• Екатерина Корабаева

  • 13 августа 2014

"За креатив все еще сложно набивать цену"

 

В этом году 22-23 августа состоится единственный фестиваль рекламы в Центральной Азии -  Red Jolbors Fest. Это уже второй фестиваль рекламы, который проходит в нашем регионе. О развитии одной из самых креативных индустрий  и важности предстоящего мероприятия в интервью «&» рассказала президент Red Jolbors Fest Дина Маслова.  

 

В чем актуальность проведения Центральноазиатского фестиваля рекламы Red Jolbors Fest?

 

В мире уже давно проводят международные фестивали, на которых не только можно узнать о новых трендах в сфере в рамках образовательной части, но и принять участие в конкурсе на лучшую рекламу. Для агентств это возможность показать, насколько хорошую и креативную рекламу они делают, и привлечь внимание клиентов. С каждым разом реклама становится интересней, и мы надеемся, что наш фестиваль даст толчок росту качества рекламы. Сейчас в основном реклама в наших странах шаблонная. Хочется отходить от этого. Образовательная часть нашего фестиваля включает лекции и практические воркшопы от профессионалов из России, Азербайджана и ваших соотечественников. Участие позволяет узнать, как и какую рекламу делают в мире, и приобрести новые навыки. Благодаря фестивалю мы стремимся развивать рынок рекламы в Центральной Азии. Первые плоды уже есть – местные агентства завоевывают награды на других международных фестивалях. Это говорит о том, что уровень рекламы в регионе растет.

 

Вы являетесь инициаторами конкурса лучшей рекламы в регионе Red Jolbors Awards. Расскажите о нем подробнее.

 

В конкурсе могут принять участие рекламные, креативные, коммуникационные агентства, продакшн-студии, дизайнеры. В этом году в нем заявлено шесть номинаций: «Рекламные ролики», «Социальная реклама», «Печатная реклама», «Медиа», «Дизайн», «Рекламная кампания». Конкурс дает возможность определить лучших на рынке. Работу можно подать в одну из 30 номинаций, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте мероприятия www.jolbors.com. Также на сайте доступна информация с описанием правил подачи работ и критериями их оценки. Дедлайн подачи работ – 8 августа.

 

Как вы оцениваете достижения, произошедшие за последние несколько лет в индустрии рекламы? Каковы основные тренды сегодня?

 

В Кыргызстане примерно половина рекламного бюджета тратится на телевизионную рекламу. Следующая в рейтинге – наружная реклама. В других странах Центральной Азии проценты по объемам могут разниться, но тенденция сохраняется уже много лет. Растет сектор интернет-рекламы, но еще довольно медленно. Рекламодатели предпочитают медийную рекламу. Сейчас все активнее пользуются рекламой в социальных сетях. С контекстной все еще дела плохи.

 

Уровень работ тоже постепенно растет, основной темп задают несколько наиболее популярных рекламных агентств. Они не только являются своеобразными законодателями моды в рекламном секторе региона, но важно то, что они экспортируют свои услуги.

 

Однако основная масса рекламистов предлагает дешевую и не очень качественную продукцию, потому что за креатив все еще сложно накручивать цену: многие рекламодатели, кажется, на представительские расходы тратят больше, чем на рекламу. Полагаю, эта тенденция неудивительна. И в каждой стране можно найти массу низкопробных работ.

 

Мы подсматриваем за зарубежной рекламой, как правило, российской. Особо продвинутые – за западной. При этом заморские идеи, переложенные на азиатский лад, порой выглядят очень неуклюже.

 

По-прежнему с рекламных щитов и экранов телевизоров на нас смотрят неестественно улыбающиеся девушки и парни, которые безумно счастливы от того, что купили какой-нибудь порошок или сходили за покупками в рекламируемый торговый центр. Много штампов, много фотошопа. Например, можно взять и вместо одного товара поставить другой, и ничего особо не изменится: улыбающееся лицо, примитивный слоган. То есть товар сам по себе, а продающая его реклама – сама по себе.

 

Мне кажется, взгляд потребителей уже становится замыленным. Его бы зацепила более оригинальная попытка привлечь внимание, но пока такое случается нечасто.

 

Из достижений я бы отметила участие рекламных агентств Центральной Азии в международных фестивалях. Казахстану и Узбекистану уже есть чем похвастаться. Пусть единицы работ, но завоевывают призы на престижных фестивалях. Это не только повышает общий уровень работ рекламных агентств. Серьезные и продвинутые рекламодатели тоже интересуются наградами поставщиков услуг. Таким образом, у призеров фестивалей появляется конкурентное преимущество на рынке рекламы.

 

В последнее время много говорят о так называемой экономике впечатлений, поскольку потребитель, как правило, делает свой выбор, основываясь на эмоциях. Как это сегодня используется в рекламе?

 

Как я уже отметила, интересных решений в Центральной Азии не так много. Рекламисты могут восхищаться работами, представленными на специализированных сайтах Sostav.ru и AdMe.ru, но сами идут по проторенной дороге. В Центральной Азии все еще «ярким впечатлением» остаются какие-нибудь скидки и распродажи. Из имиджевой рекламы можно назвать рекламу, бьющую по чувству патриотизма, что-то с национальным колоритом, но сделанное хорошими рекламистами. Возможно, такая эпичная реклама не простимулирует сбыт, но зато сидящие перед телевизорами «агашки» могут с гордостью ударить в грудь, что это отечественный производитель.

 

Если говорить о самых необычных рекламных кампаниях в нашем регионе, то какие примеры вы могли бы привести?

 

Честно говоря, сложно отследить многие рекламные решения в Центральной Азии. Кое-какие работы появляются на сайте AdAsia. Например, один из последних интересных рекламных роликов казахстанского АО «Bank RBK», которое  выступило спонсором трансляций чемпионата мира по футболу, о том, как сборная Казахстана выиграла мундиаль.

 

Работа Openeyes DDB «Кружка свежего» и продолжение этого ролика. Азербайджанское агентство Yello Advertising прорекламировало клей для керамической плитки, сделав мультяшную плитку.

 

Не очень много видео, которое цепляет. А вот среди дизайнерских работ – логотипы, фирменный стиль и пр. - есть очень стильные.

 

Какой формат сегодня самый востребованный среди рекламодателей? Как он  работает с потребителем?

 

Повторюсь, что самыми востребованными являются ТВ-реклама  и наружная реклама. Например, если говорить о Кыргызстане, то в регионах мало местных телеканалов, плюс их контент оставляет желать лучшего. Однако жители вынуждены смотреть, потому что больше ничего нет, особенно новости в прайм-тайм. «Наружка» больше цепляет, когда появляется новинка на рынке, приезжает какая-нибудь звезда или грядут скидки и акции.

 

Сегодня на улицах современных городов можно наблюдать разнообразные билборды с самыми разными призывами.  На ваш взгляд, какие самые распространенные ошибки во внешней рекламе допускают рекламодатели?

 

Товар и реклама не всегда составляют единое целое. Когда можно к наружной рекламе подставить любой товар или продукцию конкурента -  диссонанса не будет. Речь идет не только о принтах, но и о слоганах, а именно они должны доносить основное позиционирование бренда до потребителя.

 

Проблема не только в некреативных рекламистах, сами рекламодатели не имеют позиционирования своего продукта и плохо выделяют конкурентные преимущества. Например, реклама суши. Есть фирмы «Суши-ролл», «Суши-мастер», «Суши-фуд» и пр. Везде палочки для еды и тарелка с роллами, как правило, «Филадельфия». И слоганы схожие, что-то вроде «Настоящие суши» или т. п.

 

Проблема в очень большом количестве штампов и приевшихся приемах. Поэтому мало-мальское отличие, даже недоработанное или не очень качественное, уже позволяет выделиться.

 

Часто выбирают нелучший канал коммуникаций. Например, в центре города, где расположены самые дорогие рекламные щиты, могут рекламировать рыболовные снасти. Причем на белом фоне виден очень бледный крючок, половина которого закрыта кронами деревьев.

 

Выбирая наружную рекламу, многие забывают, что на стандартном рекламном щите многие надписи не будут видны. Типографика на многих работах серьезно хромает. Но это уже частности.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №25 (502) от 8 августа 2014

PDF, 3.68 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме