• Екатерина Корабаева

  • 9 октября 2014

Что отличает эффективного управленца?

 

Принятие управленческих решений в условиях неопределенности. Возрастающая роль эмоционального интеллекта  при отборе  подходящей кандидатуры на место эффективного менеджера. Все это заставляет компании пересмотреть свое отношение  к сложившимся у них бизнес-ценностям. О том, что важно знать о лидерстве, эффективности и вовлеченности рядовых сотрудников, в своем интервью журналу «Реальный Бизнес Казахстана» рассказал бизнес-тренер  Руслан Калимуллин.

 

- Современные компании и их  руководители сегодня находятся в вечном поиске эффективности, каких бы бизнес-процессов это не касалось. Что лично вы вкладываете в понятие эффективности?

 

- Традиционно под эффективностью руководителя принято понимать его способность достигать поставленных организационных целей с наименьшими ресурсными затратами. Более того, в наше время уже поняли, как измерять эту эффективность по формуле. Своего рода формула эффективности индивида в любом виде деятельности выглядит вот так: PP (Personal Productivity) = E (Experience) х F (Fortune). Где E - это доказанный успешный опыт в прошлом и настоящем, а F - удачливость. Да-да, именно удачливость! Руководитель должен  быть не только успешен и результативен в своей управленческой практике, но и иметь то, что называется везением. Вы меня, наверно, сейчас спросите: разве  можно «отцифровать»  удачливость? На самом деле это очень легко сделать. Удачливость индивида складывается из его отношения к трем объектам окружающего мира: я, люди вокруг меня и мир, в котором я живу. 

 

Исходя из этого отношения и складывается картина мира человека, которая, в свою очередь,  выступает  основой сценариев его поведения и принимаемых им решений. Эффективный сценарий выглядит вот так: Я - ок, Другие - ок, Мир - ок. Любой другой сценарий приводит к неэффективному поведению, в т. ч. и в бизнесе. Это означает лишь одно: помимо опыта, на эффективность руководителя напрямую влияют и его убеждения. В настоящее время, к сожалению, немало бизнесменов и руководителей компаний, которые все еще живут в картине мира: Я - ок, Другие - не ок. Отсюда и их низкая управленческая эффективность, и такое количество ограничивающих убеждений, и, что самое страшное, отсутствие мотивации к развитию.

 

- На ваш взгляд, какие ключевые характеристики отличают эффективного управленца?

 

- Я считаю, что в XXI веке это в первую очередь две компетенции, но они достаточно редко встречаются в одном человеке: с одной стороны, это высокая управленческо-операционная эффективность (operational excellence), с другой - лидерство. Я даже придумал свою модель компетенций «идеального руководителя», который, в отличие от PAEI-методологии Адизеса, как мне кажется, все-таки существует в реальной жизни. Мою модель я назвал LOEF-model, и выглядит она вот так: LOEF - Leadership, Operational excellence, Emotional intelligence, Freedom. Здесь, помимо двух первых компетенций, также огромное значение играют и эмоциональный интеллект (E) и F, под которой я понимаю как внутреннюю свободу человека, так и способность управлять свободными людьми. Это и есть портрет эффективного управленца.

 

- Какова взаимосвязь между   развитием лидерских качеств и уровнем эмоционального интеллекта? 

 

- Установлено, что в реальной жизни интеллект в первую очередь помогает человеку наиболее эффективным образом приспосабливаться к окружающему миру. То  есть только логика – не самый лучший помощник в этом процессе адаптации, а порой и то, что мешает именно успешности, т. к. порождает большое количество сомнений и очень часто ограничивающих убеждений, т. е. то самое грибоедовское «горе от ума». Кроме того, доказано, что даже самое хорошее академическое образование, аналитические и логические способности, а также энциклопедические знания (эрудированность), т. е. все то, что мы относим к показателям высокого IQ, на самом деле не имеет отношения к таким явлениям,  как успех, счастье, гармония в жизни. Исследователям удалось выяснить, что IQ определяет успешность в жизни не более чем на 20%, и доказательство тому – большое количество неуспешных и несостоявшихся в жизни отличников. И дело здесь вовсе не в несовершенстве наших реалий. И даже не в дисбалансе жизненных ценностей. Разгадка успеха в жизни человека кроется в способностях эмоционального интеллекта (EQ), на который и приходятся оставшиеся 80% нашей успешности, удачливости и гармонии. По данным исследований Дэниеля Гоулмана, важность IQ в руководящей работе составляет не более 15%. Соответственно, основой эффективности выступает именно эмоциональный интеллект. В этой связи кажется еще более удивительным, что многие организации до сих пор используют различные тестовые методики, направленные на определение IQ при приеме на работу. При этом, как ни странно, далеко не во всех компаниях пытаются измерить уровень EQ своих сотрудников, будь то прием на работу или назначение на руководящую должность. А ведь именно уровень эмоционального интеллекта и предполагает наличие в руководителе лидерских качеств. Ведь под лидерством мы пониманием умение объединять людей вокруг себя, вдохновлять их и вести за собой

 

- Какие стили лидерства характерны для руководителей казахстанских компаний? С чем это связано? Насколько вы считаете их эффективными?

 

- Патернализм все еще остается типичной чертой нашего менеджмента. Иерарархичная система управления в бизнесе порождает отсутствие инициативы на местах и медленнее других систем возносит наверх талант сотрудников, в связи с этим говорить о высокой эффективности пока преждевременно. Поэтому пока мы так сильно проигрываем многим странам и в производительности труда, и в качестве сервиса, и в отношении к работнику. В нашей ситуации вопрос эффективности в бизнесе, я считаю, напрямую связан с ценностями (бизнес-ценностями в том числе), которые я пока не могу назвать абсолютно правильными. Хотя положительные изменения, безусловно, уже есть. И я их вижу в первую очередь в предпринимателях нового поколения, порой совсем юных. Тот же проект «Бизнес-Молодость» доказал свою сверхэффективность как школа собственного дела и уже успел стать социально-экономическим феноменом не только в России и странах СНГ, но и во всем мире исключительно благодаря системе правильных бизнес-ценностей. Речь идет о молодых предпринимателях, кому сегодня преимущественно 20-25 лет. Но пока среди некоторых более взрослых предпринимателей и топ-менеджеров на постсоветском пространстве главными ценностями в бизнесе будут оставаться «ловкачество» и желание заработать «здесь и сейчас» любыми способами, доступ к административным ресурсам, госпреференции,  родственные связи и способность доверять исключительно «своим» - про высокую эффективность в бизнесе можно на время забыть. Я на днях прочитал статью достаточно известного бизнесмена,  который бурно рассуждал о невысоком в общем и целом уровне сервиса в странах бывшего СССР. При этом в этой огромной статье я ни разу не встретил слово «клиент». Это и есть один из примеров прямого отражения  неправильной системы бизнес-ценностей. Хотя главными ценностями в бизнесе должны быть, с одной стороны, клиент, а с другой стороны, талантливые и способные приносить добавочную ценность сотрудники компании. Нам предстоит еще очень многому научиться в бизнесе. При этом начинать надо, я считаю, не с обучения технологиям управления, а именно с привития системы правильных бизнес-ценностей.

 

- Сегодня становится актуальным принятие управленческих решений в условиях неопределенности. По вашим оценкам, насколько к этому на данный момент готовы руководители казахстанских компаний?

 

- Действительно решения становится принимать сложнее. Резко возросли скорость изменений и объем информации, в результате чего перед нервной системой не только руководителя, но и самого обычного человека сегодня стоят такие вызовы и задачи, которые она никогда не решала за всю историю человеческой цивилизации. И пока счет не в нашу пользу - нервная система, мягко говоря, не всегда справляется с этими вызовами, а значит, количество неэффективных бизнес-решений растет. С другой стороны, решения стало необходимо принимать быстрее. И здесь руководителю в одиночку уже не справиться. Сегодня как никогда актуальным стало вовлечение не только топ-команды в процесс принятия управленческих решений, но и рядовых сотрудников. При этом очень важно научиться принимать правильные решения быстро. В XXI веке одним из самых эффективных помощников руководителя в этом вопросе выступает коучинг, который поистине является ресурсом верных решений. Руководители казахстанских компаний пока еще очень осторожно и пассивно относятся к этой возможности, хотя в тех же США, согласно исследованиям, свыше 90% руководителей американских компаний в списке Fortune 500 регулярно прибегают к услугам коуча.

Читать дальше

в издании РБК №10 (16) от 6 октября 2014

PDF, 9.11 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме