• Екатерина Корабаева

  • 2 октября 2014

Учат в школе

 

Собственники бизнеса берут многомиллионные кредиты, но в результате так и не достигают поставленных целей. При этом неразумное использование первоначального капитала, отсутствие стратегического и тактического планов развития и продвижения бизнеса, незнание своей целевой аудитории - лишь часть того, что препятствует успешному развитию компаний в нашей стране. О том, как предлагает решить эту проблему  основатель и генеральный директор Первой школы предпринимателей Диас Нургожин,  - в его интервью «&».

 

Расскажите, как появилась идея создания проекта «Первая школа   предпринимателей»?

 

 Я работаю в сфере предпринимательства последние семь лет, поэтому  тема  развития  малого бизнеса в Казахстане для меня очень важна и близка. Последний мой кейс, то есть последняя организация, которую я развивал, – это IT-компания Wake up. Сумев успешно развить данный проект за достаточно небольшой срок, сейчас я нахожусь больше в роли  совладельца, а потому начал заниматься новым проектом.  Хотелось чего-то масштабного, так появилась идея создания  Первой школы предпринимателей. Ее  целью   является поддержка деловых инициатив и воплощение бизнес-идей.

 

 По данным наших опросов, основным фактором, препятствующим успешному развитию предпринимательства, являются нехватка финансовых средств, недостаток знаний и опыта для эффективного ведения своего бизнеса, а также наличие сомнений, страхов и неуверенности в себе.

 

 Мы намерены не просто обучить, но и пошагово контролировать развитие их бизнеса во время обучения путем выполнения заданий, которые от занятия к занятию предприниматели обязаны будут выполнять. Именно поэтому  мы сейчас проводим отбор самых лучших и активных участников с актуальными, интересными и перспективными бизнес-проектами, которым требуются масштабирование, поддержка и финансирование для успешной их реализации.

 

В чем вы все-таки видите  уникальность проекта?

 

 Я обошел очень много тренинг-центров, частных тренеров – это позволило нам собрать очень сильную команду тренеров, которые являются не только хорошими специалистами каждый в своей сфере, но и имеют свой собственный бизнес. Это позволяет нашим экспертам делиться собственным накопленным опытом, помимо действующих методик  и инструментов. Так, благодаря обучению в нашей школе предприниматели будут собирать недостающие кирпичики знаний, которые они в свое время упустили.  

 

 26 октября стартует наша первая программа для руководителей малого бизнеса по развитию своего дела «Бизнес-прорыв». Всем участникам программы будет установлен  порог личного чистого дохода за вычетом всех коммерческих и налоговых затрат, к которому они должны прийти к завершающему этапу обучения.   

 

Это частный проект?

 

 Да, но нас информационно активно поддерживает акимат г. Алматы. В частности, это управление по вопросам молодежной политики, поскольку мы планируем делать отдельные программы, которые будут нацелены на молодежь. Кроме того, мы готовим к запуску такой продукт, как «Бизнес-фундамент». Его задача состоит в том, чтобы даже человек  без первоначальной бизнес-идеи, придя к нам, мог за один месяц найти свою нишу, выстроить правильно финансовую модель и правильно запустить свой бизнес.

 

 Есть такая статистика, согласно которой  9 из 10 новых компаний в Казахстане закрываются. Это не радует, поскольку это означает, что кто-то не знает тонкостей маркетинга, не работает с финансовыми показателями или не имеет достаточной мотивации.  

 

По вашим наблюдениям, с какими проблемами сталкиваются бизнесмены?  Или что сдерживает развитие предпринимательства в стране?

 

 Мне кажется, это ложные установки, которые сами себе дают бизнесмены. Например, есть такое мнение, что  государство не поддерживает предпринимателей, не создает им нужных условий или что-то еще. На самом деле все совсем не так.  Как  уже говорил, я работаю в предпринимательстве 7 лет и запускал разные инвестиционные проекты, и мне не приходилось сталкиваться с большими поборами и сильными проверками со стороны государства. Наоборот, на мой взгляд, в Казахстане сейчас создаются все условия для развития предпринимательства. Тот же фонд «Даму» проводит множество программ по бесплатному  обучению представителей МСБ.  То есть по большей части, если разобраться, предпринимателям больше мешает недостаток опыта и знаний. А последствия этого очень сильны.

 

 Бывает, что предприниматели загораются какой-то идеей, не исследуя при этом рынок и не выясняя  проблемы своей целевой аудитории. Иными словами, у отечественного малого бизнеса сильно страдает маркетинг. На практике компании придумывают «суперидею», берут для ее реализации кредит или привлекают инвесторов. Через время оказывается, что они не с того начали, а средства  уже потрачены.

 

 Это раньше можно было открыть магазин и быть уверенным, что к тебе придут клиенты. Сейчас не так! Чтобы опережать  конкурентов, нужно учиться находить и использовать свои конкурентные преимущества.     

 

Вы отметили, что участники обучения из числа  интересных и перспективных бизнес-проектов могут рассчитывать на некоторое финансирование. Правильно ли я понимаю, что вы будете состыковывать компании с потенциальными инвесторами?

 

 Как я сказал,   мы будем  устанавливать участникам программы порог личного чистого дохода, к которому они должны прийти во время прохождения обучающей программы. Тех, кто превзойдет нижний порог личного дохода, равный 500 тыс. тенге, ждет инвестиционная площадка, на которой выпускники будут презентовать свои действующие проекты приглашенным частным и коммерческим инвесторам. Таким образом, они смогут привлечь в свой бизнес необходимые инвестиции   для его масштабирования и  дальнейшего развития. Но перед тем как  допустить проекты к презентации перед инвесторами, мы должны будем убедиться в том, что у этих компаний правильно выстроены финансовая модель и маркетинг. Иными словами,  все должно быть чисто и прозрачно.

 

На ваш взгляд, насколько на сегодняшний день в Казахстане развита инвестиционная культура?

 

 Я как раз очень часто  слышу мнение, что данная культура у нас совсем не развита. Давайте зададимся вопросом: кто, как правило, выступает в Казахстане в роли инвестора? Чаще всего   это просто какие-то предприниматели в возрасте 40-50 лет, у которых есть свободные средства до $1 млн. При этом проблема заключается в том, что, вложив $300 тыс.  в какой-то проект, они  хотят в качестве доли забрать 70% данного бизнеса, а это неправильно. За рубежом, для сравнения,   инвесторы, вложившие  свои средства,  берут долю в компании, равную максимум  20-30%. В Казахстане же зачастую  инвесторы  сами мешают стартаперам развиваться.

 

 Между тем, если сравнить ситуацию с тем, что было еще лет 10 назад, то некоторые улучшения все-таки имеются. Поэтому, я думаю, инвестиционная культура в нашей стране,  развиваясь методом проб и ошибок, рано или поздно придет к хорошему результату.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №32 (509) от 26 сентября 2014

PDF, 3.79 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме