• Екатерина Корабаева

  • 3 сентября 2014

Электронной коммерции пора стать самостоятельной крупной нишей в экономике Казахстана

 

В Казахстане  ведется подготовка законопроекта «О платежах и платежных системах». Станет ли это новым катализатором роста рынка электронной коммерции? А также о том,  что тормозит развитие электронных денег в нашей стране, в интервью «&» рассказал  генеральный директор QIWI в Казахстане Владимир Ким.

 

По вашим ожиданиям, до каких объемов вырастет рынок электронной коммерции в нашей стране по итогам 2014 года? Какие факторы сейчас оказывают наибольшее влияние на его развитие?

 

На рынок электронной коммерции в Казахстане влияют ряд факторов, среди которых стоит выделить уровень проникновения Интернета в целом по республике, высокий процент пользователей Сети с опытом от двух  лет (согласно данным исследований, пользователь начинает совершать покупки в интернет-магазинах в среднем через два года после первого выхода в Сеть), популяризацию безналичных форм оплаты, в том числе при поддержке государственных структур, наличие доступных и надежных платежных сервисов, с помощью которых можно осуществлять платежи.

 

Эти факторы наряду с расширением списка товаров и услуг, которые можно оплатить посредством электронных денег, доступностью оплаты на всех мобильных устройствах, оказывают прямое влияние на рост доверия к электронной коммерции конечного потребителя. По данным Нацбанка, прирост рынка электронных денег только за первый квартал 2014 года составил 42%, что подчеркивает бурный рост популярности сектора e- commerce и широкие перспективы его развития.

 

На сегодняшний день пятая часть страны — активные интернет-пользователи. Они совершают покупки как в национальных, так и в зарубежных магазинах, которые осуществляют доставку на территорию Казахстана.

 

Ряд казахстанских банков уже занимаются эмиссией электронных денег, которые признаны наиболее безопасным инструментом оплаты в Интернете. Среди них — партнер QIWI в Казахстане АО «АзияКредит Банк», которое приступило к их выпуску год назад, став одним из первых на рынке.

 

Как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке электронных денег?  Что тормозит развитие данного направления? Какой выход видите вы?

 

Рынок электронных денег в Казахстане уверенно набирает обороты, люди постепенно привыкают к покупкам в интернет-магазинах. Для оплаты покупок используются электронные деньги и банковские карты. На текущей фазе развития для всех участников рынка e-commerce принципиально важно объединить усилия в целях продвижения этого вида услуг среди жителей страны. На наш взгляд, нужно очень ответственно подходить к вопросу информирования людей на эту тему: проводить семинары по финансовой грамотности, освещать эти вопросы в СМИ. За этим рынком — будущее, и чем быстрее казахстанцы осознают это, тем мобильнее станет наша экономика, ведь затраты на обслуживание безналичных платежей значительно ниже, чем наличных.

 

На ваш взгляд, чем рынок электронной коммерции  в Казахстане отличается, скажем, от российского рынка? Где жестче правила игры? 

 

Между российским и казахстанским рынками нет принципиальной разницы. Они очень близки. Схожесть заключается не только в менталитете и уровне социального развития, но и в принципах обмена информацией, товарами и услугами. Отличие заключается в наполненности  ниши электронных денег. У нас сложнее выйти на этот рынок новым игрокам, создать полноценную платежную инфраструктуру, поэтому не каждая компания способна реализовать такой бизнес, который сравнится с существующими. Например, QIWI Wallet предлагает своим пользователям не только web-версию электронного кошелька, но и мобильные приложения для всех существующих платформ, а также удобные каналы для пополнения счета (через сеть QIWI-терминалов, со счета банковской карты, в кассах в точках продаж партнеров. – Ред.) и вывода средств. Таким образом, мы создали платежную систему, максимально удобную и с широким пулом возможностей.

 

Каковы главные преимущества развития электронной коммерции для нашей страны?

 

На мой взгляд, это будет способствовать развитию экономики в целом, привлечет новые инвестиции, создаст дополнительные рабочие места. Казахстанцы охотно пользуются зарубежными интернет-магазинами, но очень часто через посредников. А если этот рынок станет более развитым и сильным, отпадет эта необходимость, появятся крупные отечественные интернет-магазины, которые, в свою очередь, выйдут на международный уровень. Безусловно, электронной коммерции пора стать самостоятельной крупной нишей в экономике Казахстана.

 

Как на сегодняшний день обстоят дела с законодательством, регулирующим использование электронных денег?

 

На данный момент действует Закон Республики Казахстан от 29 июня 1998 года № 237-I «О платежах и переводах денег», а также принятое в соответствии с ним Постановление Правления Национального банка Республики Казахстан от 26 августа 2011 года № 102 «Об утверждении Правил выпуска, использования и погашения электронных денег, а также требований к эмитентам электронных денег и системам электронных денег на территории Республики Казахстан». Данные нормативные акты легализуют электронные деньги как средство платежа и определяют общие правила их выпуска и использования. Однако ввиду интенсивного продвижения электронных денег на рынке сейчас назрела необходимость более детального регулирования. В настоящий момент ведется подготовка законопроекта «О платежах и платежных системах», при этом QIWI в Казахстане выступает экспертом от бизнеса для разъяснений с точки зрения функционирования и описания процессов, связанных с оборотом электронных денег. Закон послужит своеобразным стимулятором рынка электронной коммерции.

 

Насколько сегодня безопасны   электронные транзакции  и использование  электронных кошельков?

 

Электронные платежные сервисы, которые, по сути, и являются электронными кошельками, максимально безопасны. Современная криптография практически не оставляет возможности проникновения в нее внешних угроз. Например, QIWI совместно с ведущими российскими и международными компаниями по расследованию преступлений разработали и внедрили новые алгоритмы для предотвращения мошеннических схем. Обновления и наращивание мощностей происходят на регулярной основе, что позволяет отражать подавляющую часть мошеннических атак. Но не стоит забывать и о человеческом факторе: большинство мошенников рассчитывают на доверчивость людей. Они под различными предлогами узнают от пользователей данные кошелька и пользуются этим. Поэтому мы всегда повторяем: никогда не сообщайте свои данные третьим лицам, пользуйтесь услугой SMS-уведомлений.

 

На ваш взгляд, насколько качественным будет завтрашний рывок электронной коммерции в нашей стране и что для этого следует предпринять сегодня?

 

Думаю, качество предоставляемых сервисов зависит от таких факторов, как внутренние унифицированные стандарты качества платежных сервисов, а также внешней конкуренции, которая гарантированно поддерживает необходимость постоянной работы по усовершенствованию. За счет этого не только расширяется количество предоставляемых услуг, но и регулируется их стоимость для конечного потребителя. Мы еще придем к тому уровню, к которому стремимся, у нашей страны есть большой потенциал. Но нам нужно прикладывать к этому усилия, а государство должно стимулировать появление новых игроков.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №28 (505) от 29 августа 2014

PDF, 3.54 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме