Бизнес

Социальное предпринимательство:
вкус пользы

Социологи говорят о важных культурных изменениях. Оказывается, 86% потребителей в мире убеждены, что социальные и бизнес-интересы компаний должны быть одинаково приоритетными. Как результат, покупатели отдают все большее предпочтение тем производителям, в работе которых четко прослеживается общественная польза.

Например, в недавно опубликованной нашей статье «Забытые люди» директор управления маркетинга и коммуникаций Almaty Management University Карина Сычёва рассказала замечательный кейс: одно американское кафе прославилось тем, что в нем официантами работали пожилые люди. Такой у него особый концепт, уникальная атмосфера, но главное — нуждающимся (либо в деньгах, либо в общении) людям помогает с работой. Отличный образец социального предпринимательства. А какие примеры есть в Казахстане?

Индира Шах
Сооснователь и лидер по развитию Impact Hub Pilot Almaty
Наша организация способствует развитию проектов в области социального предпринимательства (СП). Есть несколько из регионов, к примеру, крестьянское хозяйство Зинаиды Шулятьевой в Талдыкоргане по выращиванию овощей и фруктов. Проект предполагает трудоустройство выпускников детских домов, пожилых людей и студентов. В целом для того, чтобы социальное предпринимательство развернулось в стране, нужно создать предпосылки. Во-первых, больше распространять информации о том, что такое СП. Существует множество предубеждений, например, что социальными предпринимателями становятся те, кто не смог достичь успеха в классическом бизнесе. Или что социальная ответственность бизнеса и есть СП. Или что невозможно строить бизнес на помощи другим: мол, если ты помогаешь другим, несешь социальную миссию, то не должен брать деньги за это. И т. д. На мой взгляд, все это исходит от незнания и непонимания сути СП.

Во-вторых, есть ограничения, связанные с контекстом, в котором мы живем.

Мы не можем с нашим менталитетом соединить два понятия — социальная миссия и получение дохода. Либо ты занимаешься одним, либо другим, все остальное — манипуляции, не является "ценностью" для потребителя/граждан. Мы не принимаем во внимание, что эти люди берут на себя ответственность за решение проблемы и пытаются найти финансово устойчивый способ это сделать.

Мы считаем, что социальные проблемы должно решать государство, и это не должно нам стоить дополнительных средств, нашего времени, энергии. Мы не привыкли брать на себя ответственность за то, что происходит вокруг и какое будущее нас ждет во внешней среде.

Во-вторых, в целом население не знает, что происходит в социальной сфере страны: я имею в виду инициативы неправительственного сектора, частные инициативы. Ведь они зачастую неустойчивы, так как зависимы от внешнего финансирования, и если финансирование заканчивается, то и деятельность приостанавливается. Другое дело, что эти инициативы не всегда эффективны: в них недостает бизнес-подходов — быстрого реагирования на меняющиеся условия, тренды; не всегда учитывается обратная связь от бенефициаров, которая может увеличить объемы продаж. И еще один момент: существующие кейсы СП в Казахстане и за рубежом знакомы только ограниченному кругу людей, и большинство людей просто не знают, что и "так тоже можно работать".

Здесь очень важно людям, организациям, которые понимают ценность такого подхода для дальнейшего развития нашего общества, объединяться и распространять информацию среди широкого круга людей — те же СМИ, селебрити, tought leaders и т. д. Сейчас наступает такое время, что все больше людей задумываются о своей реализации, о том, зачем они пришли в этот мир. И в этом контексте социальное предпринимательство — один из способов такой самореализации: ты находишь cause/нишу/проблему, которая тебя больше всего волнует, и строишь бизнес-модель, которая позволит тебе решать ее и при этом а) быть в той или иной степени финансово независимым; б) строить ее настолько эффективно и в таком масштабе и форме/виде, в которых ты хочешь развиваться. То есть, на мой взгляд, должен произойти какой-то щелчок в сознании, и ты 1) осознаешь, что в твоих руках сделать что-то во благо общества, в котором ты живешь; 2) берешь на себя ответственность учиться, трудиться, вкладываться, где-то от чего-то отказываться и в этом видишь свое развитие — ведь это бесконечный процесс самоосознания и реализации.

Сания Арапова
Вице-президент Ассоциации друзей Тель-Авивского университета
Мейкатон «TOM: Kazakhstan» (ТОМ — аббревиатура, с иврита «изменяющие мир») — это 72-часовой марафон, на котором создаются изобретения, облегчающие жизнь и быт людей с ограниченными возможностями. Идея проводить подобные марафоны зародилась в Израиле в 2014 году. В 2016 году проект был запущен в Казахстане при поддержке президента Ассоциации Тель-Авивского университета в Республике Казахстан, бизнесмена и мецената Александра Антоновича Машкевича.

Согласно методологии ТОМ, мейкеры (makers) — это изобретатели, а нидноуэры (need knowers) — это люди, знающие на собственном опыте потребности и проблемы людей с ограниченными возможностями. В случае с мейкатоном нидноуэрами являются люди с ограниченными возможностями и люди, которые за ними ухаживают.

Проект собирает умельцев со всего Казахстана, чтобы они создали прототипы изобретений, которые могут быть коммерциализированы и направлены на реабилитацию и социализацию людей с ограниченными возможностями.

Победителем Первого мейкатона в Павлодаре стала команда студентов из Карагандинского медицинского университета — они создали экзоскелет, который реабилитирует людей, перенесших инсульт. Сейчас ребята работают над тем, чтобы вывести продукт на рынок.

Победители Второго мейкатона, прошедшего в Караганде, создали ориентировочную трость для ориентации слепых в пространстве. В данный момент команда проходит бизнес-инкубацию в Astana Business Campus (инновационный кластер Назарбаев Университета).

Таким образом, «TOM: Kazakhstan» стал своеобразным фундаментом сотрудничества общества, государства и бизнеса для улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями. Помимо этого были сделаны шаги на пути к развитию социального предпринимательства, трансформации сознания людей и ориентации молодежи на решение социальных проблем.

Альбина Ержанова
Президент Enactus Kazakhstan
Мы верим, что, инвестируя в студентов, использующих предпринимательский подход для других, мы создаем лучший мир для всех нас. Это наш девиз. Действуя в соответствии с ним, ежегодно более 80 проектов реализуют студенты Enactus Kazakhstan. Важно то, что эти проекты являются действующими, и, несмотря на зачастую небольшой масштаб, ребята делают первые шаги в бизнесе вместе с людьми, которые нуждаются в поддержке. Идея программы Enactus — формирование делового поколения, имеющего социальную ответственность. Развиваясь через преодоление трудностей команды как бизнес-организации, молодежь учится главному — быть ответственными в своем деле и перед другими участниками бизнеса.

Используя креатив и оригинальный (незашоренный, свойственный молодым) взгляд, смекалку и инновации, ребята предлагают нестандартные решения различных проблем. Затем на соревнованиях члены жюри оценивают готовые проекты. Надо признать, что не все проекты выживают, не все команды доходят до стадии устойчивой организации. В этом смысле очень здорово, когда есть команды с традицией преемственности, в которых выпускники выступают в качестве бизнес-наставников, поддерживают дух и стремление к победе. Согласно нашим рекомендациям, изложенным в настольной книге Enactus Handbook, важно создавать правильную структуру команды — с наличием эдвайзеров из вуза и бизнес-сообщества. Enactus — это отличный диалог поколений. На наших площадках я замечаю тот факт, что не только молодежь активно вслушивается в советы бизнес-партнеров, но и взрослые наставники не менее страстно готовы делиться опытом своих достижений и промахов.

Как итог, более 100 проектов согласно, годовым отчетам, будет представлено на Национальном кубке Enactus Kazakhstan National Expo. Это самое грандиозное событие года с участием наших студентов, преподавателей и представителей компаний. Как руководителю общественной организации мне отрадно видеть, что гражданская инициатива и совместные усилия по улучшению жизни через бизнес дают ощутимые результаты. Мы бесконечно благодарны бизнес-организациям за чуткость и добрые поступки, вместе с нами они участвуют в формировании поколения социально ответственных лидеров, которые будут в свою очередь передавать накопленный опыт и духовный капитал другим поколениям. И это радует. Воплотить идеи в реальность студентам помогают наставники — профессионалы из компаний-партнеров Enactus Kazakhstan (Raimbek, KPMG, Аsia Waters с торговой маркой «Вода Туран», Beeline Kazakhstan, Mall Aport, AIFC Bureau CPD, Chevron, Qazaq Banki, Аграрная кредитная корпорация, TSSP, «Тәртіп», Business Creative FMA, Air Astana, LG).

Справка

В 2018 году в Enactus принимают участие свыше 70 тысяч студентов более чем 1700 университетов из 39 стран. Ежегодно студенты Enactus под руководством национального офиса реализуют более 90 социально значимых проектов. Студенты участвуют в социально-экономической жизни региона, страны и создают рабочие места (около 1000 ежегодно). Дух соревнований повышает конкурентоспособность молодежи на региональном и международном уровне.

Критерии социального предпринимательства

Первенство социальной миссии над коммерцией
Социальный эффект является заранее запланированным и ожидаемым результатом, а не побочным, как это происходит в обычном коммерческом предпринимательстве.
Устойчивый коммерческий эффект

Достижение устойчивой самоокупаемости за счет получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг), а также за счет грантов и пожертвований.
Новаторство в комбинации с социальными и экономическими ресурсами
Предпринимательское новаторство, которое может быть реализовано путем использования новой идеи или новой комбинации ресурсов (в том числе не очень привлекательных с точки зрения рынка) для решения социальной проблемы.
Личности


Социальный бизнес — это, прежде всего, креативная идея, обеспечивающая наибольший успех. Такие идеи создаются личностями, а не корпорациями. Обычный человек и его маленькая идея могут изменить мир.

В каких сферах работают социальные предприниматели в Казахстане?

Обеспечение занятостью инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющих ограниченный доступ к образовательным услугам.
Социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях.
Содействие вовлечению в социально активную деятельность инвалидов, сирот, выпускников детдомов, пожилых людей, людей страдающих наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства.

Что происходит в сфере социального предпринимательства сейчас?

Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере развития социального предпринимательства.
Увеличение количества субъектов социального предпринимательства.
Развитие форм государственно-частного партнерства, направленных на решение социальных задач.
Формирование инфраструктуры поддержки социального предпринимательства
Вовлечение некоммерческих организаций в развитие социального предпринимательства.
Подготовка профессиональных кадров для работы в сфере социального предпринимательства.
Made on
Tilda