• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 31 октября 2014

Даешь импорт!

 

Казахстан, Россия и Беларусь хотят либерализовать торговлю. Потребители и импортеры выиграют. Главное, чтобы при этом интересы отечественных производителей не пострадали.

 

На прошедшей вчера в Алматы международной конференции «Защита конкуренции и исключительные права. Создание условий для свободной реализации товаров на территории ЕЭП» прозвучали предложения по либерализации параллельного импорта. Так, например, было предложено разрешить параллельный импорт на всех товарных рынках, кроме рынков с локализованным производством уже к 2015 году.

 

«Мы говорим о либерализации параллельного импорта как возможности для развития свободной торговли и конкуренции. Кроме того, данный импорт прежде всего должен быть   выгоден   потребителю, а не только государству.  Я бы также сказал, что параллельный импорт - это естественная реакция рынка на ценовую дискриминацию и плохое качество товаров», - поделился первый заместитель председателя комитета Государственной думы и ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству  Вячеслав Лысаков.

 

Между тем,  как отметил в интервью «&» член коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов  важно учесть, чтобы данный принцип не распространялся на рынки с локализованным производством. В целом, по его словам, параллельный импорт будет способствовать увеличению ассортимента товарной продукции, снижению цены и развитию конкуренции. «Хочу подчеркнуть, что речь идет только об оригинальных товарах народного потребления, что приведет, к примеру, к снижению стоимости на автозапчасти на 60-80%, на парфюмерные изделия до 20-60% и т. д.», - отметил г-н Алдабергенов.

 

Председатель правления ОЮЛ «Союз независимого АвтоБизнеса Казахстана» Павел Ким в интервью «&»  в качестве плюсов введения параллельного импорта также отмечает цену, качество товаров и более широкий ассортимент. Параллельные импортеры четко реагируют на спрос потребителей, а значит, могут привезти абсолютно любые товары  по более  низкой цене и лучшего качества.

 

«Сейчас же происходит таким образом. Законодательно закреплены правовые нормы, которые позволяют завозить автозапчасти или автомобили только официальным правообладателям. В результате  на сегодняшний день порядка четырех предпринимателей   привлечены к уголовной ответственности. По двум уголовным делам мы до сих пор судимся. Буквально сегодня в Астане идет кассационное слушание по делу Газиза Иманкулова. Это предприниматель, работающий в Астане. Он закупал запчасти непосредственно в Алматы, то есть на территории ТС, и перепродавал их в Астане. Фактически его привлекли за то, что у него были в наличии для продажи  товары  марки Toyota.   Еще один предприниматель в Таразе уже осужден. Лишения свободы реального нет, существуют штраф и унизительные исправительные работы. Сейчас существует реальная опасность того, что дело только начинается с запчастей и автомобилей,  в последующем это может коснуться абсолютно всех предпринимателей, которые работают в сфере торговли. То есть    люди будут поголовно привлекаться к уголовной ответственности», - делится г-н Ким. 

 

Тем временем по пути параллельного импорта в отношении товарных знаков уже пошли такие страны, как США, Япония, Австрия, Канада, Южная Корея, Новая Зеландия, Швейцария, и ряд развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Но наиболее интересным примером является опыт Японии. Как рассказал в интервью «&» представитель секретариата Комиссии по справедливой торговле Японии Садааки Сувазоно,   в Стране  восходящего солнца обсуждение либерализации параллельного импорта началось еще в 1980 году. Однако окончательно узаконить данный принцип во всех сферах смогли лишь в 2009 году в связи с судебным разбирательством официальных дистрибьюторов немецких автомобильных шин с параллельными импортерами.   Сделано это было, чтобы способствовать конкуренции на товарных рынках и борьбе с монополизацией в стране.

 

Между тем директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РФ) Антон Гуськов, считает, что  Япония – это островная страна и там  вести данный принцип было проще, чем в ЕЭП.  «В Японии нет проблем контрабанды, как и такой большой общей границы с другими странами, как, например, у нас с Китаем. А в той же Америке все равно  регулируется импорт в страну через запрет товаров, не предназначенных для рынка США», - делится г-н Гуськов.  Кроме того, по его словам, параллельный импорт способствует так называемому  маркетинговому паразитизму. Поскольку официальный производитель, заходя на новый для него рынок, тратит огромные  деньги на рекламу своего товара, а небольшие независимые импортеры потом пользуются этим, завозя в страну аналогичный, более дешевый товар из других стран. «При этом  ответственность тоже лежит на официальном дилере, а не на параллельном импортере, какого обычно не найти при поломке или наличии какого-то брака», - считает Антон Гуськов.

 

Также он отмечает, что есть еще такое понятие, как товар, предназначенный для разных рынков.   Дело в том, что для обеспечения качественного сервиса и гарантии необходимо, чтобы товар был предназначен для конкретного рынка. Например, в случае с параллельным импортом  у товара может отсутствовать инструкция на нужном языке или  гарантия производителя.

 

«Кроме того, параллельный импорт очень часто, но не всегда связан с нелегальным возом.    Поэтому я считаю, что импортом должны заниматься профессионалы. Это сложный процесс, и здесь высокие риски. Если говорить о России, то здесь только один-единственный госорган выступает за либерализацию параллельного импорта – это антимонопольная служба. Все остальные профильные министерства высказываются против. И в союзном договоре ЕАЭС пока предусматривается региональный принцип, когда товар свободно обращается только в пределах региона, то есть ТС и ЕАЭС», - отмечает г-н Гуськов.  

 

Также он обращает внимание,  что, когда вопрос заводится о параллельном импорте, большинство сейчас говорят об автозапчастях. «Может быть, это просто специализированный рынок, на который нужно какое-то особое регулирование? В Европе, например, так и поступили. Есть специальная директива, которая отдельно регулирует взаимоотношения на рынке запчастей, автосервиса и ремонта.   Если для данного рынка нужно отдельное регулирование, его можно ввести. Не надо менять принцип для всех, потому что есть еще  другие отрасли, которые от этого, наоборот, могут пострадать», - сказал спикер.  Так, по его словам, странам - участницам ЕАЭС нужно определиться, хотят ли они  развить много маленьких контор, занимающихся импортом, или серьезные производства, которые дадут рабочие места для людей, налоги в  государственную казну и новые технологии.  «И  если мы все-таки хотим, чтобы на территории ТС было много современных мощных производств, нужно создавать условия для их развития», - считает Антон Гуськов.

 

Сегодня - второй день конференции, на которой будет обсуждаться механизм внедрения мягкой либерализации без ущерба для производителей.

 

Справка: Параллельный импорт - это возможность осуществления ввоза на определенную территорию  брендового товара любым импортером, а не только владельцем данного товара или его дилером

 

Рабига Абдикеримова, Екатерина Корабаева

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №37 (514) от 31 октября 2014

PDF, 3.07 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме