• Екатерина Корабаева

  • 12 августа 2014

Ставка на уникальность

 

Как создать смартфон, который сможет заинтересовать весь мир?  Что сложнее - завоевать внимание потребителя на международном рынке или в своей стране? Почему важно быть готовым к конкуренции на рынке и во что лучше инвестировать средства господдержки - об этом и многом другом редакция журнала «Реальный Бизнес Казахстана» побеседовала с Владом Мартыновым, генеральным директором компании Yota Devices, разработавшей уникальный смартфон с двумя экранами YotaPhone.  

 

 - Опыт вашей компании очень интересен для Казахстана. Вам удалось создать российскую компанию по разработке современных гаджетов, способных конкурировать на рынке с продукцией мировых брендов. Расскажите, как все начиналось?

 

- Мы были частью компании - оператора сети 4G в России, который называется Yota. Два с половиной года назад небольшая команда из пяти человек загорелась идеей создания собственного смартфона, не похожего на все другие устройства.  Так мы отделились от Yota в самостоятельную компанию. Прежде чем придумать концепцию нового смартфона, наша команда стала анализировать, с какими проблемами сегодня чаще всего сталкиваются пользователи мобильных телефонов. В какой-то момент нас просто осенило, что одно из главных неудобств почти для каждого человека – это выключенный экран устройства. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто понаблюдать за людьми. Многим знакома ситуация, когда он сам или его собеседник во время встречи отвлекается, чтобы проверить в телефоне почту, входящие СМС, календарь встреч и так далее. Одна лишь мысль, что мы можем упустить что-то важное, заставляет нас отвлекаться -  наше внимание рассеивается, мы теряем зрительный контакт с собеседником. При этом каждый раз, когда мы  включаем экран своего  смартфона, чтобы проверить почту, просмотреть новостную ленту и пр., устройство потребляет много энергии, а значит, быстро разряжается. Но самое интересное заключается в том, что в 80% случаев информация, на которую мы отвлекаемся, в результате оказывается не самой важной. Это или спам, или те сообщения, которые можно было бы посмотреть позже. Иными словами, это очень неудобно! Именно поэтому мы решили предложить пользователю новый опыт взаимодействия со смартфоном, решив большую часть этих проблем. На задней панели, которая у других смартфонов остается бесполезной, мы разместили второй экран, работающий по технологии электронных чернил. Она делает чтение длинных текстов – электронных книг и журналов – комфортным для глаз. Экран не бликует на солнце, экономно потребляет энергию и способен сохранять выведенное на него изображение даже после полной разрядки аккумулятора. Самая важная для пользователя информация, будь то контакт из телефонной книги, маршрут на карте или посадочный талон на самолет, всегда доступна владельцу смартфона. Все это позволяет говорить о том, что второй экран YotaPhone всегда включен.

 

-  А есть ли какие-то расчеты, позволяющие оценить стоимость вашего бренда?

 

- Мы не проводили имиджевых PR- и рекламных кампаний, работающих на повышение стоимости бренда на рынке, и не проводили каких-либо профессиональных оценок. Могу сказать, что на стоимость бренда в том числе значительно влияет его представленность в международном инфополе. И тут важно отметить, что международное профессиональное сообщество высоко оценило YotaPhone еще до старта его продаж. Стив Возняк, сооснователь Apple, был впечатлен идеей Yota Devices, заявив, что «определенно хочет себе такой смартфон». Помимо диплома The Best of CES на выставке потребительской электроники CES 2013, YotaPhone получил также премию «Золотой лев» в категории «Инновации» на Международном фестивале «Каннские львы». The Wall Street Journal назвал наш смартфон «чудом инженерной техники на переполненном рынке смартфонов», а журнал Forbes признал «Инновацией года».

 

В ближайшей перспективе мы сформируем стратегию развития компании, в которой, безусловно, определим пути позиционирования бренда. В данный момент мы идем скорее от обратного – наши инновационные устройства работают на повышение узнаваемости бренда. Мы сосредоточены на расширении линейки нашей продукции и разработке новых высокотехнологичных устройств, аналогов которым нет на рынке.  

 

- Вы являетесь российской частной компанией, но разработчики, насколько нам известно, привлекаются со всего мира. Как вы отбираете нужных специалистов? Сложно ли вообще попасть в вашу команду разработчиков?

 

- Вы правы,  у нас на данный момент есть 6 офисов по всему миру.  В Финляндии, например,  у нас работают разработчики по аппаратному обеспечению. В Москве - по программному. А вот в Сингапуре у нас находится  инженерный центр. Мы открыты к сотрудничеству с профессионалами, которые могут улучшить концепцию смартфона со вторым всегда включенным экраном, предложить новые сценария использования YotaPhone. Любой специалист в  области мобильных технологий может предложить нам свои идеи. Yota Devices создала специальный инструмент для разработчиков - SDK (Software Development Kit), доступный на нашем сайте http://developer.yotaphone.com. С его помощью каждый программист может создать свое приложение для второго экрана, пользуясь инструкциями и инструментами, представленными на ресурсе.

 

Кроме того, мы запустили международный проект по созданию приложений и сценариев использования будущих поколений YotaPhone совместно с пользователями – YotaPhone Idea Camp. Первая конференция в рамках YotaPhone Idea Camp, прошедшая 27 марта 2014 года в Москве, привлекла внимание профессионалов в области новейших технологий и всех, кто мыслит нестандартно и готов вместе с компанией создавать технологии будущего. Полученные предложения и идеи Yota Devices воплотит в следующих поколениях YotaPhone, а их авторы смогут продолжить сотрудничество с брендом.

 

Конечно, изначальный процесс формирования команды был непростым. Нанять лучших специалистов в стартап –  задача не из легких. Но я все равно считаю, что нам повезло!  Очень важным оказалось то, что люди, приходившие к нам, вдохновлялись самой идеей и концепцией YotaPhone. Так  нам удалось собрать сильную и амбициозную команду специалистов мирового уровня.

 

- Мне все-таки интересно, как потребитель отреагировал на высокотехнологичную отечественную продукцию? Кажется, иногда ментальность наших граждан мешает им сразу признать отечественный бренд.

 

- Конечно, в России определенный уровень скепсиса присутствовал. Журналисты задавали вопросы (только чтобы спросить хоть что-то), почему у YotaPhone два экрана, а не три, не четыре. Были предположения, что Yota Devices не доведет идею даже до коммерческого образца.

 

Это происходит в том числе и потому, что сегодня лидеры отрасли находятся в ловушке, известной как «дилемма инноватора». Смелые идеи зачастую кладутся под сукно только потому, что несут слишком много рисков, тогда как акционеры ждут от управляющих компаний-производителей скорее позитивных рецензий на очередные продукты и достижения плановых показателей продаж. Как следствие, подобная логика провоцирует выбор самых безопасных и очевидных идей. Yota Devices – новичок на рынке смартфонов, который не боится метода проб и ошибок, поэтому у компании есть свобода экспериментировать. Каждый новый продукт Yota Devices – это некий эксперимент, нацеленный на то, чтобы прощупать рынок, составить его своеобразную тектоническую карту.

 

И нам как команде, которая максимально выкладывается на реализации амбициозных целей, берет на себя огромную ответственность, пытаясь изменить статус-кво на уже сложившемся рынке, небезразлично, какую оценку дают нам окружающие.

 

Согласитесь, невозможно игнорировать тот факт, что наш продукт был признан ведущими международными изданиями и экспертами. Как мне кажется, то, что мы завоевали большое количество наград, сильно повлияло на отношение россиян к первому отечественному бренду смартфонов, который сразу был признан на мировом рынке. Одно дело, когда в России говорят: мы русские, и мы сделали свой смартфон. Другое - когда весь мир восхищается нашим изобретением, досадуя, что не они это придумали.

 

- Получается,  вы сначала были признаны на международной арене, и уже потом вас оценили сами россияне.

 

- В России потребитель, на которого мы рассчитывали, оценил преимущества нашего смартфона сразу, просто в нашей стране нет, пожалуй, таких экспертов в области мобильных технологий, как на Западе. Согласитесь, когда такие профессионалы, как сооснователь Apple Стив Возняк и глава компании Qualcomm  Пол Джейкобс, в беседе со СМИ говорят, что YotaPhone - это инновационное устройство, которое изменит весь рынок, это становится аксиомой. В таких интервью зачастую задаются тренды на то, что станет востребованным у массового потребителя.  

 

- Можно ли сегодня уже говорить о какой-либо значительной доле YotaPhone на рынке смартфонов? Или вы сейчас ставите себе совершенно другие задачи?

 

- Многие СМИ, особенно российские, не останавливаются в своем стремлении сравнить долю, занимаемую на рынке YotaPhone, с позициями продукции таких гигантов, как Apple или Samsung. Но эти бренды работают на рынке 20-30 лет, мы же существуем два с половиной года и  выводим одновременно и совершенно новый тип устройства, и новый бренд. Наша доля на рынке сегодня не такая большая, но это то, на что мы рассчитываем.

 

И вы правы - мы ставили перед собой другие задачи. Первый релиз YotaPhone был ориентирован на относительно узкую IT-аудиторию, ценящую инновации. Главной целью на этом этапе было изучить user experience, определить возможные недочеты, которые могут возникнуть в процессе пользования YotaPhone. В новом поколении смартфона мы использовали полученный опыт, смартфон полностью отвечает всем требованиям массового потребителя.

 

Новое поколение YotaPhone ориентировано уже на массового потребителя и будет активно продвигаться на рынке, что позволяет прогнозировать активный спрос и, соответственно, высокие продажи устройства.   

 

- Что вы можете посоветовать казахстанским разработчикам для эффективного продвижения на рынке инновационной продукции?

 

- Все начинается с идеи, которая должна ориентироваться на глобальный рынок и решать какую-либо важную для потребителя проблему. Нужно построить команду, которая сможет эту идею реализовать, и вывести уже готовый продукт на международные рынки. Я не верю, что компания, фокусирующаяся только на какой-то узкой задаче в рамках рынка одной страны, может сегодня достичь большого успеха. Преимущества глобализации в том, что даже небольшой стартап из маленького городка может в самые короткие сроки стать успешным на международном рынке. Все еще будет зависеть от того, насколько  сильная у вас команда,  удалось ли вам убедить поставщиков, партнеров в разных точках мира работать именно с вами.  

 

Конечно, универсальной формулы успеха нет и быть не может. Но если обобщить все, что может способствовать вашему успеху, это сильная идея, настолько же сильная команда, вдохновленная этой идеей,  упорство и  умение находить нестандартные ходы.

 

Вы должны зажечь своей идеей всех: потребителей, партнеров и даже конкурентов. Достигнутые нами результаты позволяют утверждать, что риски, свойственные стартапам, наш проект уже преодолел. Задуман, разработан и поступил на рынок оригинальный российский смартфон. Практически с нуля создана сильная команда. Расширяется международная партнерская сеть из числа лидеров IT-рынка (ABBYY).

 

- У нас в Казахстане сильно развита государственная поддержка бизнеса. И когда говорят про любого рода инновации, всегда все сводится к тому, что проект обязательно должно поддержать правительство. Как с этим дела обстоят в России?

 

- Господдержка и госзаказы – нормальная практика при ведении инновационного бизнеса в развитых странах. Ни  Blackberry, ни Apple не состоялись бы без поддержки государства. В России, возможно, есть некоторое предубеждение по поводу совместных с государством проектов, опасения, что господдержка подразумевает под собой ограничения на выход продукта за пределы внутреннего рынка.

 

Между тем при господдержке возможно создавать уверенный спрос на продукцию отечественных брендов на внутреннем рынке. Безусловно, при этом и сам продукт  должен быть конкурентоспособным, причем как по меркам страны-производителя, так и стран-покупателей.

 

На мой взгляд, государственные программы по развитию инноваций должны создавать  условия и атмосферу, в которых молодым предпринимателям, запускающим  стартапы, было бы удобно творить и работать. И такие примеры есть, например, в Кремниевой долине, на Тайване, в Китае и т. д.

Читать дальше

в издании РБК №7-8 (14) от 5 августа 2014

PDF, 15.69 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме