• Екатерина Корабаева

  • 30 мая 2013

Ты помнишь, как всё начиналось?

 

Мы продолжаем свой экскурс в историю становления и развития казахстанского телекоммуникационного рынка на примере такой компании как AO «ASTEL». В этот раз мы расскажем о том, как казахстанцы покоряли Всемирную паутину.  

 

Прошёл лишь год после того, как было положено начало цифровым телекоммуникациям в нашей стране, а доход Arna-Sprint (ныне AO «ASTEL») за это время составил $1 млн. Эти большие по тем временам деньги единогласным решением руководства компании были реинвестированы в развитие бизнеса. В частности, закупалось современное оборудование, набирались специалисты в отделы эксплуатации и продаж…

 

Кроме того, создаётся отдел технического развития, призванный заниматься поиском и внедрением новых технических решений. Отдел возглавил Аскар Ержанов (ныне он – генеральный директор АО «KazTransCom»), которому удалось собрать под своим началом лучших в Казахстане специалистов в области ИКТ, многие из которых, к слову,работают в компаниидо сих пор.

 

В сентябре того же 1994 года происходит ещё одно знаменательное событие – начата эксплуатация системы электронной почты KazMail. Казахстанские пользователи получили возможность отправлятьэлектронную почту из сети Sprint в сети других операторов связи, включая американские и европейские.

 

Но чуть раньше,17 июня 1994 года, на телекоммуникационномрынке Казахстана появился ключевой игрок в лице компания «Казахтелеком», созданной под эгидой Министерства связии получившейвместе с сетью телекоммуникаций общего пользования (СТОП) статус национального оператора связи. В телекоммуникационную инфраструктуру страны пошли долгожданные инвестиции, позволившие активизировать строительство новых и переоборудование действующих АТС, а также телефонизацию сельских районов Казахстана.

 

К середине 90-х годов стала становиться на ноги и банковскаясфера. Усамых крупных банков, имевших филиалы и отделения повсему Казахстану, возникла необходимость в сетях передачи данных. В 1994 году были подписаны договора на создание таких сетей с Туранбанком и Народным Банком Казахстана. Весь следующий год прошёл в напряжённой работе. Технические специалисты не вылезали из командировок, но сумели в короткий срок построить сети и для банков, и для себя. На базе собственной сети пакетной передачи данных KazNet с запущенным в марте 1995 года центром управления были созданы филиалы по всему Казахстану. Таким образом, Arna-Sprint стала первой частной телекоммуникационной компанией в масштабе всей страны.

 

Появление магистральных каналов связи более высокого качества чем те, что имелись на начальных этапах построения сети, позволило компании Arna-Sprint приступить к предоставлению нового вида услуг под названием Frame Relay. Если в сети X.25 максимальная скорость передачи данных в то время не превышала 64 Кбит/с (несложно посчитать, что этой скорости, к примеру, хватало лишь на передачу письма с вложенным в него небольшим файлом), то протокол Frame Relay обеспечивал скорость передачи данных до 2 Мбит/с. Это означало, что появлялась возможность передавать голос,не используя дорогостоящую междугородную телефонную связь «Казахтелекома». Как результат, многие компании в пределах Казахстана стали выносить «на цифру» внутренние телефонные номерасвоих корпоративныхАТС.

 

А в апреле 1996 года компания Arna-Sprint Data Communication первой в Казахстане начала предоставлять доступ к полному спектру услуг сети Internet, включая WWW, E-mail, FTP, Telnet. Как только появились объявления обэтом, пошла первая волна клиентов. В основном,это были западные бизнесмены, которым был нужен интернет для обмена электронной почтой и доступа к серверам своих компаний. Их не отпугивала даже высокая первоначальная цена – 12 долларов за 1 час! Вслед за ними в Интернет потянулись и казахстанские предприниматели. А специально разработанный пакет PublicInternet, который не требовал специальных знаний порядком подключения, открывал перед клиентами удивительный мир Всемирной паутины, со временем заигравший всеми красками (текст, рисунки, фото, видео) и звуками(аудио, музыка).

 

Правда, по мере того, как стоимость услуг снижалась, всё больше т. н. физических лиц, включая школьников, студентов и домохозяек, хотело приобщиться к миру Интернета. Вместе с нимипоявилась проблема неплатежей. Её решением стала внедрение карточной платформы– когда для доступа в Интернет нужно было приобретать специальные карточки с идентификатором (ID), не позволявшие пользоваться услугой сверх предоплаченного (Prepaid) лимита.

 

Но раз уж такой вид клиентов появился,да ещё и в массовом количестве, принимается решение приступить к развитию сети в расчёте на физических лиц – с расширением каналов сети и установкой нового оборудования.

 

www.astel.kz

Читать дальше

в издании РБК №05 от 29 мая 2013

PDF, 6.43 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме