Как формируется лидер

Быть лидером значит создавать смыслы

Мы исходим из формулы, что лидерами не рождаются, лидерами становятся. А еще из той мысли, что у каждого лидера есть свой особенный путь. Именно поэтому совместно с ДО АО «Банк ВТБ (Казахстан)» мы запускаем проект «Как формируется лидер».
«Вы можете хорошо говорить, добиваться успеха в своей области, но, будучи человеком без чести, вы не сможете долго вести за собой людей. Ваш успех будет временным», — считает президент ALMAU Асылбек Кожахметов. С ним мы решили побеседовать в рамках нашего нового проекта о том, как взрастить новое поколение лидеров.
Асылбек Базарбаевич, вы работаете с молодым поколением уже много лет. На ваш взгляд, стала ли молодежь более осознанной и ориентированной на лидерство?
Смотря кого именно считать молодежью. Наверняка, когда вы произносите «вуз», ваша первая ассоциация — это студенты с первого по четвертый курс. Для меня же основная целевая аудитория — это слушатели программы MBA, средний возраст которых — 33 года. Студенты — это база, из которой мы себе растим своих будущих участников программы MBA.

По-хорошему миссия университетов не в том, чтобы учить молодежь, а в том, чтобы оказывать влияние на развитие экономики и общества в регионе или стране в целом. Поэтому я считаю большой ошибкой, когда на вузы возлагают ответственность меньшую, чем они на самом деле могут и должны на себя брать.

Когда мы сужаем целевую аудиторию вузов до студентов, можно сказать, что мы забываем об исследовательской деятельности университетов и их воздействии на экономику. Вуз сразу становится маленьким, зависящим от тех, кто пришел к нему на обучение, государства и его денег.
А на самом деле каким он должен быть?
Вуз сам создает и взращивает свою аудиторию. Поэтому он не может сказать: «Какие-то студенты к нам пришли неправильные». Нет, это вы на таком большом рынке сказали — «я буду работать с вот такой нишей и аудиторией». И если эта аудитория к вам не пришла, то у вас была неправильная стратегия. Вы сформировали себе не того студента.

Поэтому наша задача — выращивать себе будущих слушателей программы MBA, для которых ответственность и лидерство — больше чем просто слова. Ведь в этом плане даже учащиеся четвертого курса еще недостаточно зрелы, чтобы подойти к ним и спросить: «Что вы готовы сделать для своей страны, мира, всего человечества?» В силу возраста у них еще нет таких глобальных запросов, они только начинают расширять свой кругозор и узнавать мир. Они любознательны, подвижны и очень разносторонни, но при этом слишком «скорлупные», что ли. Задали вопрос и спрятались в свою скорлупу, боятся ошибиться или попасть не в ту струю. Таким своим состоянием они как бы говорят: «Я-то знаю, что я крутой, но вступать в единоборство с тем, что мне не нравится, или спорить с чьим-то мнением не хочу и не вижу смысла». Иными словами, то ли они уже так жизнью научены, или это такой врожденный защитный рефлекс. Так или иначе, это проблема всего нашего общества, говорящая о том, что процесс социализации на уровне школьников, а также вузовской и школьной общественности проходит неправильно. К тому же скорлупа, о которой идет речь, связана еще и с тем, что, видимо, само наше общество не подает примеров смелости, ответственности и лидерства.
Давать знания как что-то окончательное не имеет смысла, нужно давать основы, которые не изменятся через пять и десять лет, а также делать акцент на развитии личности, чтобы человек умел критически мыслить, был деятельным и не боялся ошибок. Вот тогда вместо человека в скорлупе мы вырастим личность с внутренним стержнем.
Получается, молодежь копирует существующее общество. То есть мы сами растим себе «скорлупное» поколение?
В наши дни молодое поколение формируется в клубно-дружеской среде, поскольку родительская среда не дает смелых и прямых ответов о том, почему нужно уметь брать ответственность на себя и не бояться идти вперед. Чаще всего родители говорят: зачем тебе такая ответственность, как бы чего не вышло! Вон, посмотри, того посадили, этот испортил карьеру, и т. д. Но, что самое ужасное, и в клубно-дружеской среде эти разговоры имеют такое же направление.
И что можно с этим сделать? Вы чувствуете, что вузы могут повлиять на ситуацию, возможно, изменить судьбу целого поколения, убедив забыть о своей «скорлупе»?
За четыре года обучения мы стараемся студентов вдохновить, вооружить знаниями, сделать смелыми, грамотными, ответственными, энергичными, с глубокой верой и надеждой не только в себя, но и в Казахстан. А то у нас все больше людей в свою страну не верят. Вы посмотрите, сколько молодежи уезжает учиться в Россию, Китай и другие страны.
Может, это оттого, что патриотизм стал немодным?
Скорее, он стал невостребованным. С одной стороны, у нас есть идеология, пропаганда, которую ведет государство. С другой — мы наблюдаем прецеденты, когда чиновник сегодня говорит одно, а завтра его уже арестовывают, поскольку его действия не соответствуют им же сказанным, вроде правильным речам. Вес таких слов резко уменьшается, и ты не знаешь, стоит ли вообще доверять чьим-то словам завтра или хвалить за высказанные вроде бы верные мысли.
Получается, люди боятся разочароваться, создавая себе кумиров?
Мне нравится старинное выражение: «Имею честь просить об отставке». То есть, чтобы просить об отставке, надо иметь честь. А у нас люди об отставке сами не просят. Знаете, на самом деле промахнуться может каждый, но не каждый имеет честь сказать: «Я промахнулся, поэтому должен уйти, иначе я подаю неправильный пример молодежи, посылая ей не тот месседж».

Иными словами, у любого человека, который у всех на виду и считается лидером (ученый, педагог, бизнесмен, чиновник), в разы возрастает ответственность за те смыслы и месседжи, которые он посылает подрастающему поколению. И вот этого нам в обществе не хватает.

Создавая программу для наших студентов, мы понимаем, что мягкая часть развития (критическое мышление, личностное развитие и т. д.) имеет большее значение, чем твердая (обучение программированию, математике и пр.). Сама область знаний становится относительно маленькой и быстро устаревает. Зачастую то, что студентам дают на первом курсе, на четвертом может быть уже неактуальным. Поэтому давать знания как что-то окончательное не имеет смысла, нужно давать основы, которые не изменятся через пять и десять лет, а также делать акцент на развитии личности, чтобы человек умел критически мыслить, был деятельным и не боялся ошибок. Вот тогда вместо человека в скорлупе мы вырастим личность с внутренним стержнем, верой в себя, семью, бизнес, Казахстан и мир в целом. При этом он должен уметь объяснить, аргументировать, убеждать.
Ничего страшного в неудаче для лидера нет, важно, чтобы у тебя оставался престиж, репутация, личное мироощущение, уважение к себе и честь. Пока у тебя есть честь, ты всегда можешь быть лидером.
Мы начали говорить о кумирах, а точнее, что сейчас молодежи не на кого равняться. А кто для вас в свое время был примером?
Как для человека, выросшего в СССР, для меня примерами были Олег Кошевой, Павка Корчагин. Я сразу представлял себя таким же, самоотверженным и смелым. Сейчас, конечно, понимаешь, что многое было приукрашенно, даже придумано в интересах общей идеологии. Но, по правде говоря, я тоже за то, что, если нет у нас сегодня реальных кумиров, то давайте их создадим. На чем-то же надо воспитывать подрастающее поколение.

Возвращаясь к вашему вопросу: пусть я не буду оригинальным, но для меня герой и пример лидера — моя мама. Когда ей было три года, ее отдали в детдом. Это было вынужденное решение для ее родителей, в семье было много детей, которые умирали от голода. Так получилось, что через время детдом переехал, и связь родителей с дочкой была потеряна. Когда маме исполнилось 17 лет, ее родители нашлись. Затем она вышла замуж, родила семерых детей и сказала: «У меня есть цель — я всем вам обязательно дам высшее образование, чтобы вы были успешны в жизни». Мы жили в ауле, и там хотя бы одному ребенку дать высшее образование считалось подвигом, но мама всегда твердила, как мантру: «Это возможно! Мои дети получат образование и будут хорошо жить».

Я считаю ее героем, потому что она в суровых буднях смогла победить деревенскую жизнь и не боялась высказывать и отстаивать свое мнение в семье, что шло вразрез с казахскими традициями.

Еще я помню, что мама обязательно ходила в школу на каждое родительское собрание ко всем своим детям. Она сама подбирала для нас книги, а еще я помню, как читал стихи по радио в нашем селе, и мама меня в этом поддерживала. Я приходил домой, а она говорила: «Я слышала твои стихи. Молодец, с хорошей дикцией, смело, так и надо!»
А каким должен быть лидер, можете поделиться своим видением?
Вы хорошо написали в анонсе своего редакционного проекта: «Лидерами не рождаются, лидерами становятся». Я с этим согласен. Так совпало, что 4 февраля начинаю читать лекции по лидерству для своих студентов. И им я хочу сначала задать много вопросов, а потом уже буду делиться своим видением. Поэтому я пока готов поделиться только частью своих наблюдений и выводов.

На мой взгляд, интересный пример лидера — Черчилль. Не потому, что он был премьер-министром страны, а из-за того, что он смог предвидеть то, что не смогли другие. Перед Второй мировой войной Черчилль был не самым удачным политиком — то займет должность, то его снимут. При этом он был единственным, кто с 1935 года говорил: «Германию нельзя просто так отпускать, ее нужно остановить, иначе Германия станет главной проблемой человечества». Тогда над ним все смеялись, а он продолжал настаивать на своем. Поэтому, когда грянула война, все задались вопросом: почему они раньше его не слушали?.. Черчилль — единственный, кто подтвердил свою компетентность и стал премьер-министром. Второй пример, где он проявил свои лидерские качества, — это его речь в первые дни войны. Коротко это звучало так: «Я не обещаю вам легкой победы, будет сложно, будут бомбежки, будут жертвы, будут тысячи убитых и раненых, но мы победим». С одной стороны, он был искренен, потому что не стал приукрашивать войну; с другой стороны, дал надежду хоть не на простую, но победу.

Другой пример лидера на политической арене — Авраам Линкольн. Он родился в бедной семье — неудачи и провалы преследовали его всю жизнь. Он каждый раз баллотировался на разные политические посты и находил новые смыслы, несмотря на свои многочисленные поражения, пока не стал президентом США. Поэтому ничего страшного в неудаче для лидера нет, важно, чтобы у тебя оставался престиж, репутация, личное мироощущение, уважение к себе и честь. Пока у тебя есть честь, ты всегда можешь быть лидером.

Если говорить о лидере в бизнесе, то он отвечает не только за экономический результат, но и за философию своей команды. Основатель компании Sony Акио Морита как-то сказал: «Настоящие менеджеры создают смыслы жизни для людей».

Семейную жизнь лидерство также не обошло стороной. Люди, которые задают тон в семье, тоже очень важны.
Вы сказали, что речь Черчилля была хороша, поскольку он не стал приукрашивать войну. В связи с этим вопрос: как не приукрасить будущее в общении с подрастающим поколением? Ведь жизнь — штука непростая…
Вдохновить не означает приукрасить. Чтобы вдохновить, человек сам должен в это верить. Причем некоторые могут сказать: хоть он в это и верит, это неправда. Но смею вас заверить: порой игра в правду-неправду может обернуться весьма интересным исходом.

В декабре прошлого года по приглашению Госдепа я был в США и везде на встречах задавал один вопрос: «Как вы думаете, кто будет следующим президентом США?» На что все отвечали: Хиллари Клинтон. Я говорю: «А как же Трамп?» Они: «Да нет, вы что, это несерьезно». Исход спора вам известен. Поэтому я сторонник того, чтобы люди верили в несбыточное и говорили — ничего невозможного нет.

Когда же вы хотите вдохновить людей идти за вами, ставьте светлые цели, которые наполнят их жизнь смыслом. Мы родились не только для того, чтобы есть, спать и зарабатывать деньги. Питер Дакер говорил: «Если вы думаете, что цель бизнеса — прибыль, то тогда вы думаете, что цель человека — дышать». Да, без кислорода, то есть прибыли, бизнес невозможен, но она не цель. Целью может быть интерес доказать что-то всему миру, стать авторитетом и лидером. А для этого нужно соответствовать ценностям, которые транслируешь.
Екатерина Корабаева
Автор материала
© And.kz Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на and.kz
Контакты
E-mail: info@iskermedia.kz
(по общим вопросам)
издательство
Made on
Tilda