• Екатерина Корабаева

  • 24 декабря 2013

Все включено

 

 Хорошее государство должно быть  как пятизвездочный отель, работающий по принципу «все включено». Это и  сервис, и желание угодить на любой вкус. Вы только представьте страну, в которой каждый город и любой другой населенный пункт имеют хорошо оснащенные школы, больницы и доступ к Интернету. В Казахстане же такая реальность знакома крупным городам, а вот регионам  такие блага  цивилизации только снятся.

 

 Чтобы убедиться в этом, политолог Айдос Сарым предлагает жителям мегаполисов выбраться за пределы своего города.  Контраст уровня жизни заметен при отдаленности от городской инфраструктуры всего лишь на несколько десятков километров. Дороги разбиты, освещения  на них может не быть и вовсе. Что уж говорить о сельских жителях, которые годами отправляют детей в школы, расположенные  в соседних населенных пунктах, а в больницах бывают в лучшем случае  раз в год. Нет, дело не в том, что у них сильный иммунитет и болеют они крайне редко. Просто больница расположена так далеко, что добраться до нее, особенно больному человеку, очень сложно.  Причина - межрегиональное неравенство в финансировании, которое, кстати говоря, можно проследить даже в сравнении по областям. Вот, например, в среднем ежемесячные  расходы на оказание первичной медпомощи в 2012 году  на  одного жителя в Атырауской области около 363 тенге, а в Акмолинской - 710 тенге.  То есть разница практически в два раза.

 

 Между тем перекосы в финансировании можно наблюдать не только на примере территориального деления. Взять ту же долю государственных расходов на образование. Значительная их часть направляется на развитие высшего и послевузовского образования (в среднем 0,46% от ВВП, если смотреть данные за последние пять лет), а вот дошкольное обучение и развитие получает гораздо меньше – 0,14% от ВВП в 2012 году.

 

 Иными словами, картина не очень радужная. И причина такой контрастной жизни в нашей стране – отсутствие социальных стандартов. Однако надежда, как известно, умирает последней. Улучшения качества жизни по всей стране, независимо от размера и удаленности населенных пунктов, хочется ждать с принятием недавно разработанного правительством законопроекта «О минимальных социальных стандартах и гарантиях». Предполагается, что применение данных стандартов будет способствовать созданию условий для повышения эффективности при распределении ограниченных бюджетных ресурсов для производства социально значимых благ и услуг. Стандартизация должна будет коснуться таких сфер как образование, здравоохранение, труд, социальная защита, спорт и жилищные отношения. Пока же законопроект уже находится на рассмотрении в Парламенте и ждет своего утверждения

 

 «На самом деле это очень важный вопрос. Если оперировать положениями Конституции, то у нас как у граждан должны быть одинаковые права. Но на деле это далеко не всегда так. Возьмем, к примеру, сельского и городского жителя.  Видно, что на самом деле права на образование, медицину, другие социальные блага, как Интернет и пр., соблюдаются не везде», - делится в своем интервью «&» Айдос Сарым. По его словам, проблема –  отсутствие более или менее понятных и четких социальных стандартов.

 

 «К примеру, долгое время  у  нас говорили о программе  развития сельских территорий, но по факту сложно сказать, что она была рабочей. По-моему, только последний год или два началось какое-то движение в отношении бесперспективных поселков и сел, где живут по 40-50 человек. Людям дают деньги, чтобы они могли по своему выбору перебраться либо в город, либо в более крупный поселок и т. д. Я считаю, было бы намного правильнее, если бы  государство  взяло каждый населенный пункт - город, поселок, аул и к каждому из них сделало минимальный набор требований.  То есть как минимум там должно быть столько-то больниц, школ,  работать культурный центр, Интернет и т. д.», - говорит эксперт.     

 

 При этом, по его словам, это не должно выглядеть, как попытка  размазать маленький кусочек масла по очень большому батону. Точки роста везде должны быть одинаковыми. «У нас же власть почему-то всегда старается ставить какой-то минимальный порог и максимально избавляться от какой-то ответственности и конкретики», - делится политолог. Иными словами, недостаточно установить просто минимальный порог как формальность, нужен именно такой порог, чтобы малообеспеченные люди чувствовали, что национальные богатства распределяются более или менее справедливо.

 

 В качестве примера Айдос Сарым приводит Европу и другие развитые страны, где  стандарты  стали частью повседневной жизни каждого. «Взять, к примеру, бензин  Евро-4. У нас уже несколько раз откладывали его введение. То есть мы сами еще не всегда бываем ментально готовы к изменениям. Когда мы научимся каким-то стандартам соответствовать и   не опускаться ниже какого-то уровня, наша жизнь начнет упорядочиваться. При этом важно, чтобы те положения, которые будут изложены в документах, не оставались лишь на бумаге», - заключил эксперт.

 

А как у них?

 

Хороший пример того, как минимальные стандарты применяются в мировой практике,  есть в  докладе Межучрежденческой сети по вопросам образования в кризисных ситуациях (INEE) на тему «Минимальные стандарты в сфере образования: Готовность, реагирование, выход из кризиса» (2010).

 

Во Вьетнаме в 2005 г. был создан проект развития начального образования для детей из неблагополучных семей (PEDC) с введением минимальных стандартов через установление фундаментального уровня качества школьного образования (FSQL). В результате итоги ежегодных проверок показали, что школьные учреждения, которые получили поддержку в рамках проекта PEDC, быстрее улучшали свои результаты по сравнению со средними показателями по стране и школьными учреждениями, не включенными в проект, что говорит о целесообразности инвестиций. В результате, согласно данным Доклада ПРООН о человеческом развитии 2013, уровень грамотности взрослого населения 15 лет и старше во Вьетнаме составляет 93,2%, что на уровне таких стран, как Кувейт, Мексика и Бразилия.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №44 (476) от 20 декабря 2013

PDF, 2.73 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (4)

  • kanat

    24 декабря в 17:00

    "Я считаю, было бы намного правильнее, если бы государство взяло каждый населенный пункт - город, поселок, аул и к каждому из них сделало минимальный набор требований. То есть как минимум там должно быть столько-то больниц, школ, работать культурный центр, Интернет и т. д."- говорит эксперт. Народу будет нужно, он и сделает.Если нету - значит не нужно. Зачем туда лезть? Кому надо сам приедет в город. Развитие в урбанизации , а не распылении бюджета по селам и поселкам (по тендерам и карманам акимов.

    Assel Sultanova

    24 декабря в 19:26

    Я не согласна. Что значит "кому надо сам приедет в город"? Так у нас вся страна будет жить в Алматы и Астане. Надо создавать условия жизни в маленьких городах и селах, чтобы люди там могли жить нормально.

  • Света

    25 декабря в 12:57

    Канат вот мне интересно, почему я житель региона - должна бросать свой родной край и ехать в поисках лучшей жизни в эти загрязненные и без того перенаселенные города! Права у всех должны быть одинаковые права,а следовательно жители всех населенных пунктов, независимо от их местоположения должны иметь возможность на достойное будущее в своем родном крае. Поэтому я считаю, что государство должно всех обеспечивать одинаковой инфраструктурой.

  • Света

    25 декабря в 12:58

    и не только инфраструктурой

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме