• Дина Дуспулова

    Искусствовед

  • 19 октября 2014

Бахыт Бубиканова: «Раскрывать душу зрителей»

 

Скульптор по образованию, Бахыт Бубиканова – яркая представительница  современного казахстанского искусства. На счету 28-летней художницы многочисленные выставки в Казахстане, Украине, России. В 2013 году она представляла Казахстан на Vienna Fair в Австрии, а в январе 2014 года была удостоена премии «За вклад в современное искусство» Фонда Первого Президента РК.

 

Бахыт, ваше творчество многогранно – живопись, скульптура, графика, актуальное искусство. Что это, творческий поиск мятущейся натуры или просто всеядность самовыражения?

 

Думаю, и то, и другое. Вообще, мне больше нравятся живопись и инсталляция. Живопись лучше передает идею, а инсталляция – символизм. Инсталляция расширяет пространственные возможности, фактура символична и позволяет представить, как бы это выглядело в разных материалах.

 

А что в отношении творческого поиска?

 

Прежде чем пришла в современное искусство, много искала. Переход потребовал времени, целый год пребывала в депрессии. У художника жизнь и профессия неразделимы. В тот период мне ничего не хотелось, все потеряло смысл, а художнику очень важно понимать, в чем миссия искусства. Сейчас поняла: искусство – прогресс души. Представьте зрителя на выставке – его мозг занят обработкой информации, и, когда есть понимание, он проходит мимо не задерживаясь. А когда нет понимания, человек останавливается, мозг отключается, и включается душа: идет духовный прогресс. Мне кажется, вот тот очень важный момент, ведь искусство дает возможность душе прогрессировать. Сами по себе художники - народ искушенный, и от такой искушенности мы редко перед чем останавливаемся в изумлении. Однако, зная, что искусство действует на людей через их душу, то есть может остановить и перевести на что-то другое, я выбрала свою миссию - раскрывать душу зрителя, вытягивать его из своей коробки. Тогда человек способен будет на что-то большое и великое. Такое происходит, когда сталкиваешься с чем-то новым, пусть даже эпатажным, жутким. Но когда, к примеру, творишь пространственный художественный проект в красивом, техногенном окружении престижного молла, то понимаешь, что время перфомансов, где много крови и истязаний, - пройденный этап. Художники тогда бились за право существования и победили, открыв дорогу новому поколению. Следующая волна художников, отталкиваясь от этого, получает импульс к развитию. Они либо продолжают борьбу, либо создают прекрасное, а порой сочетают одно с другим. Когда художники занимаются активными действиями, их называют «левыми». Я еще не созрела до этого уровня,  мне пока рано делать что-то на публике, но перфоманс, видеоарт для одного человека, который смотрит на меня через объектив камеры и которому я доверяю, у меня есть.

 

А как же ваш нашумевший проект «Махаббатизация»? Что это было - дань моде на эротику или вызов традиционным устоям классического реализма?

 

Ни то и ни другое. Просто ребята из проекта Nedelka попросили показать свои работы. Когда работы дома, все было нормально, но на публике мне было не по себе, стеснялась. Вообще, работы в стиле «ню» уже меньше интересуют. Я скульптор по образованию, и мне всегда нравилось тело человека. Неважно, молодое или старое, мужское или женское, красивое или некрасивое.  Прошлым летом во время учебы на мастер-классе в летней школе современного искусства увидела трубу, возник образ, очень чистый: щебенка, труба, тело, лицо. Все очень символичное. Образ требовал раздеться. Нужный напряг не возник бы, если бы была одета. Это же очень трудно раздеться перед другими, все равно что душу обнажить. Позвала учителя: «Снимай». Но как? Мимо проходили люди. Однако у художника что болит, то он и делает. Если как художник не могу обнажиться, то нечестно просить других сделать подобное. Я разделась, и в результате получился классный видеоарт. Лежать на камнях было больно и непросто, не планировала, что будет самоистязание. Но съемка на космостанции удалась, работа быстро, как пазл, собралась, и мы увидели даже больше, чем хотели показать.

 

А как прошло художественное становление?

 

До одиннадцатого класса училась в художественном лицее в Актобе, хотела стать скульптором. В 2003-м поступила в КазНАИ им. Жургенева, очень удачно, потому что прошла  на бюджетное бесплатное обучение, но по окончании академии не попала в магистратуру из-за плохого английского, хотя за дипломную работу имела пятерку. Почему у нас общеобразовательные дисциплины ценятся выше, чем профильные скульптура и рисунок? Я начала искать себя в живописи. Несмотря на успех первых выставок в 2009-м и 2010 годах, продаж не было. Из-за материальных трудностей  подалась в преподавание и год проработала в художественной школе им. Кастеева, уже даже собиралась уходить, но сдружилась  с Молдагулом Нарымбетовым, который стал моим учителем. От него узнала о  художнике Фрэнсисе Бэконе и его влиянии на все, что связано с кровью, жутью. Молдагул Нарымбетов познакомил меня с художниками современного искусства Казахстана, учиться у него было интересно, но мне хотелось найти свой путь, и я ушла в себя. Со смертью учителя в 2012-м моя депрессия усугубилась и продолжалась целый год.

 

Мне помогла художница-авангардист Алмагуль Менлибаева содействием в участии на выставке в Перми. Там выставлялось все лучшее из современного казахстанского искусства. Затем симпозиум на Иссык-Куле заразил интересом к инсталляции. Там пробовала из природных материалов сделать что-нибудь. Две недели в кругу других художников, за которыми наблюдала, полная сомнений в своих возможностях, не прошли даром: последовал психический срыв. Зато в 2013 году очень многое открыла для себя в летней школе. Поняла, какое влияние на работу оказывает информация. Ощущаю много внимания: постоянные выставки, школы. Преподаватель тебя двигает, толкает, требует показов, как минимум две выставки в год. Мне 28, и, если я участвую в выставках вместе с лучшими художниками современного искусства Казахстана, которых около 20 человек, значит, я чего-то стою…

 

Ваше творчество называют провокационным. Это заслуженное определение? Если да, то кого вы провоцируете и на что?

 

Это не потому, что  люблю спорить и доказывать. Такое мне свойственно. А вот если от твоей работы зрителя «повело», если она вызвала отклик, значит, в ней что-то есть.

 

Мне нравится понятие «дуализм». Я по натуре дуальна и в работе люблю показывать две стороны, когда присутствует и то, и другое, но люди обычно не замечают обе стороны, а видят только тело.  Это как «лакмусовая бумажка» для зрителя. Если он видит только «сиськи-письки» - с ним все ясно. Для меня же показ обнаженности – это в первую очередь обнаженность души.

 

Есть ли у вас любимые работы? Назовите ближайшие проекты.

 

Последние работы можно назвать любимыми, а вообще мне нравится все, что делаю. Думаю, если что-то не должно родиться, то это и не возникнет. Одна из последних работ - серия «Суперэтнос». Раньше боялась больших полотен, а теперь перешла на большие холсты.  С позиций дуализма поднимаю тему судьбы Казахстана, своей идентичности.

 

Меня сильно потянуло на духовность.

 

О чем мечтаете?

 

Мечтаю о хорошей фотокамере. Не хочу зависеть материально, чтобы делать работыХочу, чтобы у нас в Казахстане современное искусство было интересно зрителю, чтобы люди поняли, насколько важно искусство. Алматы кажется культурным городом, а по сути, особенно на окраинах, колхоз колхозом. Люди только и мечтают, чтобы после работы поскорее добраться до дома в переполненных автобусах и лечь спать. Плохо, что у нас много шикарных магазинов, супермаркетов и мало библиотек, концертных залов, галерей и музеев. В советское время культура играла большую роль, поскольку люди наверху понимали ее значение. А теперь уровень культуры очень низкий: XXI век, а мы какой-то частью тела сидим в прошлом. Мы бы зажили гораздо лучше, если бы кто-то понял, что культура имеет огромное значение. Надо объяснить, что на искусстве у нас в Казахстане можно зарабатывать и художникам надо помогать, чтобы поднять культуру.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №35 (512) от 17 октября 2014

PDF, 3.14 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме