• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 7 ноября 2014

Минус восемь

 

Как определить материальное благополучие, стоя перед стиральной машиной? Если после стирки вы находите постиранные купюры – значит, с деньгами все нормально. Если перед стиркой вы тщательно проверяете все карманы – значит, с деньгами не очень. Если перед стиркой вы уже не проверяете карманы – значит, денег нет.

 

Как и в этом анекдоте, задаться вопросом благополучия наших граждан на этой неделе нас заставил  рейтинг Legatum Institute. Данная организация уже который год подряд высчитывает индекс процветания в 140 странах мира. В этом году выяснилось, что двумя годами ранее казахстанцы были более благополучными. Так, согласно опубликованному рейтингу, Казахстан занял 55-е место  среди других  стран, ухудшив свою позицию на 8 строчек. По сравнению с 2012 годом снижение произошло по таким пунктам, как образование, личная свобода, безопасность, возможности предпринимательства, госуправление. Улучшить место в рейтинге получилось  в категориях «экономика», «здравоохранение» и  «социальный капитал».

 

К слову сказать, данный рейтинг вызвал массу споров у других стран,  каждая приводит свои доводы в части объективности тех или иных показателей. Мы же решили обратиться к отечественным экспертам  и попросить их поделиться  своим мнением о благополучии наших граждан. Итак, насколько заметны улучшения или ухудшения в тех сферах, которые учитываются при расчете индекса процветания? А также что может способствовать улучшению благополучия нашей страны?

 

Данияр Косназаров, политолог  

 

О рейтинге

 

Индекс процветания - вещь, безусловно, полезная. Legatum Institute занимается именно такими вопросами, которые касаются демократии и экономической открытости. По крайней мере, так они готовят в более сжатом и доступном формате информацию о странах для инвесторов, пользующихся услугами частной инвестиционной группы Legatum, головной офис которой находится в Дубае. Legatum за последние двадцать с лишним лет вкладывала деньги в различные проекты в Индии, России, Бразилии, Эквадоре, странах Африки. В этой связи они должны иметь корректное понимание того, с какими вызовами могут столкнуться бизнесмены в развивающихся странах. И чем больше открываются двери для ведения правильного бизнеса в предсказуемых условиях, тем выше в рейтинге находится страна.

 

О Казахстане

 

С точки зрения позиции Казахстана, было важно увидеть, что она находится на ступеньку ниже Китая и обошла Турцию, Индию и Россию. В рейтинге Doing Business за последний год Казахстан занял 50-е место. В индексе World Happiness мы на 57-м месте. Три этих рейтинга показывают Казахстан хорошим середнячком. Однако для меня более важной новостью стало то, что 88% населения убеждены в том, что они могут рассчитывать на поддержку других и общества в целом.

 

Боюсь, что гораздо больший эффект на инвесторов окажет влияние не индекс процветания, а последний прогноз МВФ, который предсказал понижение ВВП стран Центральной Азии на 1 с лишним процента, связывая это с замедлением роста экономики в России.

 

В отношении мер, думаю, не стоит заново придумывать колесо и обратиться к опыту других развивающихся стран, уделяя в том числе внимание governance (управление. – Ред.).

 

Зауреш Батталова, президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане

 

О правах

 

Мне кажется,  здесь важно посмотреть на ситуацию в стране с точки зрения  статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Данный пакт ратифицирован Казахстаном в 2006 году, и в нем говорится, что   каждый имеет право на достойный уровень жизни и непрерывное его улучшение. Первый периодический отчет  по этому документу был сделан в 2010 году. А очередной периодический отчет Казахстану  предстоит предоставить  до 30 июня   2015 года. И если брать последние четыре года, то исследования показывают, что социально-экономическое положение в Казахстане изменилось в сторону ухудшения.   

 

Все, что сегодня происходит с экономикой Казахстана и уровнем благосостояния граждан, – это результат стагнации политических и экономических реформ.   Мы видим, что на данный момент  отечественное товарное производство развито слабо. А если и наблюдается какое-то развитие, то только за счет предприятий,  аффилированных с властью местного и центрального уровня. Они имеют больше льгот, преференций и т. д. Таким образом,  конституционная норма о том, что   все равны перед законом, для предпринимательства у нас не работает. Все это сказывается и на экономике, от чего уже страдают казахстанцы, которые получают низкую заработную плату, имеют низкий уровень семейного дохода, не могут получить полный объем медицинских услуг, проживают в арендном жилье.

 

О здравоохранении

 

Что касается рейтинга, составленного Legatum Institute, то там говорится, что Казахстан улучшил свои позиции по здравоохранению.  Но так ли это на самом деле? Да, у нас стало строиться больше больниц, закупается современное оборудование и т. д. Но если посмотреть глубже, мы увидим, что больницы строятся в основном в столице, оборудование простаивает, так как мало специалистов, которые бы умели на нем работать. То есть если взять те же регионы, то там строительство лечебных учреждений не ведется в таких масштабах, как в крупных городах, имеющиеся больницы плохо оснащены и т. д. Отдельно стоит сказать о доступности здравоохранения и его  качестве, где, кстати, произошло ухудшение. Мы наблюдаем отсутствие  медикаментов и высокие цены на них. При этом  многие граждане вынуждены получать услуги в платных кабинетах.  Но самая главная ошибка в том, что наша система здравоохранения ориентирована на лечение уже больных, а не на профилактику заболеваний.

 

Об образовании

 

Если брать образование, то здесь тоже ничего хорошего пока не наблюдается. В этой сфере постоянно ведутся новые реформы. При этом качество образования оставляет желать лучшего.  

 

Есть еще такое понятие, как охват обучением, и оно напрямую связано с уровнем бедности. Сегодня мы постоянно получаем информацию о том, что в сельских школах большое количество школьников, нуждающихся в обуви, одежде и бесплатном питании. Почему так происходит? Государство, которое берется оказывать данную помощь, не сделало главного – оно не обеспечило достойный уровень жизни своему населению.

 

О рекомендациях

 

Поскольку уровень благосостояния страны зависит от качества жизни населения, дам следующие рекомендации.

 

Во-первых, нужно пересмотреть потребительскую корзину, расширив ее перечень для обеспечения достойного уровня жизни согласно  международным стандартам.

 

Во-вторых, необходимо поднять вопрос о минимальной заработной плате,    социальных пособиях, адресной помощи и снижении коррупции в этой сфере. Или, иными словами, пересмотреть все социальные стандарты в сторону повышения.

 

В-третьих, нужно покончить с бюрократией  в социальной сфере.  Я очень много принимаю людей, которые нуждаются в социальной помощи, и вижу, сколько усилий им приходится прилагать, чтобы воспользоваться возможностью арендного жилья, бесплатного питания  для детей и т. д.

 

В-четвертых, государство должно обеспечить возможность гражданам зарабатывать средства, с помощью которых они смогут повысить свой уровень жизни.

 

Амиржан Косанов, политик

 

О рейтинге

 

Честно говоря, у меня несколько скептическое отношение к такого рода рейтингам. По той простой причине, что у нас с официальной статистикой не все в порядке. И, ориентируясь на эти, зачастую зарегулированные и не отражающие истинное положение дел в той или иной сфере, цифры, сложно дать наиболее объективную оценку. Поэтому к ним нужно относиться не в буквальном понимании их показателей, а как к общей тенденции. В этом смысле они могут принести свою пользу. К тому же само понятие «благополучие» имеет очень широкое значение, и, наверное, сложно в рамках цифр и процентов определить ее степень. Всем понятно, что излишняя зарегулированность экономики вкупе с проблемами окружающего нас мира (Таможенный и Евразийский союзы, состояние дел в российской экономике, подверженной тяжелым санкциям, мировой финансовый кризис, который никак не проходит, и другие наши внутренние проблемы) прямо влияет на это самое благополучие.

 

О прогнозах и мерах

 

В нашем случае впору говорить о неблагополучии в самых разных сферах жизни общества. Самый главный из них – неблагополучные прогнозы на ближайшее будущее: рост цен, падение уровня жизни простых казахстанцев, отсутствие социальных перспектив, особенно среди молодежи, тотальная безработица, коррупция. Нас пока спасает цена на нефть. Но и она уже падает вниз. А это может привести к большим проблемам в бюджетной сфере. О процветании можно говорить в других условиях. Мне кажется, что в нынешний критический период это слово неактуально: дай Бог, благополучно пережить этот период! А для этого нужен честный и откровенный разговор по самым сложным и проблемным вопросам жизни общества. Необходим  диалог с собственным народом, с теми, кто имеет альтернативный взгляд на происходящее. Нужна четкая и ясная программа на этот период. Когда-то в правительстве говорили о планах «А» и «Б» на случай кризиса и т. д. Где этот проект? Почему независимые экономисты не участвуют в его обсуждении и принятии? Нужно в этот период пересмотреть многие затратные пункты бюджета, особенно в части сокращения расходов на помпезные и не совсем оправданные квазиимиджевые мероприятия. Нужно сокращать бюрократический аппарат и его расходы на «житие-бытие». Нужно поддержать отечественного товаропроизводителя, особенно малый и средний бизнес.

 

Досым Сатпаев, директор Группы   оценки рисков 

 

О рейтинге

 

В мире существует очень большое количество рейтинговых служб, аналитических организаций и прочих международных структур, которые регулярно, исходя из своей собственной методики, оценивают развитие того или иного государства. И иногда доходило до комических случаев, когда разные структуры, оценивая Казахстан, давали абсолютно разные оценки развитию страны по одним и тем же направлениям. У нас, например, есть очень известная и популярная в правительстве шкала измерения развития бизнеса в стране – Doing business, которая, по мнению, большинства наших чиновников, является одним из самых важных рейтинговых оценок развития Казахстана.

 

О результатах

 

Поэтому если не отталкиваться от результатов этого рейтинга, а   посмотреть, что у нас изменилось, то можно прийти к следующим выводам.  Сравнивая  экономику Казахстана с другими постсоветскими странами, можно увидеть, что ситуация у нас намного лучше. Хотя бы потому, что у нас есть национальный фонд, где мы накопили  заначку в размере более $76 млрд. Однако  если смотреть на результаты реформ правительства за эти годы   -  слезли ли мы с нефтяной иглы?   Мы как зависели от сырья, так и зависим.

 

Относительно социальной сферы, если учитывать провал программы «100 больниц, 100 школ», то успешность нашего здравоохранения тоже сомнительна.  Что касается образования, то с этим в Казахстане ситуация ухудшилась уже давно, и намного глубже, чем указано в этом рейтинге. Причина в том, что у нас кто бы ни приходил курировать систему образования, он все время затевает какую-то реформу и при этом не доводит ее до конца.  

 

Если говорить о личной свободе и правах человека,  я бы не сказал, что ситуация за последнее время как-то кардинально изменилась. У нас сохранился статус-кво. И это касается всего постсоветского пространства, не только Казахстана.

 

Что касается бизнеса и возможностей, то в этом году мы улучшили инвестиционные условия, приняли законодательные изменения. Если говорить с точки зрения инвестиционных условий и климата, то, конечно, он улучшился в Казахстане. Особенно на фоне того, что инвестиционный климат ухудшился в других странах, например, в России, на Украине. На данный момент наш климат самый лучший. Если в составлении рейтинга делать акцент на инвестиционном климате с точки зрения иностранного инвестора, то ситуация улучшилась, а если из положения местного производителя - ухудшилась. 

 

Сергей Смирнов, экономист  

 

Об экономике

 

Давайте остановимся на экономике.  Во-первых, мы  сильно зависим от нефтяных доходов. Как цены на нефть начинают  падать, мы сразу же чувствуем дискомфорт. Во-вторых, в стране произошло ухудшение показателей обрабатывающей промышленности.  Все это сильно влияет на наш ВВП. Что касается мер, которые нужно принимать, чтобы улучшить ситуацию, в которой мы оказались, - стране необходима диверсификация. Однако знаменитая ПФИИР, которая была создана в этих целях, пока результатов не принесла.  Планы пишутся,  но не выполняются.  Реально реализованных проектов, которые на самом деле являются прорывными, очень мало.  У меня такое ощущение, что, прежде чем их запускать, никто элементарно даже маркетингового исследования не проводит: ни куда и по какой цене сбывать продукцию, ни откуда ее брать. Другой момент - это коррупция, иначе в чем  смысл этих непродуманных проектов?  Средства сначала вкладываются, потом распиливаются, никто ни за что не отвечает. Что самое интересное - в стране постоянно борются с коррупцией, но из-за отсутствия системного похода ее размеры не уменьшаются.  Берутся только отдельные факты, в качестве показательных мер сажают отдельных чиновников.

 

Поэтому экспертам на самом деле сложно давать советы по улучшению сложившейся ситуации. Поскольку со стороны это смотрится, как пришедший сантехник, который говорит: чтобы что-то работало, нужно поменять всю систему.

 

 

Рабига Абдикеримова, Екатерина Корабаева 

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №38 (515) от 7 ноября 2014

PDF, 3.87 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме