осуществлять онлайн, кроме оформления кредита, поскольку на данный момент существуют законодательные ограничения. Однако даже при таких обстоятельствах мы нашли возможность сделать кредитование для наших клиентов максимально комфортным, без необходимости ехать к нам в отделение.

Начинается все с оформления онлайн-заявки на кредит, что можно сделать как через наш сайт, так и сайты наших партнеров («Технодом», Sulpak, «Мечта», «Эврика», «Белый ветер» и пр.). Клиент в специальном окне оставляет свои базовые данные (ИИН, Ф. И. О., номер телефона), на основании которых банк производит предварительную оценку. Иными словами, банк в онлайн-режиме осуществляет скоринг и выдает вам предварительный результат. Далее в случае одобрения клиенту требуется подписать договор займа. Но для этого не обязательно ехать в банк. Пока такого дистанционного сервиса, который мы называем «Кредит на диване», кроме Банка Хоум Кредит никто не предоставляет. В чем заключается услуга? В партнерстве с «Технодомом» мы направляем до двери своих клиентов курьера с товаром и пакетом необходимых документов. Сервис уже предоставляется в семи крупных городах (Алматы, Астана, Караганда, Шымкент, Усть-Каменогорск, Атырау, Актау). В скором времени он будет доступен во всех крупных городах Казахстана.

Пока проект реализуется только с «Технодомом», но запуск с другими партнерами состоится в ближайшем будущем.
На ваш взгляд, как активно казахстанцы пользуются мобильным и интернет-банкингом?
А. А. Совсем не активно, хотя смотря о какой аудитории говорить: если посмотреть на динамику использования таких сервисов молодой аудиторией, то количество пользователей очень даже радует. Но продвинутая молодежь не составляет преобладающее большинство банковской аудитории страны. И если оценивать проникновение мобильного и интернет-банкинга по всему Казахстану в целом, то цифра составит в лучшем случае около 20%. Причем дело не только в возрасте, «продвинутости» или, к примеру, регионе проживания клиентов (да, это тоже имеет значение, ведь в глубинке интернета может не быть вовсе). Большую роль в этом вопросе играет также консервативное отношение к деньгам и любым финансовым операциям, столь распространенное на постсоветском пространстве: люди привыкли к тому, что деньги осязаемы, их приятно держать в руках, но нелегко отдавать. И если их все же приходится отдать за ту или иную услугу, то человек должен быть уверен, что они будут получены кем нужно. В случае с интернет-трансакциями наши материальные активы — это всего лишь цифры на экране, и при совершении платежа без физического контакта с банком или получателем денег у людей возникает боязнь потери, хотя такая вероятность минимальна и зависит, как правило, от действий самого клиента. Поэтому мало научиться пользоваться интернет-банкингом — необходимо научиться ему доверять.
Но если говорить о тех, кто уже пользуется интернет-банкингом? Насколько они в полной мере используют все возможности данного способа обслуживания?
А. А. Наиболее востребованные функции интернет-банкинга — платежи и переводы при наличии у клиента пластиковой карточки, контроль графика погашения кредита и его оплата, а также контроль накоплений и пополнение депозита. Однако есть и другие функции, которые банки сегодня предлагают онлайн. Например, возможны переводы на счета юридических лиц, конвертация валют, привязка дополнительных карточек.
Можете рассказать подробнее о привязке карточек, которую осуществляют банки?
А. А. К банковскому счету можно заказать выпуск нескольких карт и распределить их между членами своей семьи. Затем с помощью мобильного приложения настроить каждому определенные лимиты. Это очень удобно, но данная функция пока не востребована на рынке. Лишь небольшая часть клиентов начала ей пользоваться. Опять же, как правило, это глава семьи, который хорошо осведомлен о преимуществах использования диджитал-каналов. Он понимает, что так можно сделать удобную настройку и у него не будет больше проблем с распределением семейного бюджета. В перспективе это может стать тем случаем, когда современные технологии будут помогать даже детям получать свои карманные деньги на карточку. Ведь дети — это будущее поколение более продвинутых банковских клиентов.
Давайте поговорим о том, как с помощью мобильного приложения можно не допустить просрочку по кредиту.
А. А. Весной этого года мы запустили мобильное приложение «Кредитный помощник» с простыми в обращении функциями, предоставив более понятный и простой функционал по самым актуальным услугам. Возьмем в качестве примера 50-летнего предпринимателя, у которого нет времени разбираться в тонкостях диджитал. Он может установить себе нашего «Кредитного помощника». Чтобы зарегистрироваться в приложении, достаточно просто ввести номер телефона, который указан в кредитном договоре. По этим данным мы узнаем этого клиента, увидим, какой у него кредит, и отправим ему временный пароль по SMS-сообщением. Клиент зайдет в приложение, увидит данные по своему кредиту (общая сумма, график погашения, размер платежа) и совершит нужную операцию. А через какое-то время «Кредитный помощник» вновь сообщит дату следующего погашения кредита.
А какие еще удобные способы погашения кредита могут быть, если человек, например, не является пользователем интернет-банкинга или у него нет нужной карты под рукой?
Д. Д. Классика — это оплата через кассу банковского отделения и наши терминалы, которые не взимают комиссию. Кроме того, это всем известные сети Qiwi и «Касса 24». Помимо этого у нас есть банки-партнеры, которые берут с наших клиентов минимальную комиссию. Например, сейчас нашим клиентам доступны кассы, терминалы и интернет-банкинг «Народного банка Казахстана». Все платежи осуществляются день в день. То же самое хочу сказать о нашем давнем партнере АО «Казпочта», у которого самая разветвленная сеть в стране. Через «Казпочту» можно как погашать кредиты, так и пополнять свои депозиты. Платежи проходят онлайн в 80% отделений, в остальных, в основном в отдаленных регионах, — в срок до 3 дней. Это хороший вариант как раз для тех, кто пока не приобщился к технологиям. Но если мы говорим о современных технологиях, то наиболее распространенный способ оплаты кредита — это наше мобильное приложение «Кредитный помощник» и интернет-банкинг, о них уже подробно рассказал мой коллега. Я также добавлю про возможности нашего сайта, на котором можно оставить онлайн-заявку на получение кредита или выпуск пластиковой карточки, а также провести платеж по кредиту карточкой любого банка. Причем для этого не нужен логин и пароль, достаточно будет номера контракта и ИИН. Иными словами, мы придерживаемся принципа омниканальности, который дает нашим клиентам возможность осуществлять банковские операции как им удобно!
Справка
В проекте «Стоп грабли!» мы рассказываем о ситуациях, которые усложняют либо упрощают жизнь потребителя банковских услуг, а также делимся полезными советами экспертов.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda