• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 28 октября 2014

Кардинальное решение проблем

 

Недавно в  мажилисе был презентован законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан». В рамках законопроекта, над которым работали Миннацэкономики,  Национальная палата предпринимателей и специальная экспертная группа, предлагается ввести существенное количество определенных нововведений. Редакция «&» предлагает ознакомиться с ними поближе.   

 

Основные нововведения в законодательство 

 

1. Введение принципа «одного окна» на примере ЦОНов для предпринимателей. Это позволит сэкономить время и усилия на сбор документов и справок, одним словом, избежать беготни по кабинетам. В «одном окне» будут осуществляться большинство операций, в числе которых получение отраслевых экспертиз проектно-сметной документации строительства. Предприниматель сможет обратиться по всем вопросам в «одно окно», а собирать документы по кабинетам будут сами госорганы.

 

2. Сокращение сроков регистрации и ликвидации предприятий до 1 часа. В рамках нововведений рассматривается вопрос о том, чтобы ликвидация происходила на основании аудиторской проверки. Это значит, что предприниматель, пожелавший ликвидировать предприятие, не будет ходить по кабинетам по нескольку месяцев и даже лет. Ему нужно будет заказать аудиторскую проверку и в последующем заверить ее в налоговом комитете. В целях стимулирования администраторов к эффективному проведению процедур банкротства предусматривается установление для них фиксированной оплаты.

 

3. Отмена обязательного требования наличия печати для субъектов частного предпринимательства и отмена обязательного нотариального заверения копий документов.

 

4. Отмена техосмотра личного автотранспорта, не используемого в коммерческих целях, со сроком эксплуатации до 7 лет, а также доверенности на управление транспортным средством.

 

5. Увеличение сроков заключения договора обязательного страхования работника с 10 до 30 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

 

6. Сокращение видов проверок и изменение критерий необходимости проверок. Будут сокращены плановые проверки относительно большинства предпринимателей и увеличен надзор только в группе наиболее опасных видов предпринимательства: атомная энергетика, оборот оружия, наркотических средств, ядов, промышленная, пожарная и санитарно-эпидемиологическая безопасность. Таким образом, проверки будут выборочными и не будут беспокоить обычных предпринимателей. В отдельных сферах (санэпиднадзор, пожарная безопасность, налоговое администрирование), где нельзя обходиться без проверок, будут введены камеральный контроль, аудит или страхование в качестве альтернативы проверкам.

 

7. Максимальное упрощение таможенных процедур. Таможенный  контроль будет осуществляться не на этапе  таможенной отчистки, а уже после приема товара.   Это намного упростит предпринимательскую деятельность тех, кто занимается импортом, поскольку товар не будет простаивать на складах временного хранения.

 

8. Полная отмена классификатора видов целевого назначения земельных участков. После вступления законопроекта в силу земельные участки будут всего 3 типов - жилищное, социальное и коммерческое. Земельные участки коммерческого типа не будут подвергаться проверкам, касающимся остальных типов. Предприниматель, таким образом, получает  возможность менять  вид своей коммерческой деятельности согласно рыночным тенденциям.  

 

9. Реформа санитарно-эпидемиологического надзора. Предприятия будут разделены на две группы – высокой эпидемзначимости и незначительной эпидемзначимости. Особый порядок проведения проверок будет касаться только объектов высокой эпидемической значимости. Объекты незначительной эпидемзначимости будут подвергаться внеплановым проверкам только при наличии обращений и жалоб.

 

Вопрос: Как вы оцениваете проделанную работу по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Казахстане?

 

Ксения Бабушкина, партнер, руководитель практики консультационных услуг, компания EY

 

Совершенствование предпринимательской среды должно охватывать различные компоненты: доступ к финансированию, налогообложение и регулирование, образование и укрепление конкурентоспособности, обеспечение координирующей поддержки предпринимателей. Комплексность подхода даст результаты. По нашему мнению, среди практических шагов актуально внедрение проверок, основанных на оценке рисков (risk based inspections). Это положительно скажется на упрощении регулирования. Однако такая мера принесет действенный результат, если будет реализована целостно, то есть должна произойти не только стандартизация осуществления контроля и надзора над предприятиями, но и внедрена ясная и прозрачная система работы органов контроля и надзора, включая разработку для них соответствующей системы KRI (ключевых показателей по рискам), основанной на целостной модели управления рисками.

 

Екатерина Ким, президент консалтинговой компании ТОО «Корпорация «Зумрад»

 

Государство на данный момент прорабатывает механизмы, улучшающие взаимоотношения между государством и бизнесом. Многие нововведения на самом деле облегчат жизнь предпринимателей, особенно это касается сектора МСБ. Все эти упрощения происходят благодаря электронным программам государства. Это позволит сохранить самое главное, что есть у предпринимателя, - время, а государству уменьшить риски коррупции. С 2009 года в Казахстане существует система управления рисками (СУР), позволяющая выбрать для проверки только те компании, которые отвечают определенным критериям риска для государства в части налогообложения. Сейчас в Казахстане рассматривается возможность внедрения системы GAAR. Это система контроля над сделками, которые отвечают рискам и фактически не противоречат закону, но данные сделки созданы для уклонения от уплаты налогов. Данную систему, я считаю, еще рано вводить в Казахстане. Так как она не совсем подходит под менталитет нашей страны. Так, например, под риски попадают сделки с аффилированными личностями. А в Казахстане очень развит семейный бизнес. Если ввести данную систему, то эти сделки попадут под риски, что, в свою очередь, пошатнет наш МСБ. В любом случае, я думаю, нужно все нововведения тестировать в реалиях именно нашей страны с учетом особенностей ведения бизнеса. Поскольку  то, что хорошо для Европы либо других стран, для казахстанского МСБ может быть смертью.

 

Айтуар Кошмамбетов, заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Алматы   

 

На сегодня данный законопроект разработан и презентован в мажилисе Парламента. По поручению главы государства мы должны были этот документ  уже до конца текущего года провести через мажилис. Однако, поскольку у депутатов возникли вопросы, трудно обозначить даже приблизительные сроки, но надеюсь, что до конца 2014 года проект все-таки будет принят.   Нужно понимать, что все охватить в одном законе невозможно и все наши желания и чаяния, как бы мы того ни хотели, не получится  подготовить в виде одного законопроекта в такие сроки. Поэтому эта работа будет вестись на постоянной основе, что входит в одну из задач Национальной палаты предпринимателей (НПП).  Более того, около 60% всех предложений, которые мы вносим в правительство, находят  отражение  в действующих нормативно-правовых актах. Именно поэтому НПП на постоянной основе проводит во всех регионах  анализ наличия административных барьеров. У нас также есть реестр проблем предпринимателей на официальном сайте, на котором мы фиксируем все проблемные моменты, мешающие предпринимателям. Также на  постоянной основе нами проводятся встречи  с предпринимателями, анкетирование и т. д. Возвращаясь к новому законопроекту, все сделанные нововведения - это  100%-ная инициатива самих предпринимателей.  Ранее такой практики не было, чтобы предложения бизнес-сообщества так быстро находили отражение в законодательстве. Сейчас же мы можем объединить голоса предпринимателей и донести их до верхов. Эта наша главная задача.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №36 (513) от 24 октября 2014

PDF, 4.24 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме