Женское лидерство

Чего хотят женщины в бизнесе?

В этом разбирались на конференции женщин-предпринимателей «WECON», прошедшей по инициативе Европейского банка реконструкции и развитии (ЕБРР) в шести городах Казахстана в период с 17 марта по 26 мая.

Оказалось, что потребность казахстанских бизнесвумен в диагностике бизнеса и выработке оптимальной стратегии дальнейшего развития, а также наведении порядка в финансах и бизнес процессах.
Более подробно об этом нам удалось побеседовать с Алмой Касымовой – менеджером по Казахстану Группы поддержки малого бизнеса ЕБРР.
Алма, ЕБРР уже не первый год ведет работу, направленную на развитие женского предпринимательства. Какие изменения вы можете отметить за это время в деловой активности казахстанских женщин? Например, расширился ли перечень сфер, в которых представлены казахстанские бизнесвумен?

Женщины — активная и преобладающая часть казахстанского малого и среднего предпринимательства. Однако беспокойство вызывает то, что в силу разных причин женщины остаются на уровне микро и малых предприятий, в традиционных для МСБ секторах экономики (услуги, торговля, дистрибуция, образование, фармацевтика), будучи меньше представлены в среднем и крупном бизнесе.

Наша цель — изменить эту тенденцию, мотивировать женщин расти дальше, рассказывая им о возможностях и реальных историях успеха. Сегодня уже есть женщины-управленцы крупных и средних предприятий, в самых нетрадиционных отраслях экономики, как строительство, машиностроение, транспорт, нефтегазовая промышленность. Их истории — наглядный пример того, что рынок предлагает все возможности и оказывает комплексную поддержку.
Справка
Программа ЕБРР «Женщины в бизнесе» рассчитана на пять лет, и действует с апреля 2015 года.
В чем больше на данном этапе нуждаются казахстанские предпринимательницы в финансовой или нефинансовой поддержке (в виде консалтинга)?

Казахстанские предприниматели нуждаются в комплексной поддержке, что включает как доступ к финансированию, так и сопровождающий проекты консалтинг, коучинг, менторство, обучение, укрепление женского делового сообщества.

Именно такой подход выбрал ЕБРР в своей программе «Женщины в бизнесе». При поддержке ЕБРР открыты кредитные линии в пяти финансовых институтах: АО «Банк ЦентрКредит», АО «Шинхан Банк», АО «ФортеБанк», АО «Kassa Nova» и ТОО «МКО KMF» для женщин в бизнесе, с гарантией процентной ставки фондом «Даму».

По всему Казахстану сотрудники ЕБРР готовы помочь запустить консалтинговые и коучинговые проекты, далее возместив половину их стоимости предпринимателям в форме безвозмездного гранта. Женщины могут участвовать в программе наставничества с более опытными предпринимателями Казахстана, обучиться финансам, инструментам IT, корпоративному развитию, лидерству и продажам на семинарах ЕБРР.
Как родилась идея проекта WECON? Какие различия вы можете отметить в развитии женского предпринимательства в регионах и таких мегаполисах как Алматы и Астана? Какие запросы чаще звучат во время тура по регионам в рамках WECON?

Наши предприниматели избалованы многообразием программ поддержки, мы проводим различные семинары и конференции традиционных форматов, и, чаще всего, собираются одни и те же предприниматели. Для новой аудитории понадобился новый формат коммуникации. Для этого мы пригласили Лейлу Махмудову, которая, уже являясь инициатором нескольких интересных проектов по расширению прав и возможностей женщин, сформировала новый дизайн конференции для цели распространения информации по нашим программам. Нам понравилось, что она предложила делать ставку на новые медиа в продвижении мероприятия и использовать концепт неформального образования во время самой конференции. В итоге, мы получили новую аудиторию, привлеченную из соцсетей, и осведомленность о программах ЕБРР через разноформатные выступления, которые, можно посмотреть на канале YouTube.

Формат storytelling идеально подошёл для того, чтобы женщина поделилась историей своего бизнеса, как обычный человек со своими успехами и провалами, испытаниями и достижениями, в аудитории единомышленников и земляков. В каждом регионе, безусловно, есть своя особенность, но везде женщины очень искренние, открытые, сильные и образованные.

Женщины-предприниматели не привыкли получать помощь, тем не менее у них есть запросы, касающиеся диагностики бизнеса и выработки оптимальной стратегии дальнейшего развития, наведения порядка в финансах и бизнес процессах. Например, бывает, что кто-то не справляется со стремительным ростом предприятия и нуждается в помощи бизнес коуча. Однозначно, остается актуальной необходимость в финансировании, нужны знания в выборе более выгодных условий и технологий.

Некорректно делать сравнение Алматы-Астана и регионы, потому что явно видна разница именно между областями: например, на юге есть перспективные сельскохозяйственные компании, на западе все еще бизнес создаётся под нефтегазовый сектор, а на севере есть развитие в сторону интернет торговли для привлечения аудитории за пределами Казахстана. Вообще, многие данные стали для нас открытием, поэтому мы готовы поделиться этой информацией на пресс-конференции по итогам "WECON'18" 29 мая в Алматы.
Женщины в семье принимают 90% финансовых решений по ведению хозяйства, и на 85% контролируют потребительские расходы; в то же время 9% кредитов МСБ в мире выдаются женщинам, и женщины всегда не довольны оказанными финансовыми услугами.
Все чаще event-индустрия анонсирует мероприятия в формате женских бизнес-форумов. В связи с этим стало звучать мнение о том, что не нужно при организации деловых мероприятий делать акцент на гендерной принадлежности, а создавать условия, при которых на традиционные бизнес-форумы будет приходить больше бизнесвумен. Как вы можете прокомментировать эту точку зрения?

Такой акцент обусловлен объективными причинами. Существует значительное несоответствие между предприятиями, которыми руководят женщины и мужчины в стране. Согласно исследованиям международных организаций, доля предприятий с женским топ-менеджером составляет 18,9%. Только 9,1% женщин управляют средними предприятиями, остальные занимаются малым бизнесом (82,5%) или представляют собой неформальный сектор. Половина женского бизнеса сосредоточена в секторах торговли и услуг, где норма прибыли обычно бывает низкой, ограничивая доступ к кредитам. Мы не можем игнорировать и стереотипы, сложившиеся в нашем обществе, по отношению к женщине, успешной и конкурирующей с мужчинами.

Парадокс в том, что женщины в семье принимают 90% финансовых решений по ведению хозяйства, и на 85% контролируют потребительские расходы; в то же время 9% кредитов МСБ в мире выдаются женщинам, и женщины всегда недовольны оказанными финансовыми услугами. Казахстанское женское деловое сообщество менее сплоченное и развитое, по сравнению с мужским.

Именно на решение упомянутых проблем направлены все мероприятия программы ЕБРР «женщины в бизнесе». Речь не идёт о сегрегации или особых привилегиях для женщин, наша задача – предоставить равные возможности и мужчинам и женщинам, воспользоваться ими или нет, уже самостоятельное решение каждого.

На ваш взгляд, что способствует созданию благоприятной экосистемы для развития женского бизнеса в Казахстане? А что на ваш взгляд стоит еще улучшать?

Правительство, квазигосударственный сектор, международные и неправительственные организации, частные доноры создают такую экосистему в Казахстане. На мой взгляд, то, что делается необходимо доводить дальше областных центров на постоянной и устойчивой основе. Когда женщины увидят больше успешных примеров, будут уверены в поддержке и выгоде для себя, мы получим более уверенных и успешных предпринимателей. Поэтому мероприятия по информированию о существующих ресурсах, укреплению местного женского делового сообщества и мотивирующих историях успешных женщин необходимо продолжать.

Из своей практики, можете ли вы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что продолжительность жизни выше у той компании, собственницей которой является женщина.

Продолжительность жизни компании, как и прочие объективные бизнес показатели зависят от четко выстроенного видения собственников, навыков управления менеджеров, гибкости ее руководства и сотрудников к изменениям на рынке и многих других факторов. Никак не от того, мужчина или женщина управляет бизнесом. Это профессионализм, опыт, навыки коммуникации и ресурсы.

Женщин объединяет высокое чувство ответственности не только за себя, но и за команду, умение устанавливать доверительные отношения с деловыми партнёрами и вникать в детали, часто их бизнес имеет чёткую социальную ориентированность, и эмоциональную ориентированность на клиента. Женский бизнес организован с учётом семейных ценностей и общественных обязанностей.
Мы работаем по всему Казахстану, через представительства в Алматы, Астане, Актобе, Шымкенте, Костанае, Караганде, Усть-Каменогорске.
Что нужно знать казахстанским предпринимательницам о программах поддержки женского бизнеса ЕБРР?

В рамках программы «Женщины в бизнесе» можно привлечь консультанта на бизнес-проект и по факту получить из ЕБРР возмещение половины его стоимости, в размере 10000 евро. Женщина предприниматель может получить кредит в Казахстанских банках по линии ЕБРР и гарантией фонда Даму. Мы предлагаем семинары по лидерству, цифровым технологиям, управлению финансами, готовым IT-решениям. Можно из числа известных и успешных казахстанских предпринимателей выбрать себе наставника или ментора, который будет её поддерживать в течение 9 месяцев. Можно оценить состояние своего бизнеса на бесплатном портале www.ebrdwomeninbusiness.com.
Рахимбек Асанов
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda