• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 3 октября 2014

От количества к качеству

 

Итоги конкурса в рамках Центральноазиатского фестиваля маркетинга и рекламы Red Jolbors Fest в 2014 году показали, насколько продвинут рекламный рынок Казахстана по сравнению с другими странами региона. Несмотря на непростую общую конъюктуру, в Казахстане этот сегмент рынка растет и за счет профессионализма и креативности казахстанских рекламных агентств, помогает развиваться бизнесу в продвижении своих товаров и услуг. О том, чем дышит рекламный рынок Казахстана, мы узнали у директоров лучших рекламных агентств страны.

 

Марина Фатеева

 

Марина Фатеева, управляющий директор GForce/Grey Kazakhstan:

Количественный рост и увеличение денег, которые рекламодатели готовы потратить на рекламу своих продуктов, происходит из года в год, естественно не беря в расчет кризисные периоды, когда бюджеты сокращаются. При этом часто причиной роста бюджетов является не желание вкладывать больше в продвижение, а инфляция и поднятие цен поставщиками. Например, так регулярно происходит с увеличением цен на размещение на ТВ-каналах. Контент на ТВ-каналы закупается зарубежом в евро или долларах, вырос доллар – растут бюджеты.

Агентства делятся на креативные, медийные, диджитальные и агентства, предоставляющие BTL-услуги. В каждом из сегментов ситуация соотношения спроса и предложения разная. На любом развивающемся рынке, к которому относится Казахстан, спрос обычно опережает предложение. Но я бы отметила, что у креативных, медийных и BTL-ных агентств разрыв между спросом и предложением с каждым годом становится все менее заметным и мы стремимся к точке рыночного равновесия. Это позитивный тренд, так как рекламные агентства начинают испытывать голод, что сподвигает их к повышению качества производимого рекламного продукта, конкуренция растет и веса смещаются от количественного роста в сторону качественного развития. По итогам выигрывает конечный потребитель, который теперь может лицезреть не «заставляющую и навязывающую» рекламу, а более красивую, вовлекающую и влюбляющую в себя рекламу.

При этом ситуация со спросом и предложением у диджитальных агентств все сложнее. Диджитальная реклама нова, никто до конца не понимает, что с ней делать, спрос растет большими темпами, но казус в том, что при этом предложение не отстает. Причем в случае с креативным и медийными продуктами в такой ситуации предложение бы сильно отставало. Ответ прост: если открытие медиа- либо креативного агентства требует серьезного опыта и финансовых вложений, то, чтобы открыть диджитал-агентство, может быть достаточно придумать имя компании и из дома делать сайты и баннеры. Что касается качества рекламы в Казахстане, то считаю его удовлетворительным. Все еще много агентств делают рекламу как «сумели», а не четко понимая как сделать рекламу, чтобы и продавала, и нравилась потребителям.

В последние годы креативный продукт, выдаваемый агентствами, серьезно вырос. Без ложной скромности могу сказать, что GForce/Grey Kazakhstan как лидирующее креативное агентство приложило к этому много усилий. Мы стремимся делать не только продающую рекламу, мы хотим влюблять потребителей в наш бренд.

 

Думан Кожахмет

 

Думан Кожахмет, управляющий партнер Black & White group:

- Согласно исследовательским данным TNS, казахстанский рекламный рынок не показывает впечатляющей динамики роста в связи с девальвацией тенге. По итогам года рынок покажет отрицательную динамику в долларовом эквиваленте. В прошлом году по данным экспертов общий объем рекламного рынка составил чуть более 300 млн долларов. Как обычно лидером по объему закупаемой рекламы является категория FMCG. Соотношение спроса и предложения традиционно. По-прежнему лидером продаж рекламы является ТВ. Медиарынок за последние годы не предложил новых площадок и форматов, особенно для казахскоязычной аудитории, где, как мне кажется, есть хороший потенциал роста. Как показывает практика, прямой перевод рекламных материалов с русского на казахский язык не совсем работает в силу специфичности, органики языка и ментальных особенностей. Не сказать, что есть пропасть в этом вопросе, но дистанция растет, это видно. И ведущие сетевые рекламные агентства, как мне кажется, на это слабо реагируют.

Интересные и необычные решения на рекламном рынке предлагаются, но пока это имеет эпизодический характер. Стоит признать, что исполнительское мастерство казахстанских рекламных агентств достаточно на высоком уровне. Но необходимо понимать специфику работы рекламного агентства в Казахстане, где первостепенным потребителем рекламы является не целевая аудитория (телезритель, читатель), а клиент, заказчик по договору. По мере органического развития на рынке появились агентства, которые могут «продавить» свое решение. Это трудно, это вопрос профессионализма и внутренней свободы исполнителя. Дефицит в креативности был, есть и будет, но не соглашусь с мнением, что рынок у нас серый и скучный. Достойные, обсуждаемые работы есть.

Общую картину качества рекламы в Казахстане считаю хорошей, реклама работает. Международное признание пока не получили, но это вопрос времени. Верю, что каннских львов мы еще возьмем. Незамеченной целевой аудиторией остается реклама государственных компаний, услуги и инициатив. С этим сегментом большие проблемы, как мне кажется. Причина кроется в постановке задач для рекламных агентств и в соотношениях формирования бюджета, где 80% затрат закладывают на производство, а не доставку контента, закупа рекламного времени и рекламных площадей.

 

Сергей Денисов

 

Сергей Денисов, стратегический директор рекламного агентства POPKULTURA:

- Рынок развивается довольно динамично, но уровень пока достаточно низкий. Спрос и предложение в целом уравновешены в низкоценовом и среднеценовом сегментах. Тем не менее, существует дефицит в сегменте качественной продукции и сервиса. По большому счету, если клиенту нужен уровень работы «как в Европе», подрядчиков можно пересчитать по пальцам.

Дефицит креативности на казахстанском рынке рекламы огромен. В основном решения большинства рекламных агентств шаблонные и стандартные. Однако, зачастую в этом виноваты не только агентства (хотя надо признать 80% рынка очень слабы), но и клиенты, которые недостаточно развиты в маркетинговом смысле,  боятся рисковать и не готовы к работе с реальными профи.

Качество рекламы в Казахстане в целом низкое. Клиентам обычно нужно «дешево и быстро», но мы, к счастью, не работаем с такими партнерами. Аудитория в Казахстане неискушенная и благодарна за любые креативные решения. Думаем, что клиенты недооценивают обычных людей, считают их недоразвитыми. Это в корне неверно. Люди в Казахстане отличаются прекрасным чувством юмора, интеллектом и не любят скучную и предсказуемую рекламу. Об этом говорят все исследования, в которых мы принимали участие за последние пару лет.

Также рекомендуем прочитать:

- Лучшая реклама в Центральной Азии по версии Red Jolbors Fest
- На что способна реклама?

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме