• Екатерина Корабаева

  • 19 сентября 2014

Дети выросли

 

Предприниматели считают, что казахстанское бизнес-сообщество возмужало за последний год и наконец-то выбрало верную тактику лоббирования своих интересов. Вместе с тем бизнесмены, осознавая необходимость четких и единых правил игры, двояко относятся к разработке в Казахстане Предпринимательского кодекса. Что они думают о его актуальности сегодня и как в целом продвигается процесс консолидации отечественного бизнеса, редакция «&» выясняла в кулуарах K4: Kazakhstan Growth Forum.

 

Ельдар Абдразаков, основатель и руководитель группы «Сентрас»

 

О Предпринимательском кодексе

 

Я большой противник таких инициатив сверху. История показывает, что в нашем менталитете глубоко засел патернализм. Нам часто пытаются объяснить сверху, как лучше жить. Пусть даже из лучших побуждений. Это то же самое, когда молодые родители уверены, что делают лучшее для детей. В итоге их дети с ними конфликтуют. Такие мелкие вещи отличают зрелого родителя от молодого. Поэтому, когда сверху предложили формализовать Предпринимательский кодекс, это чем-то напомнило ситуацию с родителями и детьми. Идея хорошая. Но прежде в Казахстане должна сфор- мироваться определенная практика на рынке. И только потом мы уже сможем нормализовать или систематизировать эту практику. А не так, что мы сначала что-то придумали, а потом начинаем формировать рынок.

 

Лично у меня здесь возникает аналогия с фондовым рынком, когда мы пере- писали очень хороший, правильный закон США о ценных бумагах. Но у них была своя история развития, своя эволюция. Поэтому все это оказалось неприменимо, когда наши решили переписать и внедрить этот закон. И сегодня мы приходим к тому, что закон этот интерпретируется чиновниками по казахстанскому пониманию. А все потому, что нет практики. Поэтому мы должны уяснить, что в основе всегда должна лежать рыночная практика, а закон может регулировать только какие-то отдельные ее моменты.

 

Мы не можем написать закон, который охватит все. Такого не бывает. Само наше сегодняшнее законотворчество приводит к тому, что мы бесконечно создаем законы, которые постоянно усложняются. Все потому, что у нас нет системности — нет хорошо сформированной рыночной практики, нет индустриальных ассоциаций, которые пытаются эту практику гармонизировать, унифицировать, прежде чем решать, как ее регулировать.

 

Андрей Лаврентьев, президент группы автомобильных компаний Allur Group

 

О Предпринимательском кодексе

 

Бизнес участву ет в обсуждении данного кодекса. Поделюсь своим мнением, что любой кодекс подразумевает некое понятийное соглашение вопросов взаимодействия, бизнес- этики и т. д. Но я могу сказать, что иногда достаточно сложно бывает прийти к взаимопониманию даже в узком кругу в рамках одной отрасли, такой как автопром. Предпринимательский кодекс нужен, потому что, когда нет никаких правил, то нет ничего. Однако работать он как текущий механизм четких правил и ограничений будет не завтра. Мы можем выстроить общие сейфовые отношения на уровне «делай так» и «не делай вот так», но полностью прописать, как предлагалось, систему наших взаимоотношений невозможно.

 

Повторюсь, что это абсолютно не значит, что его не нужно вводить. Он нужен, но нам сначала предстоит промежуточный переходный этап к цивилизованному бизнесу, формированию нормального бизнес-мышления, в том числе по отношению к конкурентам и своим партнерам.

 

Многие компании не готовы к этому просто потому, что есть определенные столкновения в конкурентной среде. Мы морально не осознали, что это нормально, что это хороший процесс. Поэтому нам нужно несколько этапов формирования этого кодекса. Более простой, затем более детальный, который объясняет мелкие правила, и последний, который, наверно, будет возможен ближе к 2020 году, когда у нас будут сформированы четкие ниши, мы точно будем понимать, где малый бизнес, где средний, где чьи интересы.

 

О бизнес-консолидации

 

Тем не менее сегодня мы наблюдаем хороший пример бизнес-консолидации, которой способствовало создание Национальной палаты предпринимателей. Я считаю ее одним из серьезных действующих органов в нашей стране. Раньше бизнесмены делились на мелкие группы по интересам, и каждый рассматривал свой вклад в общее дело через призму своих личных интересов. НПП же — площадка, которая говорит об общих правилах и тенденциях. Здесь каждый бизнесмен отстаивает не только свои личные интересы, но и участвует в выработке общей бизнес-политики и стратегии коммуникаций с правительством. То есть НПП — это единственный орган, который дает консолидированное мнение. Я сам очень много вопросов и болезненных проблем выносил на эту площадку, которые были решены по нашей отрасли, в том числе не только в нашей стране, но и на международной трибуне.

 

Единственная площадка в стране, которая может сказать весомое слово в рамках ТС , ВТО , формирования Единого экономического пространства, — это НПП . Там есть серьезный набор экспертов и специалистов. Я лично был свидетелем, когда наши эксперты из НПП бились за бизнес, который им не принадлежит, как за родное дитя, на международных диспутах и согласованиях.

 

Кайрат Мажибаев, председатель совета директоров группы компаний

 

О консолидации бизнеса

 

Я считаю, что сейчас НПП проходит этап стартапа. Главным результатом данного стартапа должна быть институционализация предпринимателей, выстраивание диалога с правительством относительного того, как мы должны чувствовать себя в ТС , ВТО , каким образом должны разрабатываться стратегии конкретных секторов, регионов и т. д.  И с этим НПП справляется хорошо. Правительство ни одного важного решения касательно бизнес-экономики не предпринимает без диалога с бизнес-сообществом в лице НПП . Это на самом деле оказалось серьезной нагрузкой для бизнесменов, потому что они были вынуждены не комментировать решения правительства или местных властей, а участвовать в выработке мнений и решений. Есть также зоны, которые нужно дорабатывать. Это кроме того, что жизнь и так регулярно преподносит нам сюрпризы. Но я думаю, что данный этап стартапа займет у НПП как минимум три года. Поэтому мы должны разделить краткосрочные и среднесрочные ожидания от НПП , но при этом не сбавлять темпов и продолжать прогрессировать.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №31 (508) от 19 сентября 2014

PDF, 3.71 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме