• Хе Олег

    Издатель

  • 2 сентября 2014

Переломный момент не нуждается в гипсе

 

Куратор TEDxAlmaty Людмила Цой – о непростой теме предстоящей конференции, стрессах и реагировании на них.

 

Людмила, можно ли как-то оценить эффект TEDxAlmaty для казахстанского общества, его влияние на умы наших людей? Если да, то каким этот эффект оказался за три года проведения TEDx и один год подготовки к четвертому?

 

Думаю, можно оценить. Видно, что люди получают заряд новых идей, которые помогают прожить следующий год более осмысленно. Опять же люди знакомятся между собой. Мы всегда говорим, что TEDx – это площадка для налаживания связей между людьми. Идеи, проходя по цепочке социальных контактов, начинают жить и развиваться. К примеру, спикер прошлого года Ерлан Сагадиев сейчас переехал в Астану, работает в правительстве и стал, если можно так выразиться, нашим послом в столице. Он выразил желание провести TEDxInnovation. Вот мы сейчас думаем, как реализовать эту идею. У правительства есть интерес к нашему мероприятию, особенно в рамках выставки EXPO, в основе которой тоже лежат новые идеи и форматы их распространения.

 

Если сравнивать глобальный TED и TEDxAlmaty, то концепция не меняется при переносе на локальный уровень? В основе то же самое – необычные идеи?

 

Концепция полностью сохраняется. Ее фундамент – это идеи, достойные распространения. В Казахстане их много, но часто они остаются только на бумаге. Когда мы приступаем к подготовке очередного TEDx, то выбираем тех людей, которые не просто придумали выдающуюся идею, но и начали ее воплощать в жизнь.

 

Когда я смотрю TED и TEDx, то вижу, что это разные мероприятия и по масштабу, и по аудитории. Есть ли у казахстанцев, выступающих на TEDx, возможность попасть на глобальную площадку?

 

Да, конечно. Есть несколько этапов отбора. Сначала ваше видео должно набрать большое количество просмотров, чтобы попасть на сайт глобального TED. Затем, если ваша идея создает резонанс и там, то спикер приглашается для выступления. На самом деле в этом и есть наша цель – мы хотим, чтобы кто-то из наших спикеров выступил на TED.

 

Дает ли TED обратную связь? Все ли им нравится в том, что проводится в Алматы?

 

По условиям нашей лицензии TED ежегодно напрямую опрашивает слушателей TEDx, узнавая их впечатление. А потом дает нам статистику – нравится большинству участников наша работа или нет. И прикрепляет свои рекомендации.

 

И каковы они – рекомендации?

 

Чаще всего они связаны со спикерами. Люди не до конца поняли озвученную идею или не смогли увязать ее с темой этого года.

 

Это проблема наших спикеров, что они не могут донести свои идеи до аудитории?

 

На самом деле это сложно сделать за 18 минут. Хотя команда, которая готовит спикеров, репетирует как минимум 1 раз в две недели. Спикер садится и рассказывает свою идею. Мы даем обратную связь: в этом моменте мне все понятно, в этом – не очень, здесь – можно усилить… Некоторые спикеры, довольно звездные, говорят: «Я мастер публичных выступлений, не буду репетировать». Им дается какое-то время на осмысление своей позиции, если она не меняется, то мы вынуждены отказать им. Не можем выпустить на сцену без репетиций – таково требование TED. Ведь одно дело разложить идею за лекцией в 40 минут, а другое дело – сделать то же самое в два раза быстрее.

 

Легко или тяжело было работать с темой «Переломный момент»? И почему?

 

Ключевой момент при работе с темой – это поиск локальных спикеров. И в данном случае мы столкнулись с тем, что большинство историй – личные.

 

Но ведь переломный момент ассоциируется с личными историями.

 

Есть переломный момент в личной жизни. А есть переломные моменты в жизни страны. Например, кто-то провел исследование и считает, что именно это событие стало переломным в судьбе Казахстана или в поведении наших граждан. Скажем, сейчас водители стали благодарить друг друга включением «аварийки», а ведь раньше такого не было. Что на нас так повлияло, что мы изменили свою культуру вождения? Или вы – экономист, изучающий «голландскую болезнь» и видящий средство ее излечения.

 

Мне кажется, эта тема была навеяна изменениями в жизни предыдущего куратора и основателя TEDxAlmaty Ларисы Пак, которая кардинально изменила свою жизнь: оставила пост управляющего директора в банке и отправилась в кругосветное путешествие.

 

Скажем так, тема была навеяна настроениями внутри команды, делающей TEDxlmaty. Мы всегда выбираем тему, которая интересна нам самим. Ведь подготовка данного мероприятия – это волонтерская работа, никто за нее не платит. Поэтому тратить полгода жизни на изучение темы, которая тебе безразлична, – какой смысл? Мы проводили встречи, на которых обсуждали тему 2014 года. Так получилось, что Лариса уехала в кругосветку. Другая девушка из команды стала мамой. Ботагоз Жуманова ушла из банка в свободное плавание. Я тоже ушла из банка и организовала event-агентство. И, конечно, тема переломного момента была очень интересна для нашей команды. Мы решили ее взять и посмотреть, что и как меняется в жизни людей и страны в целом. И попали в точку – многие участники в разговоре с нами говорят, что эта тема им нравится. Дело, наверное, в том, что наша аудитория подросла и подошла вплотную к этому вопросу: а что дальше?

 

И как же люди решаются на перемены в своей жизни? Расскажите, пожалуйста, на собственном примере.

 

Честно говоря, никогда не думала заниматься предпринимательством. Я всегда считала, что рождена работать наемным менеджером. Мне нравилось работать в корпоративном секторе, я понимала свои функциональные обязанности, хорошо ориентировалась в разных ситуациях. В общем, была эффективна на своем рабочем месте.

 

Но что тогда сподвигло на изменения? Поведение окружающих? Лариса уволилась, почему бы и мне этого не сделать.

 

Вот именно этот вопрос мы задаем нашим спикерам. Сама пытаюсь сейчас найти ответ. Даже не знаю. Для решения организационных вопросов TEDx я открыла event-агентство. В результате полностью переключилась на него. Все началось как эксперимент, а закончилось кардинальными изменениями в жизни. Причем я сначала ушла из банка, некоторое время пыталась подобрать новое место работы – компанию, которая была бы мне близка по духу. Не получалось. И тогда близкие мне люди посоветовали: если ты не можешь найти себе работу, тебе надо ее создать. Я поняла, что это совсем другой взгляд, иной подход. И на базе уже существующего агентства придумала себе работу. Теперь у меня ее много!

 

Когда вы разговариваете с вашими спикерами, находите параллели с вашей историей? Скажем, что изменения в них созревали, но последнего толчка не хватало? Вот мне кажется, что таким толчком в вашей команде стало то, что вы необходимость перемен друг другу по цепочке передали.

 

Да, заразили друг друга. Теперь боимся брать кого-то в команду: а вдруг он завтра уйдет в предприниматели или отправится в путешествие. (Смеется.)

 

Но ведь хорошо, если вы откроете для человека путь к изменениям.

 

Если он на самом деле готов к ним и будет потом счастлив.

 

Но если вернуться к параллелям – что стоит в знаменателе у людей, которые совершили переломный момент?

 

У всех по-разному. У нас есть один спикер, который радикально изменил свой образ жизни, после того как одну ночь просидел в тюрьме. Для кого-то таким толчком может быть серьезная болезнь или потеря близких людей. Возраст тоже имеет значение: кто-то считает, что если сейчас не попробует изменить свою жизнь, то потом будет поздно.

 

Чаще всего вы негативные поводы перечисляете: тюрьма, болезнь, старение… Получается, человек переживает кризис и принимает серьезное для себя решение.

 

Кризис – это не обязательно плохо. Это ситуация, которая заставляет тебя действовать по-другому.

 

Согласен. Я это говорю к тому, что человек, который живет без стрессовых ситуаций, никогда не будет менять свою жизнь радикально.

 

Если у человека нет внешнего или внутреннего беспокойства, то я не вижу причин, зачем ему нужен переломный момент. Вы ходите на работу – с 9 утра до 6 вечера, потом возвращаетесь в семью… Если вы счастливы этим, то ничего и не нужно менять. Переломный момент переживает человек ищущий. Он чем-то неудовлетворен, не может найти ответ на важный для себя вопрос.

 

Так большинство людей живут этой простой жизнью: работа, дом. Им не нужны кризисы и стрессовые ситуации, а зачастую и перемены. Многие хотят только стабильности. Вы уверены, что эта тема найдет отклик в сердцах большой аудитории?

 

Многим людям, с которыми мы встречались и разговаривали, очень понравилась тема.

 

Извините, но вы общались с представителями интеллектуальной среды, которая составляет, может, 5% всех граждан. Они-то, конечно, заняты поиском самого себя. Задавая соответствующие вопросы, они, безусловно, сталкиваются со стрессом. Но посмотрите на официантов, водителей автобусов, грузчиков. Или TEDx не для такой аудитории?

 

Не для такой. Мы называем TEDx одной из самых интеллектуальных площадок в Казахстане. Если человек не задает себе глубокие вопросы, то он не придет на нее. Сюда приходят люди в поисках чего-то нового. Если мы посмотрим на глобальный TED, то там стоимость входного билета - $6 тыс., не считая расходов на перелет и проживание, – уже является фильтром вашего интереса. Если меня ничто не беспокоит, то я на эти деньги лучше поваляюсь на пляже с бокалом «Маргариты».

 

Что вы открыли для себя, работая над темой «Переломный момент»?

 

Мы увидели ее с двух углов. Во-первых, люди приходят к переменам, своеобразно реагируя на внешние обстоятельства. Во-вторых, переломные моменты происходят в обществе или государстве, когда набирается критическая масса людей. Скажем, сколько в Казахстане должно стать вегетарианцев, чтобы их стало большинство? Достаточно 10% носителей одной идеи, остальные автоматически переключаются под нее. Это социологическая модель, которая срабатывает в тех или иных ситуациях. Один из вытекающих вопросов, который мы хотим затронуть: жизнь в условиях внешних шоков. Мы живем сейчас в условиях нестабильности. Каждый скачок доллара для нас – это своего рода переломный момент. И нужно понять, почему экономически это происходит и как людям не испытывать при этом стресс. Хотим узнать, что позитивного скрывается за экономическими реформами.

 

Вы предлагаете не испытывать стресс или все-таки использовать его для прохождения переломного момента, после которого, может быть, будет хорошо.

 

Хотите сказать, что я призываю людей стрессовать? Нет! (Смеется.)

 

Внешних шоков сейчас действительно много, и мы не знаем, каким завтра будет валютный курс, что нам даст интеграция с Россией. Они – шоки – создают стрессы, которые, в свою очередь, подводят нас к переломным моментам, важным для нас. Тогда, получается, не надо бояться стрессов, надо быть открытыми к ним.

 

Я думаю, что, когда люди посмотрят выступления наших спикеров, они изменят свое отношение к стрессам. Не надо впадать в истерику или испытывать нервный срыв, попадая в сложную ситуацию. Не надо бояться изменений. Интересен еще и другой вопрос: почему наши герои решили выбрать именно этот путь для своих изменений и какие вопросы они себе задавали в переходном периоде?

 

Одни читают книги, другие уезжают в путешествие. И те, и другие, на мой взгляд, уходят от реальности, шагают в сторону от заезженной колеи, чтобы посмотреть на свою жизнь сбоку.

 

Я бы сказала, наоборот, люди в такой момент должны открыться реальности и посмотреть, что она предлагает. Потому что всегда, когда вы задумались об изменениях, в реальности уже есть ответ. Надо открыть глаза и поискать его. Почему, к примеру, я стала заниматься организацией мероприятий? Потому что я люблю это делать, и у меня все хорошо получается.

 

А если нет этого жизненного опыта? Условно человек всю жизнь работал дояркой, а потом понял, что это не его – он открыт реальности, но ничего другого не умеет делать.

 

Тогда доярке нужно вспомнить, о чем она мечтала. И начать осуществлять свою мечту. Многие наши герои как раз таки шли по этому пути. У них переломный момент – это шаг к себе и к своей мечте. Других вынуждают обстоятельства. Может, они уже и не помнят, о чем мечтали, но жизненные трудности ставят перед дилеммой – либо сломаться и жалеть себя, либо найти в себе силы и повернуть свою жизнь к лучшему. Каждый сделал свой выбор.

 

Спасибо за интервью!

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №28 (505) от 29 августа 2014

PDF, 3.54 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме