• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 15 августа 2014

Тяжелый случай

 

Реорганизацию правительства в Казахстане можно сравнить с попыткой сделать из тяжелоатлета балерину, которая с легкостью будет выполнять сложные па. Мы же решили узнать у экспертов, что необходимо, чтобы вновь не получить неповоротливые госструктуры. А именно возможно ли  делегирование их функций гражданским институтам?   

 

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков

 

Я считаю, что последняя реорганизация правительства - это продолжение тренда появления новых мегаструктур. Это же мы видим   на партийном поле, где в свое время была создана партия «Нур  Отан», под крышей которой объединились несколько пропрезидентских партий. Это мы видим и в создании Национальной палаты предпринимателей Казахстана – под ее крышей объединили весь казахстанский бизнес. Это мы видим и в создании Гражданского альянса, в который собрали большое количество неправительственных организаций. Я бы сказал, что мы сейчас наблюдаем в Казахстане создание классического корпоративного общества. Это общество, при котором власть взаимодействует только с крупными корпорациями, то есть только с теми игроками, которые представляют ее интересы в разных сегментах. Но, как показывает практика, чем больше становится та или иная структура, тем она  менее  эффективна, более забюрократизирована и неповоротлива.

 

Между тем основой гражданского общества должно быть местное самоуправление, когда люди в ауле, поселке или селе сами выбирают представителя, который несет ответственность за обеспечение их всем необходимым. При этом у институтов местного самоуправления должны быть хоть небольшие, но отдельные бюджеты,  чтобы они могли быстро решать свои локальные проблемы, не оглядываясь на областной акимат.  Таким образом, люди сами будут нести ответственность за те текущие проблемы, которые у них возникают в повседневной жизни. Это дороги, коммунальные вопросы и т. д.

 

Иными словами, местное самоуправление - это  возможность людям почувствовать, что от них что-то зависит, что они могут принимать участие в тех или  иных проблемах своего местного сообщества. Поэтому  я думаю, что если бы мы начали с этого, то многие проблемы на уровне регионов были бы   решены.

 

Также есть другие институты гражданского общества, которые должны активно участвовать во взаимодействии с государством. Речь идет о том, что политические партии или, например, НПО   в разных политических системах играют роль очень хорошей кадровой базы.  Во многих странах так называемые социальные листы как раз  состоят из людей, которые имеют опыт работы в этих институтах гражданского общества.  А у нас этого нет, получается, чиновники взращиваются в своих  инкубаторах, которые часто вообще закрыты от окружающих.

 

Также  НПО - это большой источник аналитической информации для принятия государственных решений. Это называется социальным аутсорсингом,  когда государство передает часть функций, в данном случае аналитических, тем структурам, которые непосредственно контактируют с проблемой и хорошо знают текущую ситуацию. При этом важно, чтобы государство относилось к НПО  как к равноправному партнеру, а не только как к просящим структурам, которым нужны только деньги.

 

Что касается СМИ, то, являясь индикаторами настроений в обществе, они тоже должны быть важным партнером власти.  Если же говорить о профсоюзах, то их главная задача  -  защита трудовых прав и нейтрализация трудовых конфликтов. Нам не нужно повторение Жанаозена. Ведь именно профсоюзы должны были выполнять функцию медиаторов, посредников в трудовом конфликте. А у нас профсоюзы были традиционно слабые.

 

Антон Артемьев,  председатель правления фонда «Сорос-Казахстан»

 

В целом сама концепция гражданского общества предусматривает, что государство не должно доминировать и присутствовать во всех сферах нашей деятельности. Многие проблемы могут и должны решаться гражданами самостоятельно. Граждане могут действовать индивидуально, а могут добровольно объединяться для решения тех или иных задач. Так появляются волонтеры, инициативные группы, общественные объединения – то, что у нас принято называть неправительственным сектором.

 

При условии сохранения благоприятного законодательства в сфере регулирования деятельности неправительственных организаций НПО продолжат играть важную роль в таких областях, как защита интересов уязвимых групп, паллиативная помощь и др.

 

Отличным примером делегирования полномочий является осуществляемая в настоящее время реформа местного самоуправления в нашей стране, в частности, передача ряда государственных функций избираемым на местах кенесам (советам). При условии правильной реализации эта реформа позволит гражданам самостоятельно решать многие важные вопросы, касающиеся благосостояния и развития своего сообщества. В будущем же полномочия кенесов и других органов местного самоуправления могут быть еще более расширены. Начиная с этого года наш фонд реализует новую инициативу «Местный бюджет», целью которой является создание лучших практик вовлечения граждан в бюджетный процесс на местном уровне.

 

Как я уже отмечал ранее, сильное и развитое гражданское общество может быть равноправным партнером государства.

 

Зауреш Батталова, президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане

 

Если говорить о делегировании полномочий правительства гражданскому обществу, то, во-первых,  необходимо говорить о введении в стране реального местного самоуправления. Правительство и центральные органы исполнительной власти должны выполнять свои функции, а местные органы управления и самоуправления - свои. К сожалению, в Казахстане этого нет - органы самоуправления на местах ограничены в полномочиях и не могут реально влиять на политику в своем регионе.

 

Что касается неправительственных организаций (НПО), то необходимо понимать, что сегодня важно, чтобы большинство НПО были вовлечены в законотворческий процесс. Это обсуждение законопроектов,  участие в рабочих группах и заседаниях и т. д. Отмечу, что вовлечены в эту работу сегодня только отдельные НПО.    Это те, которые связаны напрямую с людьми из парламента и правительства. А также все те, которые входят в объединение юридических лиц «Гражданский альянс Казахстана», составляющий приблизительно лишь одну шестую часть от 30 тыс. институтов гражданского общества.

 

Второе, что нужно сделать, чтобы успешно делегировать часть функций правительства гражданскому обществу, - это обеспечить свободный и равный доступ для всех НПО на получение государственного социального заказа. Его нужно делать прозрачным и открытым. Также нужно, чтобы через госсоцзаказ населению оказывались реальные социальные услуги. Пока же целый ряд услуг, которые внесены в госсоцзаказ, не ориентированы на это. Например, пропаганда Послания президента, разъяснение Послания президента и т. д. Я считаю, что для этой работы существуют государственные органы, те же департаменты внутренней политики. Они и должны этим заниматься. А в госсоцзаказ нужно включать  социальные услуги, жизненно необходимые  для народа.

 

И третий момент. Среди НПО есть те, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью – проводят экспертизы  и исследования. Государственные органы должны с ними сотрудничать, потому как именно НПО проделывают большую аналитическую работу, результаты которой могут быть полезны правительству, министерствам, акимам при принятии различных решений.

 

Сейчас же многие решения принимаются  без использования научных подходов и без учета общественного мнения. Это видно по тому, как в стране  постоянно меняются законы и постановления, принимаются новые программы, когда еще старые   не  реализованы до конца. Думаю, это наглядный показатель того, что чиновники не умеют взаимодействовать с такими гражданскими институтами, как СМИ, бизнес, НПО, политические партии и профсоюзы.

 

Авторы: Рабига Абдикеримова, Екатерина Корабаева 

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №26 (503) от 15 августа 2014

PDF, 15.32 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме