• Екатерина Корабаева

  • 10 сентября 2014

Экономика на адреналине

 

Есть ощущение, что в  ближайшее время развитие казахстанской экономики будет происходить на адреналине. Замедление темпов экономического роста, торговые войны России, Запада и Европы, риск   девальвации,  проблема плохих кредитов… Это лишь часть вызовов,  которые стоят перед Казахстаном и заставляют крепко задуматься о плане спасения отечественной экономики от нового кризиса. Насколько сложным может оказаться для нас второе полугодие 2014 года и какие пути выхода из сложившейся ситуации существуют,  наша редакция выясняла вместе с экспертами.

 

Канат  Нуров, президент научно-образовательного фонда  «АСПАНДАУ»

 

О замедлении темпов роста ВВП

 

Во-первых, глобальный финансовый кризис еще не прошел, и, как видно из последних событий на Украине, он начал усугубляться протекционизмом и торговой войной между ведущими геополитическими игроками. Для Казахстана это означает, что западное финансирование пока останется весьма слабым. Во-вторых, мы сильно зависим от России. Если в 2012 году темп роста ВВП России составлял 3,4%, то в 2014 году ожидается 0,5-0,6% роста. Это обязательно скажется на нас, так как мы находимся в «гравитационном» поле экономики РФ. Вполне следует ожидать снижение спроса на наш экспорт со стороны РФ и соответственно падение промышленного производства. В-третьих, в этом году у нас уже есть снижение роста цветмета. По горно-добывающей и нефтяной отрасли сами видите, что происходит. В операционном смысле там  также возможно отставание объемов производства, если новые источники сырья и запасы не будут разработаны вовремя. В частности, если по Кашагану не возобновится добыча в полном объеме, то это тоже будет иметь существенное влияние не только на темпы прироста ВВП, но и на обменный курс нашей национальной валюты.  Продкорпорация также ждет снижения урожая зерна в Казахстане на 3-4 млн тонн, то есть до 14-15 млн тонн в чистом весе и соответственно снижения экспорта зерна  на 1-2 млн тонн.

 

О плане спасения

 

Это очень сложный вопрос, так как системный эффект структурной перестройки нашей экономики в рамках ПФИИР еще не возник. Кроме того, не факт, что ПФИИР приведет к реструктурированию нашей экономики, так как в целом фактически взят менее рисковый курс на диверсификацию экономики в рамках существующей структуры народного хозяйства. Что же касается секторальных санкций США и ЕС в отношении РФ в связи с событиями на Украине, то они также пока не предвещают ничего хорошего, если будут ужесточаться. Транзит нефти и газа РК через РФ - это очень чувствительный момент для сердца нашей экономики – нефтегазовой отрасли. Славу богу, что РК успела диверсифицировать пути нашего КазТрансГаза, здесь  «многовекторность» сработала на славу. Тем не менее определенная интрига в этом вопросе назревает в связи с ответными санкциями РФ по продовольственным товарам в отношении ЕС. РФ ни юридически, ни политически не может прекратить импорт продовольствия в Казахстан из ЕС и США. Но если она сможет предотвратить их реимпорт из РК в РФ, то нас ожидает понижение цен на продовольственные импортные товары, поток которых к нам резко усилится. Это понижающим образом должно сбалансировать повышение индекса потребительских цен (ИПЦ) в Казахстане, который возник из-за последней девальвации и постоянного перевода нефте-долларовой инфляции в тенговую эмиссию. Это было бы существенной помощью для потребителей, так как в феврале 2014 года ИПЦ вырос аж на 1,7%. Если грубо экстраполировать эту тенденцию на весь текущий год, то это означает, что реальная инфляция в Казахстане может достигнуть уровня, как минимум раза в два превышающего номинальный  (7% в 2013 г.).    

 

Прогнозы

 

Если по итогам 7 месяцев 2014 года будет исполнена прогнозная оценка Миннацэкономики по росту ВВП на 4%, то это будет достаточно позитивный результат, если учесть для нашей экономики угрозу глобального протекционизма и санкционной войны.

 

Россия же будет медленно, но необратимо «падать» в плане роста ВВП, а Беларусь будет стараться компенсировать свои потери, связанные с этим падением, путем наращивания поставок в Россию того ряда продовольствия, который ею запрещен к импорту из ЕС и США.

 

Артем Устименко, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)

 

О вызовах

 

Второе полугодие будет достаточно сложным для экономики Казахстана в связи с ухудшением внешней конъюнктуры. Кроме того, прослеживаются предпосылки торможения внутреннего спроса в ближайшие месяцы, даже учитывая дальнейшую реализацию мер государственной поддержки экономики. Рост реального ВВП страны по итогам года вряд ли превысит 4,8-5,0%, то есть окажется ниже ранее заявленных на правительственном уровне прогнозов (несмотря на поддержку в виде запланированной легализации имущества).

 

С моей точки зрения, ключевую обеспокоенность вызывают внешние геополитические риски, возникающие ввиду резкого обострения отношений между Россией и Западом из-за украинского кризиса. Можно прогнозировать, что дальнейшее ужесточение экономических санкций в отношении России как ключевого торгового партнера Казахстана, в состоянии крайне негативно отразиться на состоянии российской экономики и стабильности ее валютно-финансовой системы. В частности, рост российского ВВП по итогам года составит не более 0,5% при условии расширения государственной поддержки экономики (прежде всего ведущих банков РФ с госучастием) и отсутствия дальнейших санкционных ограничений со стороны США и ЕС.

 

Как следствие, сильное сдерживающее давление будет оказываться на экспортные показатели Казахстана в рамках двусторонней торговли с Россией в связи с сокращением спроса со стороны российских потребителей по ряду ключевых товарных категорий. Проблематичным для Казахстана может стать «импорт» инфляции, принимая во внимание ожидаемое ускорение темпов инфляции в России, в том числе из-за введения ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции из США и ЕС. Высока вероятность управляемого обесценения рубля в ближайшие месяцы в пределах 5-7%, в том числе из-за вынужденного сокращения Центробанком РФ интервенций на валютном рынке и действий спекулянтов. Подобные тенденции усилят давление на тенге и ослабят позиции казахстанских экспортеров на российском рынке. Именно на минимизацию последствий возможных инфляционных и валютных рисков со стороны России, а также на дополнительную поддержку экспортеров должно ориентироваться правительство РК, прорабатывая антикризисные планы. В сложившихся условиях вероятно усиление перестраховочного подхода у отдельных западных инвесторов к вложениям в отечественную экономику, некоторое ухудшение условий фондирования казахстанских компаний на внешних рынках, а также дополнительное давление на суверенные и корпоративные рейтинги из-за тесного взаимодействия страны с Россией. Крайне нежелательным может стать потенциальное введение ЕС частичных ограничений на импорт нефти из России, которые в состоянии затронуть и условия поставок нефти из Казахстана через российскую территорию.

 

При этом маловероятно, что Казахстан может в сжатые сроки воспользоваться открывающимися в результате взаимных санкций Запада и РФ торговыми возможностями (к примеру, по поставкам продовольствия в РФ) ввиду ограниченного производственного потенциала и необходимости решения вопросов логистики, в том числе по реэкспорту. Но стоит подчеркнуть, что Казахстан не пойдет на прямую поддержку российских ответных санкций в отношении США и ЕС.

 

Вторым важным ограничительным фактором для казахстанской экономики является отсутствие повышательной ценовой динамики на глобальном нефтяном рынке. Несмотря на геополитическую напряженность вокруг Украины и Ирака, базовые нефтяные фьючерсы в последние недели демонстрируют снижение. Вполне вероятно, что во втором полугодии глобальный рынок нефти не сможет существенно отыграть отмечаемое падение котировок прежде всего ввиду прекращения притока «дешевых» спекулятивных денег на фоне ожидаемого сворачивания к октябрю третьего раунда программы количественного смягчения в США. В результате подобный сценарий не позволит обеспечить компенсационный рост казахстанского сырьевого экспорта в стоимостном выражении. Неблагоприятно на макроэкономических показателях страны уже сказались приостановка предварительно на период до 2016 года Северо-Каспийского проекта и сокращение добычи в рамках Тенгизского проекта (на 6,5% в январе-июне 2014 года) ввиду технологических причин. Фактически это означает недополучение порядка 13 млн тонн нефти по итогам текущего года.

 

Сабит  Хакимжанов, член правления – директор департамента исследований  АО «Halyk Finance»

 

О замедлении темпов роста ВВП

 

Мы считаем, что основными причинами замедления экономического роста были ужесточение фискальной политики и жесткое ограничение потребительского кредитования на фоне стагнации цен на нефть.

 

О плане спасения

 

По нашему мнению, ужесточение фискальной политики, которое привело к замедлению, и есть основной макроэкономический инструмент, позволяющий снизить зависимость Казахстана от внешних шоков. Замедление экономического роста позволит Казахстану расти более качественно не за счет роста потребления и накопления капитала, а за счет повышения общей производительности. В настоящее время зависимость Казахстана от условий торговли и экспорта сырья намного ниже, чем на это указывает доля сырья в экспорте. Это произошло благодаря высокой доле нерезидентов в сырьевом секторе и благодаря политике Нацфонда, которая не пускает значительную часть экспортных доходов, инвестируя их в зарубежные активы. Но потенциал для повышения эффективности политики Нацфонда еще есть.

 

Для того чтобы экономика росла одновременно и качественно, и быстро, необходимо улучшение институциональной среды, бизнес-климата, макроэкономической политики, а на долгосрочном горизонте - качества образования. Все это вполне достижимо и нам по силам, но, к сожалению, здесь прогресс намного медленнее, чем мог бы быть.

 

Прогнозы

 

Согласно нашей оценке, в 2014 году рост ВВП Казахстана составит 4,0%  плюс-минус 1,0%.

 

Об экономической ситуации у партнеров по ЕАЭС

 

Экономика России начала замедляться в 2011 году в результате структурных ограничений – сокращения инвестиций и экономически активного населения. Соответственно, без мер, направленных на увеличение потенциального выпуска, темпы роста российской экономики останутся сдержанными в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе дополнительное давление на инвестиции будут оказывать западные санкции. Россия испытывает сходные институционные проблемы, что и Казахстан. Но в последнее время Россия сделала значительный прогресс по улучшению качества экономической политики в основном благодаря давлению снизу.

 

Макроэкономически у России более слабая фискальная позиция. Эскалация  конфронтации с Украиной и другими странами еще больше ослабляет способность России проводить контрацикличную фискальную политику. Но в отличие от Казахстана денежно-кредитная политика ЦБР намного более последовательно направлена на контроль инфляции. Это делает рубль намного более надежной валютой, чем тенге на среднесрочном горизонте.

 

Справка: В первом полугодии 2014 года рост ВВП Казахстана замедлился до 3,9% по сравнению с ростом на 5,1% за аналогичный период 2013 года.

Читать дальше

в издании РБК №9 (15) от 8 сентября 2014

PDF, 9.66 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме