• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 9 сентября 2014

Игра на выживание

 

Рекламный рынок - это один из показателей состояния экономики в стране. Ведь по тому,  как он развивается, можно оценить конкурентоспособность бизнеса. Недавно в Бишкеке прошел Центральноазиатский фестиваль маркетинга и рекламы Red Jolbors Fest, в рамках которого соревновались около 400 представителей рынка маркетинга, рекламы и PR из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и России. О том, каковы перспективы рекламной индустрии в нашем регионе, мы попытались узнать   в интервью с совладельцем и креативным директором ведущего российского брендингового агентства DIRECT DESIGN Visual Branding (DDVB) Дмитрием Перышковым. 

 

Расскажите, как вы оцениваете перспективы рекламного рынка в России и Центральной Азии?

 

Сложно  говорить о каких-то конкретных показателях развития  рынка рекламы в Центральной Азии, так как я все-таки больше работаю в Восточной и Центральной Европе. Однако я общаюсь со многими представителями рекламного бизнеса в вашем регионе и вижу, что с развитием экономической ситуации, появлением конкуренции растет и рекламный рынок. Понятно, что на ненасыщенных малоконкурентных рынках реклама почти не нужна. С активным развитием региона и реклама будет развиваться более активно. И вы увидите не билборды с обозначением сферы деятельности той или иной фирмы, а полноценную рекламу брендов с эмоциональными коммуникациями.  

 

Как насчет Казахстана? Мы все-таки надеемся, что нам  удалось отойти  от «стихийного рынка».

 

В Казахстане по многим позициям рынок очень насыщенный, конкурентоспособный. Как известно, в вашей стране один из самых лучших и высокотехнологических банковских секторов во всем Центрально-Азиатском регионе. И поскольку этот сектор очень хорошо развивается, то казахстанский рекламный рынок в области финансовой рекламы активно растет. Прекрасная рекламная компания kaspi bank. Может быть, не такими темпами,  как в Центральной Европе,  но поступательное движение есть, и это уже хорошо.

 

Насколько велика разница между долями, которые рекламный рынок составляет в экономике России и Казахстана?

 

Консолидированный рынок рекламы в России, по оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), - это примерно 165 млрд рублей. По многим отраслям наблюдается спад, но очень активно растет рынок интернет-рекламы. В Казахстане тенденции похожи, рынок устремился вниз и с $326 млн снизится в  2014 году до $300 млн. А если сравнивать Россию и Казахстан в рублевом эквиваленте, то соответственно получится 165 млрд руб. и 11 млрд руб. 

 

Понятно. А какие главные тренды прослеживаются наэтих рынках?

 

Могу поделиться наблюдениями за российским рынком. В эпоху, когда информация распространяется с помощью большого количества каналов коммуникаций и с завидной скоростью, когда обмен информацией стал движущей силой нашего времени, то любое сокрытие фактов или искажение информации сразу становится явным. Исходя из этого, любые рекламные коммуникации основаны на честном общении с потребителем. Репутация очень важна, и если реклама раньше могла приукрашать услугу или товар, то сейчас честность и поиск инсайтов выходят на первое место. Особенно в таких крупных регионах, как Москва, Петербург, Новосибирск, Екатеринбург.

 

Это значит, что с ростом конкуренции начало улучшаться качество рекламы?

 

Конкуренция становится очень жесткой. Мало того, мы сейчас находимся в очень тяжелых условиях. Дело в том, что в постперестроечное время на российский рынок вышло очень много крупных западных компаний. Очень много отечественных бизнесов не выдержали конкуренции с опытными и бескомпромиссными западными коллегами. Думаю, что в Казахстане прослеживается подобный сценарий. В России, правда, ситуация усугубилась еще и вступлением ВТО. Поэтому нужно отдать должное тем компаниям, которые выстояли и приумножили бизнес не в последнюю очередь благодаря правильным действиям в области брендинга и рекламных коммуникаций.

 

Согласна. Ведь без рекламы все равно что их нет.

 

Да. Безусловно, любому товару в первую очередь нужна реклама, продвижение. Российские марки никто толком и не знал раньше, тем более если это были новые марки или стартапы. Поэтому перед нашей рекламной индустрией стояла задача - за небольшой промежуток времени донести до потребителя ценности и отличительные особенности того или иного отечественного бренда и сформировать лояльность на рынке. Именно эта лояльность впоследствии и будет одним из конкурентных преимуществ перед западными брендами. И мы неплохо справляемся с этим.

 

Если перенести сказанное вами на Казахстан, то с брендингом  у нас в стране не  все хорошо. Заводы, не успев открыться, практически сразу закрываются. Ведь мало создать, нужно еще и продать свой товар.

 

В России тоже такая же история была начиная с перестроечного времени, мало кто понимал -  недостаточно произвести хороший товар, нужно еще  познакомить с ним потребителя и продать его. Потребителю была по сердцу западная продукция, здесь свою роль сыграл «железный занавес». Сейчас, конечно, все иначе.    Хорошим примером тому можно назвать «Боско Спорт». Понятно, что их продукция произведена отчасти в Китае, отчасти в Италии и еще где-то, но тем не менее это  абсолютно российский конкурентоспособный бренд.  Более  того, магазины «Боско Спорт» открываются и в других странах мира.  

 

На самом деле брендинг и продвижение отечественного товара - это длительный и многоступенчатый процесс. Ничего не бывает сразу и за один раз. Поэтому надо, борясь за место на рынке, иметь долгосрочные стратегии, учитывающие много факторов влияния на рост. Что касается Казахстана, особенно на фоне эмбарго в России, то ему нужно торопиться.  Белорусы, например, в мгновение ока среагировали на изменение ситуации. Владимир Путин только отметил, что возможны ответные санкции, как пожалуйста - вот вам белорусские фрукты и молочко. Казахстан в свою очередь мог бы со своей базой рыболовства – и это только один из вариантов - заполнить возникающие пустоты и сделать неплохой бизнес. И здесь опять роль брендинговых агентств и рекламы будет очень велика.

 

Вернемся к рекламному рынку. По вашему мнению, что является главным фактором роста и успеха рекламной компании?

 

Любая рекламная фирма, рекламный рынок очень сильно зависят от экономики и конкуренции в стране. Нет экономики, нет конкуренции - нет рекламного рынка. Есть экономика, есть активная конкуренция - есть и реклама. Второе – это, конечно, запрос потребителя продуктов и услуг, которые нужно рекламировать. Это понятно: нет запроса - нет и деятельности рекламной компании. А третий фактор успеха рекламных компаний - это, наверное, образовательный уровень людей, которые делают рекламу. Например, многие производители, являясь прекрасными бизнесменами, мало понимают в рекламных коммуникациях и инструментах продвижения. В результате используют всего лишь малую часть инструментов продвижения товара, снижают цену при падении продаж и т. д. А профессионалы в брендинге, маркетинге, рекламе за счет других инструментов помогут увеличить продажи, сделать бренд устойчивым к кризисным явлениям, увеличить лояльность потребителя к нему.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №29 (506) от 5 сентября 2014

PDF, 4.12 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме