• Екатерина Корабаева

  • 31 октября 2014

Конкуренцию не стран и не маршрутов, а логистических продуктов

 

В интервью  «&»  генеральный директор Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Ерхат Искалиев рассказал о сильных и слабых сторонах транспортно-логистической отрасли Казахстана, а также конкурентоспособности отрасли.

 

Какие новые пути транспортировки грузов открываются сегодня для Казахстана?

 

Сейчас государство делает все, для того чтобы в полной мере реализовать транзитно-транспортный потенциал Казахстана. Так, всего до 2020 года правительство РК планирует инвестировать в транспортную инфраструктуру до $58 млрд. В частности, акцентируется внимание на  новых маршрутах, проходящих через территорию Казахстана. Транзитные коридоры позволяют значительно сократить расстояние. К примеру,  при осуществлении сообщения между Европой и Китаем через Казахстан расстояние перевозок уменьшается в два раза по сравнению с морским путем.

 

С учетом реализации этих мероприятий, а также строительства в 2014 году железнодорожных линий Жезказган - Бейнеу, Карс – Ахалкалаки между Грузией и Турцией, ввода в эксплуатацию железнодорожного тоннеля Мармарай через пролив Босфор значительно возрастает потенциал транспортного коридора в этом направлении. Это будет способствовать увеличению грузопотока между рынками Китая, Турции и Южной Европы.

 

В сфере автомобильных дорог Казахстан участвует в строительстве международного трансконтинентального коридора Западная Европа — Западный Китай, другими словами, в возрождении Великого шелкового пути, так как значительная часть отрезка этого коридора пролегает по территории нашей страны: общая протяженность пути — 8445 км, протяженность по территории Казахстана составляет 2787 км.

 

Еще одной важной программой в планах развития транзитного потенциала является проект создания СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота», предполагающий строительство аэропорта, сухого порта, железной дороги Жетыген - Хоргос, автодороги и прямого сообщения с морским портом Актау. Хоргос располагается вдоль важнейшего международного транспортного коридора Запад – Восток с дальнейшим выходом на МТК Север-Юг на западе страны.

 

Реализация вышеперечисленных направлений способствует  увеличению грузопотоков между Европой и Азией,  что содействует увеличению доходов в бюджеты транспортных компаний и государственный бюджет Казахстана.

 

Как вы оцениваете конкурентоспособность секторов казахстанской транспортной системы? Каковы сильные и слабые стороны транспортно-логистической отрасли Казахстана?

 

Сильной стороной  является, безусловно, выгодное геостратегическое положение на стыке Европы и Азии – это  серьезный потенциал для расширения пропускной способности транспортно-логистической системы. Поскольку создание трансконтинентальных магистралей выгодно для международной торговли, возможность реализации намеченных планов достаточно высока.

 

Что касается слабых сторон, начнем с отсутствия выхода к морю. В этой связи возникает необходимость  компенсировать высокие цены на перевозки наземным транспортом за счет сервиса. И к сервису есть вопросы.  Необходимо усовершенствовать транспортно-логистические схемы для всех видов транспорта, дифференцировать спектр транспортно-логистических услуг, установить конкурентоспособные тарифы и создавать качественный сервис, и, самое главное, все это необходимо делать комплексно, чтобы оправдать значительные инвестиции в развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

 

Важно понимать, что проблемы есть, но они решаемы. И работа в этом направлении ведется непрерывно. Сейчас МИР РК, АО «НК «КТЖ», Союзом транспортников Казахстана KAZLOGISTICS проводится работа в улучшении позиции Казахстана по показателям  Индекса эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index), который  рассчитывается на основе опросов международных, национальных или региональных логистических и складских операторов, транспортно-экспедиторских компаний.

 

Учитывая актуальность данного вопроса,  СТК KAZLOGISTICS провел 8 октября круглый стол по взаимодействию с иностранными логистическими операторами. В ходе круглого стола  был обсужден большой круг вопросов по проблемам транснациональных компаний при ведении бизнеса на территории РК (затруднения в таможенных процедурах, при грузоперевозках, при взаимодействии с региональными органами исполнительной власти, пограничной службой и т. д. – Ред.), а также длительных сроков при организации отгрузки продукции.

 

Сейчас нами запускается проект «Народный контроль на транспорте», который  дает возможность напрямую обратиться в компетентные органы в случае бездействия или грубого нарушения. Деятельность направлена на защиту интересов транспортников Казахстана через  независимый контроль нарушений, разбор спорных вопросов.

 

Для борьбы с нефизическими проблемами и искоренением коррупции была разработана программа "Mystery shopping в транспортном сервисе". В рамках проекта будут проводиться независимые скрытые исследования инфраструктурных объектов и будет дана объективная оценка работы учреждения. Уже совместно с таможенными органами проведена акция «Бекет» в рамках данной программы.

 

KAZLOGISTICS ведется    «Книга проблем транспортной отрасли РК».  Данные проекты являются своеобразным рычагом, направленным на решение современных проблем логистики компетентными государственными органами.

 

Можно ли ожидать передела рынка в связи с увеличивающимся товарооборотом Казахстана с другими странами и приходом новых игроков из России?

 

С созданием ЕАЭС появились общий рынок, единые тарифы.  В связи с чем на сегодняшний день при выборе стратегических маршрутов одним из актуальных является маршрут зоны Таможенного союза, создание транспортно-логистической базы для развития хозяйственных связей внутри Единого экономического пространства. Проводится работа по созданию объединенной транспортно-логистической компании железных дорог Казахстана, Беларуси и России. Объединение транспортно-логистических активов трех стран позволит предлагать на рынке транзитных перевозок интегрированную целостную услугу по доставке товаров со «сквозными» тарифными и технологическими условиями клиентам по территории Единого экономического пространства.

 

Что касается передела рынка, то хотелось бы отметить, что логистический рынок давно поделен между крупными игроками, и нашей совместной задачей в рамках ЕАЭС является привлечение иностранных игроков для продвижения транзитного потенциала территории. С учетом высокой конкуренции на рынке клиентам необходимо предоставлять сервис международного уровня. Одним из ключевых факторов реализации на глобальном транспортно-логистическом рынке является ускоренное развитие необходимых компетенций. Для этого требуется прорывное решение. Таким решением является привлечение мировых лидеров в транспортно-логистическом бизнесе.

 

Для эффективного управления и развития МЦПС «Хоргос» и морского порта Актау ведется партнерство с DP World - оператором морских терминалов, занимающим третье место в мире по величине.

 

Оператором контейнерного сервиса является совместное предприятие YuXinOu (Chongqing) Logistics Сo.Ltd., учредителями которого стали дочерние компании АО «НК «КТЖ», ОАО «РЖД», Deutsche Bahn AG, МЖД КНР и муниципалитет г. Чунцина.

 

Создана компания по управлению сетью государственных аэропортов ТОО «Airport Management Group» с участием стратегического партнера – Zurich Airport International AG. Переданы государственные пакеты акций аэропортов Астаны, Костаная, Кокшетау и Петропавловска. Lufthansa Consulting провело исследование аэропортов для ТОО “Airport Management Group”.

 

Пришло время совместной  борьбы за транзит - борьбы ожесточенной, так как ни одно государство не хочет просто так уступать такой сегмент рынка, как транзит, который приносит значительный доход в бюджет страны.

 

- Что сегодня оказывает существенное влияние на  стоимость транспортировки грузов?

 

Начнем с того, что существует  авиа, железнодорожная, морская и речная перевозки. Клиент сам выбирает способ перевозки, так как у каждого вида существуют свои особенности по параметрам скорости, стоимости и объема. В этой связи необходима компенсация высокой стоимости ж.д., авто и авиа перевозок на фоне морских перевозок высокой скоростью и качественным логистическим сервисом.

 

Водный  транспорт – это дешевая транспортировка на дальние расстояния, массовая транспортировка: возможность перевозить большие объемы грузов на крупном судне, относительно низкие транспортные расходы, эффект масштаба при увеличении объема судна, один документ.

 

Авто, авиа и железнодорожный  транспорт могут этому противопоставить: возможность систематизации и стабильности маршрутов, частоту перевозок, удобство для конечных получателей и конечно же скорость.

 

Ввиду выше перечисленного, возникает закономерность: если хочешь доставить груз быстрее, то нужно  платить больше.

 

Клиент будет платить больше за скорость, за быструю доставку.   Так как товары подвержены модным тенденциям, так называемая концепция  fast-fashion. Ключевым элементом является покупательский ажиотаж, в следствии желание клиентов «снять сливки». Особенно данной тенденции подвержены высокотехнологичные товары.

 

Снизить же стоимость можно  через устранение нефизических барьеров, увеличение конкуренции среди компаний – перевозчиков и  создание альтернативных конкурентоспособных  маршрутов.

 

-  В какие части света сегодня доставляют заказы отечественные транспортно-логистические компании? Есть ли направления, которые еще некем не заняты и где могут преуспеть казахстанские перевозчики?

 

Казахстан входил в  состав СССР, поэтому маршруты в бытность существования Союза как таковые  через нашу страну отсутствовали. Сейчас мы наращиваем новые маршруты, Главы Государства озвучил задачи по продвижению «Возрождения Нового Шелкового Пути» и улучшения транзитно-транспортной инфраструктуры Республики Казахстан.

 

В этой связи,  Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» создает сборник «Маршрутные карты «KAZLOGISTICS» транспортировки импорта, экспорта и транзита через Республику Казахстан. В сборнике будут размещены маршрутные карты транспортировки груза автомобильным, железнодорожным, авиационным, водным, и мультимодальным транспортом. Кроме того, информация по поставщикам услуг, по срокам и стоимости, которое даст возможность на долгосрочной основе отечественным и зарубежным промышленным предприятиям, транспортно-логистическим компаниям делать прогнозы доходов и расходов; выбирать  оптимальный маршрут; проводить полный анализ доставки груза по параметрам; оптимально использовать ресурсы транспортного средства перевозящего груз и т.д.

 

Уже сейчас казахстанские  компании могут доставлять любые товары, идущие либо транзитом,  соединяя  Европу и Азию; либо на экспорт; либо доставлять  импортное оборудование для реализации индустриализации.

 

В целом, поддержка государства транспортной инфраструктуры, выгодное географическое положение Казахстана, нарастающие международные связи делают транспортную отрасль перспективным сегментом рынка для предпринимателей.

 

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №37 (514) от 31 октября 2014

PDF, 3.07 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме