• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 30 декабря 2013

Бизнес на продажу

 

 Согласно мировой статистике, средняя рентабельность инвестиций во франшизу за первые 10 лет составляет более 600%, а доля банкротства в первые три года — менее 5%. На сегодняшний день франчайзинг как бизнес используется в 80 странах мира в 70 сферах предпринимательства. Традиционно это сферы торговли и общепита.

 

 Если пытаться разобраться, в чем заключаются основные проблемы развития рынка франчайзинга в Казахстане, то, как отмечают сами эксперты, вся соль в том, что у нас в первую очередь риски несут не те, кто покупает успешную бизнес-модель и начинает работать по уже налаженной системе, а сами франчайзеры.

 

 Так, управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана Медет Сартбаев считает, что, прежде всего, проблема, с которой при входе на рынок могут столкнуться франчайзеры, — слабая защита прав интеллектуальной собственности. «Франчайзинг — это не только репутация и бренд, это рынок, где торгуют лицензиями. Если у кого- то был накоплен опыт, наработан бренд и его начинают копировать, не приобретая франшизы, — это проблема», — говорит он.

 

 Вторая проблема, которую отметил финансист, больше касается кредитных политик и правил. Чтобы объяснить, насколько это важно, он проводит параллели между франчайзингом и другими секторами рынка. «Крупные компании, особенно те, которые проходят листинг на биржах, должны быть максимально прозрачными и предоставлять открытый доступ к информации о своей деятельности. Взамен они пользуются определенными льготами, в том числе государственной финансовой поддержкой. По моему мнению, точно так же и компании-франчайзеры — для того чтобы получать субсидии или дешевое фондирование, они должны соответствовать определенным критериям: условиям франчайзинга, систем качества управления и т. д.», — делится Медет Сартбаев.

 

Опыт

 

 В качестве положительного примера франчайзингового бизнеса в Казахстане можно отметить сеть медицинских центров «Сункар». Компания уже реализовала две франшизы и является единственным отечественным медицинским брендом, продающим франшизы.

 

 Хорошо продавать свои франшизы получается и у компании Mimioriki, которая имеет 11 магазинов, открытых в разных регионах Казахстана. Но, несмотря на это, по словам генерального директора компании Инны Апенко, им тоже приходится сталкиваться с рядом проблем, которые мешают развитию франчайзинга в Казахстане. По ее мнению, первая проблема франчайзинга в Казахстане — это информационный голод. В Казахстане еще не все имеют четкое представление о структуре франчайзинговых отношений. «Мы были первопроходцами в отечественном франчайзинговом бизнесе и столкнулись с тем, что в связи с отсутствием на рынке опыта приобретения франшиз ожидания франчайзи от франчайзеров очень высоки. В самом начале нам не на кого было посмотреть или взять пример. Но сейчас мы учимся у европейских, украинских консультантов, изучая их опыт», — говорит Инна Апенко.

 

 Кроме того, по словам г-жи Апенко, уровень предпринимательской способности у региональных партнеров достаточно слаб, что тоже является одной из главных проблем ведения бизнеса. «Если Алматы и Астана уже имеют доступ к каким-то образовательным инструментам в области менеджмента и ретейла, то в регионах рынок пока еще сырой в этом отношении. Поэтому нам как компании-франчайзеру приходится обучать не только своим бизнес-процессам в рамках наших бизнес-моделей, но и давать какие-то фундаментальные вещи — экономические взаимо- отношения, общение с клиентами и пр.», — делится бизнес-леди.

 

Мнения

 

Медет Сартбаев, управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана

 

 Для казахстанских предпринимателей правильно было бы заниматься франчайзингом — брать зарубежный опыт и внедрять здесь, чтобы не изобретать велосипед. Такая эффективная система действует во всем мире. Главное преимущество здесь заключается в том, что через более качественный уровень систем управления, приобретенный с франшизой, страна может получить эффективную систему подготовки кадров.

 

 Франчайзинг существует в Казахстане уже длительное время, но значимых результатов его развития пока нет. Для того чтобы он развивался как бизнес, государственные институты развития, ассоциации предпринимателей, банки сообща должны выработать общие правила игры.

 

Бекнур Кисиков, президент Евразийской ассоциации франчайзинга

 

 Как это ни парадоксально, первая проблема, с которой могут столкнуться франчайзеры при входе на рынок Казахстана, — это защита интеллектуальной собственности. Второе — это стандартизация бизнеса и описание процессов. Многие франчайзеры спотыкаются именно на этом. Ну и третья задача для франчайзеров — выбор франчайзи. Это очень сложный процесс даже для зарубежных компаний, которые уделяют этой стадии очень много времени и внимания. Что касается базовых трудностей наших отечественных франчайзеров, то, повторюсь, в первую очередь они не придают большого значения вопросам защиты интеллектуальной собственности. Во-вторых, зачастую в казахстанской практике неправильно выстраивается сама стратегия развития бизнеса.

 

Куаныш Керимкулов, председатель совета директоров ТОО «Medical Company Sunkar»

 

 Во-первых, в Казахстане не внедрены обязательные международные стандарты качества. А ведь они могли бы улучшить качество оказываемых услуг или производимых товаров. Следовательно, нашему государству нужно начать внедрять эти стандарты. Во-вторых, наши франчайзи обязательно должны иметь возможность работать на льготных условиях при поддержке государства, иначе будет почти невозможно развить франчайзинг в Казахстане. В свою очередь государство сможет получить в виде налогов отсроченные доходы в казну и решить вопрос трудоустройства людей. В-третьих, государство должно вкладывать больше денег в популяризацию этих инструментов. Все-таки пока наше население еще мало информировано о франчайзинге.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №45 (477) от 27 декабря 2013

PDF, 2.09 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме