• Екатерина Корабаева

  • 14 ноября 2014

Зеленая экономика

 

«Не виноватая я, он сам пришел», - как бы говорит нам власть, намекая на приближающийся  кризис. Чтобы пережить непростые времена, в Казахстане предлагается использовать  деньги будущих поколений. Ведь именно так всегда говорилось о предназначении общеказахстанской «заначки», известной как  Национальный фонд.

 

На этой неделе  казахстанцы неожиданно для себя  были вовлечены в дела государственной важности. Речь идет о Послании главы государства народу Казахстана, которое оказалось сюрпризом для наших граждан. Напомним, что вот уже на протяжении последних нескольких лет подобные выступления президента проводились в январе. Однако наибольшей неожиданностью оказалась не дата и даже не то, что выступление было сделано на расширенном заседании Политсовета партии «Нур Отан». Главный сюрприз заключался в том, что была презентована новая экономическая политика страны под названием «Нурлы Жол».

 

«Я из своего опыта предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Этот рубеж перейдут только сильные государства, сплоченные народы. Казахстан, как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает негативное влияние всех этих процессов. В результате мы видим, что происходит: падают цены на мировых рынках, в целом замедляется экономический рост», - отметил президент.

 

Так, основной акцент в послании был сделан на приближающуюся угрозу экономической и политической стабильности в мире, а также потребность в новых инициативах для стимулирования деловой активности и занятости. Кроме того, оказалось, что  вместо обещанного антикризисного плана  в стране решили распечатать Национальный фонд, о дальнейшем использовании средств которого в основном и шла   речь в послании. Причем в большей степени средства будут направляться на  социалку - жилье, инфраструктуру и школы. С основным текстом послания можно ознакомиться на сайте www.akorda.kz. Мы же попросили экспертов поделиться своими выводами и мерами, которые необходимы стране, чтобы выстоять в кризис.

 

Канат Нуров, президент НОФ «Аспандау»

 

Выводы

 

Президент решил дважды за год обратиться к народу… Время, наверное, где-то поджимает, грядет, видимо, какое-то неприятное, но всем очевидное событие. Один из основных посылов поэтому, что «времена настали тяжелые». Второй посыл - это декларация масштабной программы действий, связанной с распечаткой Нацфонда. Это послание можно определить как программное, несмотря на его краткость, тем не менее в январе от традиционного и более обширного ежегодного послания могут и не отказаться... Без оснований традиции нарушать у нас не любят... В концепции «Нурлы Жол» я не увидел крена в сторону реального разгосударствления и демонополизации экономики, поэтому вряд ли это крайне необходимое антикризисное освоение средств Нацфонда можно назвать новой экономической политикой (НЭПом), какой бы ни была она эпохальной и полезной для страны. Послание было явно социально ориентированным, но вряд ли оно связано с возможностью досрочных парламентских или президентских выборов.

 

Об антикризисных мерах

 

Необходимо будет рано или поздно демонополизировать экономику, приватизировать все те функции и отрасли, которые могут быть в частной собственности. И пусть они растут независимо от правительства. Надо оставить за государством только те функции и отрасли, которые являются «общественными благами», куда не пойдет частный капитал. Об этих инфраструктурных отраслях много говорится в этом послании. Осталось теперь освободить частное предпринимательство от рейдерского влияния финансово-промышленных групп, влияющих на него через органы государства, в т. ч. силовые, надзорные и судебные. Активы государства не должны уменьшаться в абсолютном выражении, но в относительном доля государственного сектора должна стать меньше частного. В этом должна была быть цель НЭПа.

 

Касымхан Каппаров, директор Национального бюро экономических исследований

 

Выводы

 

Новая экономическая политика основывается на «Плане инфраструктурного развития на 2015-2019 годы». Данный план подразумевает инвестиции в строительство автодорог, высоковольтных линий передач, модернизацию инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения, строительство школ, детсадов и вузов. Источником финансирования плана, скорее всего, станет Национальный фонд, из которого по поручению президента ежегодно в течение 2015-2017 годов будет выделяться до 3 млрд долл. США. Общий инвестиционный портфель плана составляет 6 триллионов тенге, из которых доля государства планируется на уровне 15 процентов, или в среднем по 180 млрд тенге в год.

 

В связи с озвученными основными параметрами плана можно сделать один предварительный вывод. Предложенные меры включают развитие конкретных проектов в экономике, но не включают перечень структурных реформ – изменения в налоговой, бюджетной, монетарной или социальной политике. Поэтому назвать данный план новой экономической политикой будет преувеличением. План инфраструктурного развития можно рассматривать как часть второй пятилетки ГПФИИР, которая нацелена на повышение эффективности от реализации индустриальной политики государства и создание новых рабочих мест в экономике. Однако влияние плана на стимулирование частного сектора и решение структурных проблем экономики, скорее всего, будет ограниченным.

 

Об антикризисных мерах

 

Использование средств Национального фонда является неоднозначным инструментом, который, с одной стороны, помогает поддержать экономический рост в краткосрочной перспективе, но с другой - снижает эффективность экономической политики правительства в долгосрочной перспективе. Вероятность возникновения морального риска (moral hazard) достаточна высока, то есть правительство вместо повышения отдачи от каждого потраченного тенге из республиканского бюджета может начать исходить из предположения, что в случае возникновения кризисной ситуации оно всегда может использовать средства Национального фонда.

 

Антикризисные меры должны включать фундаментальные изменения действующей экономической модели, которая в нынешний момент направлена на экспорт минеральных ресурсов с низкой добавочной стоимостью. Данная модель уже не сможет обеспечить Казахстану экономический рост на уровне 2000-х годов в связи со снижением глобального спроса на минеральные ресурсы. Поэтому основной вопрос будет заключаться в том, как скоро республика начнет переход к экономической модели, которая будет ориентирована на внутренний спрос, повышение доли частного сектора в экономике и развитие человеческого потенциала.

 

Валихан Тулешов,  директор Института регионального развития АЛМУ

 

Выводы

 

Первая часть послания, где говорится о выделении второго транша на льготное кредитование МСБ, банковского сектора, привлечение новых инвестиций, строительство ЭКСПО и расширение аэропорта Астаны, – это своего рода «пожарные меры». Они позволят поддержать экономический рост на прежнем или более высоком уровне, обеспечить занятость в 2014-2015 годах. И  в некотором отношении даже снять остроту с безработицей и закрепить некоторые индустриально-модернизационные тренды в структуре экономического развития территорий страны. Это программа дальнейшей поддержки экономического роста и создания дополнительных инфраструктурных элементов его поддержки.

 

Собственно вторая часть послания, в которой объявляется, что стержнем новой экономической политики будет План инфраструктурного развития, состоящий из семи пунктов, по большому счету является неким подобием антикризисного плана для Казахстана в разделе инфраструктурного развития.  К слову сказать, антикризисный план так и не был представлен общественности. Поэтому, если судить по содержательному наполнению, послание представляет собой сочетание двух  идей – идеи поддержки экономического роста и решения проблем безработицы и занятости и идеи инфраструктурного развития страны на предстоящие 5 лет.

 

О противоречиях

 

Следует сразу оговориться, что План инфраструктурного развития не может быть новой экономической политикой по той простой причине, что такой план является лишь рабочим планом производства человеком потребительского продукта и  он абсолютно не предназначен для изменения экономических отношений между людьми. Одно дело – чинить унитаз, другое дело – стать собственником его производства.

 

Поэтому, чтобы говорить о новой экономической политике, надо говорить о реформах, которые сделают из людей экономически эффективных собственников. НЭП, как это и ни банально (если вспомнить НЭП при Ленине),   должен был стать планом довершения либеральных реформ в экономике, а не набором экономических проектов по созданию неэффективных или малоэффективных производств и отраслей экономики в отсутствие единого национального рынка.

 

Тем более что объявленный НЭП в том его политико-экономическом значении, о котором помнит история, не должен быть набором мероприятий, на которые надо тратить средства Нацфонда. НЭП должен быть политикой широкой и глубокой мотивации предпринимательства граждан, создания широчайшей предпринимательской среды, а не условий только для государственного сектора, включая аффилированные, фактически получастные компании.

 

В частности, НЭП должен включать в качестве одной из составных частей и реформу административно-территориального деления, создания из областей, к примеру,  новой административно-территориальной структуры – округов.

 

Да и вообще, НЭП - это постоянная реформация экономических отношений, как, например, в Китае, который при Дэн Сяопине их начал как «политику открытости и реформ» и продолжает до сих пор, все больше внедряя рыночные механизмы и принципы, либерализируя экономическое законодательство и собственное экономическое пространство.

 

У нас же государство до сих пор  руководит развитием экономики не через призму обеспечения условий для освобождения людей от экономического гнета через развитие предпринимательства и бизнеса, а напрямую. Оно должно было уже до кризиса и современных геополитических потрясений на постсоветском пространстве объявить новую экономическую политику и создать институциональные условия ее реализации. Теперь же, когда время упущено, государство через правительство и министерства  выделяет деньги из Нацфонда, которые посредством коррупционного механизма попадут к аффилированным с властью фирмам.

 

В стране дело еще не дошло до создания высококонкурентной экономической среды. Вместо этого государство фактически перекладывает все свои ошибки на плечи простых граждан, которые так и остаются в большинстве своем наемными работниками. Я бы даже сказал, что через девальвацию, налоговое и долговое бремя, содержание ненужных министерств (о чем говорила, к примеру, Дарига Назарбаева) и приватизацию неэффективных государственных активов государство неплохо смотрится, сидя на шее у народа.

 

А между тем даже в условиях рыночно ориентированного авторитаризма многие азиатские  страны довершили достройку эффективной экономической системы не пожарными мерами государственного регулирования, а освобождением экономической и социальной энергии всех граждан, институциональными реформами отношений собственности.

 

На самом деле любой гражданин страны должен иметь возможность приобрести любые акции самых эффективных государственных компаний. И его права как миноритария должны быть так же серьезно защищены, как  и права частной собственности.

 

Амнистия капиталов должна начинаться с амнистии долгов граждан, которые задавлены долговым бременем так, что не могут позволить организовать новые бизнесы и предприятия. Предпринимательская инициатива душится неимоверно раздутым бюрократическим аппаратом. Люди и бизнес сами могут построить или открыть детские сады и школы, государство лишь должно разрешить им это сделать.

 

Сергей Акимов, политолог 

 

Выводы

 

Из НЭПа можно сделать два главных вывода: власть готовится к серьезному экономическому кризису, а значит, и к затягиванию поясов. Затягивание поясов для населения будет сопровождаться вливанием серьезных средств в экономику.

 

Трата миллиардов из Национального фонда и антикризисная программа уже семь лет как стали синонимами. Очевиден кризис идей – ничего нового, как влить в экономику накопленные средства, придумать не удается. То же самое делалось и в 2008 году, в ходе мирового экономического кризиса.

 

Не могу согласиться с мнением, что трата денег на строительство социальных объектов не будет способствовать росту экономики. Для строительства этих объектов нужны стройматериалы, а их покупка это не что иное, как помощь бизнесу.

 

Об антикризисных мерах

 

При любом антикризисном планировании важно понимать, что лучшая помощь бизнесу – стимулирование потребления. А потребление зависит от наличия свободных денег у населения. То есть самая простая антикризисная программа – дать денег гражданам так, чтобы они потратили их на отечественные товары. У нас же делается наоборот – доходы населения сокращаются (с учетом уровня инфляции и последствий девальвации), а значит, люди станут покупать меньше.

 

На мой взгляд, эффективной альтернативной мерой стало бы начало беспрецедентной государственной программы по привлечению ведущих мировых корпораций для открытия своего производства в Казахстане. Сейчас передовые транснациональные корпорации, занимающиеся производством несырьевых товаров, практически не имеют заводов в нашей стране. Исключение - Coca-Cola и LG. Для того чтобы они пришли в Казахстан, следует предложить им беспрецедентно выгодные условия в обмен на гарантии работы и расширения производства в Казахстане в течение 30 лет.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №39 (516) от 14 ноября 2014

PDF, 2.68 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме