• Екатерина Корабаева

  • 15 сентября 2014

На пути самосовершенствования

 

От того, насколько быстро предприятие способно меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка, зависит его успешное развитие. Ведь, чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны не бояться внедрять новые технологии и эволюционировать. В связи с этим востребованными становятся услуги консалтинговых компаний,   способных помочь вашему бизнесу восполнить недостаток знаний и компетенции. О том, как развивается рынок консалтинговых услуг в Казахстане, выясняла редакция нашего журнала.

 

Вопросы:

 

1. Как развивается сегодня рынок консалтинговых услуг в Казахстане? Какие направления консалтинга востребованы больше всего?

 

2. Как вы оцениваете качество оказываемых консалтинговых услуг в нашей стране?

 

3. Какие задачи перед собой ставит ваше профессиональное сообщество?

 

Алексей  Цеховой, президент Союза проектных менеджеров Республики Казахстан

 

1. Национальный рынок консалтинговых услуг развивается, демонстрируя определенный рост. Можно с уверенностью сказать, что особо востребованы финансовые, управленческие консультационные услуги в финансовой области и в сфере управления, а также услуги по разработке проектной документации: ТЭО, комплексных планов. Но пока такие услуги заказывают только крупные бизнес-компании. А в среде малого и среднего бизнеса консалтинг востребован слабо.

 

Кроме того, на этом рынке сегодня доминируют услуги зарубежных консультантов и консалтинговых фирм. Вот этот тренд мы пока не переломили. И это печально, поскольку отечественные консультанты, во-первых, уже достаточно профессионально могут оказывать те же услуги, но при этом по реальным ценам, а, во-вторых, наши специалисты более тонко «чувствуют» клиента, т. к. живут с ним в одном ментальном поле. А в консалтинге это важная составляющая.

 

Для изменения ситуации необходима соответствующая государственная политика по поддержке отечественных консультантов. И такая политика сегодня формируется. Ее инициатором выступает Консорциум консалтинговых и исследовательских организаций, тесно сотрудничающий по вопросу развития отечественного профессионального консалтингового сообщества с такими государственными структурами, как Казахстанский институт развития индустрии, фонд развития предпринимательства «Даму», акиматы.

 

2. Повторюсь, что многие консалтинговые компании работают сегодня вполне профессионально, поэтому в целом качество можно оценить как достаточно высокое. Это подтверждается теми экономическими показателями, которые демонстрирует развитие нашей страны. И хотя проблема некачественного оказания консалтинговых услуг, конечно, существует, нужно обратить внимание и на другое.

 

Консалтинг – это дорогое предприятие, и нередко компания, получившая по итогам таких услуг соответствующие рекомендации, ограничивается этим, не прибегает к услугам той же консалтинговой компании по реализации этих рекомендаций. То есть что получается: самостоятельно компания эти рекомендации реализовать по разным причинам не в силах, а к помощи консультантов не прибегает, считая это уже излишним. Ну, и как следствие, не ощущает отдачи от полученных услуг.

 

3. Профессиональное проектное сообщество, представителем которого является Союз проектных менеджеров Республики Казахстан, который я возглавляю, на текущий момент видит четыре серьезные задачи по развитию проектного управления в Казахстане, в том числе и консалтинговых услуг в этой сфере.

 

Первая – это внедрение национального стандарта «СТ РК ISO 21500-Руководство по управлению проектами в РК». Надо сказать, что такой стандарт будет принят уже в текущем году. Союз проектных менеджеров является разработчиком этого стандарта.

 

Вторая задача – осуществление национальной сертификации специалистов в области управления проектами. Это важно, поскольку в Казахстане реализуется государственная программа индустриально-инновационного развития, в рамках которой реализуется и будет реализована не одна сотня значимых для государства проектов. И это должно осуществляться профессионалами.

 

Третья задача – необходима оценка уровня проектной зрелости компаний.

 

А вот четвертая задача – это внедрение проектного управления в деятельность государственных структур: министерств, ведомств, институтов развития, акиматов. Решение этой задачи мы видим через создание при одном из ведущих министерств Совета по внедрению проектного управления в деятельность госорганов. Такой опыт имеет место в России. И мы должны им воспользоваться.

 

Александр Рузанов, президент компании BRIF Research Group

 

1. Я остановлюсь не на всем рынке консалтинга, а на одном его сегменте – маркетинговых исследованиях в Казахстане. Можно сказать, что в Казахстане сформирован зрелый рынок маркетинговых исследований. Работает около 20 профессиональных серьезных компаний, есть профессиональная организация - Казахстанская ассоциация профессиональных исследователей общественного мнения и рынка (КАПИОР). Хотя объем рынка небольшой, оценочно годовой оборот составляет около $20 миллионов. 

 

2. Качество маркетинговых исследований в Казахстане я оцениваю в целом как хорошее. Упомянутые мной 20 компаний, составляющие ядро индустрии, работают на уровне принятых международных стандартов. Хотя, конечно же, на рынке есть и десятки «несерьезных» компаний, которые портят картину своим непрофессиональным отношением.

 

3. Наша исследовательская ассоциация КАПИОР ставит перед собой и решает задачи выработки и поддержания высоких профессиональных стандартов, выявление недобросовестных представителей индустрии, диалога с государственными структурами, продвижения профессии среди студентов.

 

Артык Кузьмин, MBA, директор Executive Consulting

 

1.  За последние годы поменялся портрет потребителя. Раньше в основном это были международные и нацкомпании, теперь все больше это отечественный частный крупный и средний бизнес. Значительно изменился качественный состав топ-менеджмента компаний. Раньше консультанту приходилось заниматься буквально ликбезом, а теперь менеджмент компаний стал более образованным и опытным. В кризисные годы предприниматели и профессиональные управленцы много работали над собой, этим любой кризис и полезен.

 

Быстрее всего растут те направления консалтинга, где у бизнеса больше всего проблем. Основную рабочую силу представляет поколение Y со всеми присущими ему особенностями. А как с ними работать? Как мотивировать? Как удерживать? Авторитарные модели управления уходят в прошлое, и консультанты здесь помогают перестраиваться. В жизнь людей активно входят Интернет и новые цифровые медиа, приходит новое поколение потребителей – все тот же Y. Требуются новые технологии продвижения, новые подходы к брендингу, новые способы вовлечения. И наши консультанты готовы дать решения и в этой области. Бурно развиваются направления, которые понятны предпринимателям, не прошедшим школу MBA, например, консалтинг и обучение в области продаж. Предприниматель готов платить за понятные измеримые результаты.

 

Учитывая непрозрачность рынка в целом, точную информацию о трендах рынках будет очень сложно получить.

 

2. Общий уровень качества консалтинговых услуг значительно вырос. Это просто объясняется стажем работы консультантов, которые за последние годы приобрели значительный опыт. Плюс большое значение имеет и уровень требований со стороны потребителей услуг, который растет год от года.

 

3. Основная задача профессионального сообщества – популяризация консалтинга и повышение доверия к казахстанским консультантам. Есть еще одна очень важная задача – развитие школы казахстанского консалтинга, подготовка молодых квалифицированных консультантов, однако пока эта задача за рамками возможностей нашего сообщества. Экономические вузы и бизнес-школы пока еще не созрели до того уровня, когда они смогут принять участие в таком процессе, а без них никак.

Читать дальше

в издании РБК №9 (15) от 8 сентября 2014

PDF, 9.66 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме