• Екатерина Корабаева

  • 29 ноября 2014

Не упустить момент

 

Автоматизация - хорошая ниша для отечественных производителей. Проблема в том, что  стандартные решения вендоров либо не подходят, либо их адаптация слишком дорого обходится заказчику. В преддверии первого круглого стола  «Казахстан: автоматизация XXI века», который пройдет 2 декабря в Астане, наша редакция решила провести специальный блиц-опрос. В беседе со спикерами мы поговорили о том, с какими проблемами сталкиваются компании, занимающиеся автоматизацией, каково участие в данном процессе отечественных IT-игроков, о том, кто может помочь отечественным разработчикам в вопросе коммерциализации?

 

Ханат Нурекенов, генеральный директор ТОО «Innoforce»

 

Об автоматизации

 

Хотелось бы сразу внести уточнение. Можно говорить о двух видах автоматизации. Первый – это IT-автоматизация, когда у компании  уже  есть данные и их нужно автоматизировать под тот алгоритм, который определен функциональными потребностями предприятия. Второй вид автоматизации связан с непосредственным генерированием данных, и это уже больше инженерия. Возьмем  такую программу, как Smart Astanа. Ее суть заключается в сборе определенной информации, например, показателей приборов учета коммунальных услуг. Если сейчас эти данные собирают специальные контролеры, то с помощью автоматизации системы управления этот процесс можно значительно упростить.

 

Что касается нашей компании, то мы  автоматизируем IT-процессы, которые связаны уже с имеющимися  данными.   У нас так сложилось, что основной рынок так или иначе связан с заказом  госкомпаний или госбюджетом. И здесь основная проблема автоматизации заключается в неточной формулировке имеющихся процессов. Руководители предпочитают действовать по наитию. Зачастую мы слышим от них что-то вроде: «Наши процессы неэффективны, и нам нужно, чтобы вы их автоматизировали». При этом совершенно нет понимания, что именно неэффективно и что именно нужно автоматизировать.  В связи с этим, на наш взгляд,  предприятия нуждаются в директорах по информатизации, которые понимают, что и каким образом можно на данном этапе у этого предприятия автоматизировать, а что нельзя. Руководитель должен понимать свои процессы. Если же они четко не сформулированы, нужно сначала их определить и только после этого подбирать соответствующие платформы и инструменты из имеющихся продуктов. Вот тогда   элементы автоматизации и эффективности не заставят себя ждать.   

 

Сергей Волков, заместитель президента ОЮЛ «Интернет-Ассоциация Казахстана» по ИТ-вопросам

 

Об IT-отрасли

 

Ключевая характеристика IT-отрасли – это автоматизация важных бизнес-процессов в государственных структурах и всех отраслях экономики страны. Если брать другие страны мира, то большая их часть уже реализовала свои стратегии по развитию данного направления как в госорганах, так и в бизнесе. Оно и понятно, ведь бизнес не может не использовать эти инструменты, потому как они позволяют за короткий промежуток времени решать гораздо большее число задач, и это диктуется конкуренцией.

 

Участники казахстанского IT-рынка выделяют два основных пункта, которые считают необходимыми для развития IT-отрасли: это налоговые льготы и принцип экстерриториальности. Однако в нашей действительности хорошая цена на нефть мешает здравомыслию некоторых ответственных людей.

 

А между тем та же Беларусь в отличие от нас в 2005 году в течение всего нескольких месяцев смогла создать на законодательном уровне необходимые условия для развития отрасли. И уже сегодня ряд компаний Беларуси входят в топ-100 IT-компаний мира. В начале 2000-х у них наблюдалась катастрофическая нехватка кадров, отрасль практически разваливалась, однако нашлись несколько человек из предпринимательской среды, заинтересованные в развитии IT-бизнеса. Именно они обратились к руководителям государства и предложили свой вариант развития IT-отрасли, и, что самое важное, их послушали! В Казахстане же ведущие игроки IT-рынка уже много лет говорят об этом, но правительство к ним не прислушивается.

 

А опасность тем временем становится все больше. Речь идет о подрастающем поколении, которое получает IT-образование в средних специальных и высших учебных заведениях страны. Государство дает деньги на формирование кадрового резерва, университеты ведут обучение, а условия для создания большого числа новых рабочих мест так и не создались. Мы живем в XXI веке, конкуренция ужесточается, пока у нас есть нефть – мы вкладываем в людей, но, не найдя себе применения в родной стране, они начнут работать на чужую экономику, более того, это уже происходит. В отличие от нашей страны в России принята стратегия развития IT-отрасли, и в ней изложено, как решать проблему дефицита кадров, предполагается делать это в основном за счет привлечения специалистов из всех стран СНГ.

 

В связи с этим меня заботит следующий момент – государство строит технические колледжи, которые будут выпускать специалистов для IT-отрасли страны, для реализации задач по автоматизации отраслей экономики. Число выпускников ежегодно будет расти. А кто-нибудь просчитал хотя бы на ближайшие пять лет увеличение численности выпускников учебных заведений по отношению к потребностям рынка и реально созданным рабочим местам? Уже сейчас можно говорить о том, что, как только выпускники будут выходить на рынок, они, скорее всего, останутся без работы. Куда же пойдут работать эти молодые, энергичные и грамотные ребята? В англоязычную среду, трудиться на благо чужих экономик?

 

При этом есть задача войти в топ-30 конкурентоспособных стран мира. А в основе этого статуса, между прочим, лежит автоматизация, о которой мы говорим. Государство и родители вкладываются в студентов, но никто не заботится о создании платформы для развития среды. Не созданы льготы, нет принципа экстерриториальности, IT-бизнес не видит условий для своего развития, ведь у него свободных денег нет, бизнес работает с минимальной доходностью. Так как имеющиеся затраты не позволяют иметь «жирок», с помощью которого можно было бы инвестировать в какие-то сложные проекты. Ситуация с госзаказом по-прежнему печальна. У нас уже два года как нет предоплаты по госзаказам. Какая IT-компания в состоянии позволить себе взять хотя бы 2-3 проекта без предоплаты, по госзаказу, в надежде, что потом никто не придумает?

 

Кто-нибудь просчитывал эти риски? Риск нетрудоустройства, риск недоразвития, риск недофинансирования, риск утечки кадров, риск недоавтоматизации государственно значимых направлений, ведущих отраслей экономики страны, риск утечки информации? Думаю, нужно начинать именно с этого.

 

Дамир Егизбаев, генеральный директор Центра коммерциализации технологий

 

О коммерциализации

 

Мы поддерживаем различные проекты, и сами как Центр коммерциализации технологий идем в ногу со временем. Изучив международный опыт, мы смогли внутри ЦКТ автоматизировать процесс выдачи грантов. Все заявки принимаются онлайн, и мы не требуем никаких бумажных подтверждающих документов до конкурсной презентации проекта. Это позволило нам почти в два раза упростить и ускорить наш внутренний бизнес-процесс.

 

Анализ показал, что компании, создаваемые с участием отечественных научных сотрудников, не всегда имеют правильное представление о бизнесе. Им сложно вести бухгалтерию, разбираться в финансах, закупках и правовых отношениях. Связано это с тем, что владельцами таких инновационных компаний становятся ученые, которые не являются профессиональными менеджерами. Поэтому ко всем нашим грантополучателям мы прикрепили менеджеров по коммерциализации технологий, которые оказывают содействие в вопросах ведения бизнеса, поиска новых инвесторов и т. д.  

 

Это является одной из отличительных черт Центра коммерциализации технологий по сравнению с другими аналогичными грантовыми программами. Мы не только предоставляем деньги грантополучателям, но и оказываем консультационную поддержку. Все это происходит посредством электронной почты, Интернета либо телефона. Каждая наша консультация дается в течение получаса, если же это сложный вопрос, то мы можем предоставить по нему ответ в течение 1-2 дней.

 

Кроме того, к нам обращаются люди, которые не являются нашими грантополучателями, но ведут инновационный бизнес в Казахстане. У них также возникают различные вопросы. Мы точно так же их консультируем.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №41 (518) от 28 ноября 2014

PDF, 3.91 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме