• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 8 августа 2014

Почему легче побывать на Луне, чем открыть производственный стартап в Казахстане?

 

Тема теплого климата для предпринимателей и производственников, хорошей налоговой политики, перспектив, связанных с Евразийским экономическим союзом, в Казахстане уже успела набить оскомину. Об этом говорят как на правительственных заседаниях, так и в  новостных лентах онлайн-ресурсов. При этом, по словам самих предпринимателей, их проблемы никуда не делись и периодически дают о себе знать. Чтобы не быть голословными, мы решили рассказать историю одного отечественного производства, затронув настоящие проблемы реального сектора.  

 

Казахстанская компания Inspiration, занимающаяся производством, а также сбытом женских колготок и чулочных изделий, оказалась в числе тех, кто решил начать производственный стартап в посткризисный период. Предприятие открывалось на собственные средства и не пользовалось никакими госсубсидиями.  

 

Крайних нет

 

В свое время, когда компания только начинала свою деятельность, руководство предприятия при выборе оборудования отдало предпочтение европейскому качеству. В результате все оборудование для производства было привезено  из Италии. Позже, как выяснилось, оно оказалось очень чувствительным к перепадам электричества. А с учетом того, как работают казахстанские электросети, для предприятия это стало большой проблемой. На производстве сгорело два двигателя, при этом возместить убытки так и не удалось.

 

«Во всех странах  электроэнергия находится на  государственном обеспечении, а у нас она в частных руках. Это неправильно. В Казахстане электросети разделили несколько частных лиц, которые ничего  не делают для  улучшения  подачи электричества. Скачки напряжения как были 20 лет назад, так и остались по сей день. Если твое оборудование сгорит, то даже иск не к кому предъявить, потому что все говорят - «это не мое, я не виноват», - отмечает с досадой в голосе бизнесмен и генеральный директор компании Inspiration Серик Ахметов, пострадавший от безответственного, по его словам, отношения владельцев электросетей к предпринимателям.

 

Вопрос доверия

 

Привезти оборудование, пройти все круги бюрократического ада оказалось не самым сложным. После того как команда три года училась работать на новом оборудовании, боролась с техническими проблемами и все-таки открыла производство, выйти на рынок с готовой продукцией ей удалось лишь в начале 2013 года. Однако и здесь предприятию пришлось столкнуться с новой проблемой  – неприятием товара покупателями. Главной причиной, по словам Серика Ахметова, стало недоверие потребителя к продукции, сделанной отечественным производителем. «Сами казахстанцы не верят, что в Казахстане можно производить продукты высокого качества», - говорит бизнесмен.

 

Сегодня, став уже узнаваемыми на рынке, Inspiration хотят работать с крупными торговыми сетями по всему Казахстану, которые, как оказалось, тоже не особо хотят продавать казахстанскую продукцию, когда есть известные бренды и дешевая китайская продукция. Решить данную  дилемму, по словам г-на Ахметова, могли бы   государственные СМИ. «Мы хотели бы видеть со стороны государства не денежную поддержку, а скорее информационную. Думаю, проблема многих казахстанских заводов, которые закрылись, не успев открыться, заключается в плохом продвижении их товаров. Государство могло бы повысить имидж национального производства в глазах народа. Это сделать нетрудно, зато выхлоп был бы колоссальный», - говорит он. Блестящим примером того, как можно повышать имидж отечественного производителя, мог бы служить специальный проект канала РБК-ТВ «Сделано в России».

 

Сапожник без сапог

 

Когда-то, во времена приватизации после развала Советского Союза, здания заводов, цехов были переданы в частные руки. Одним из таких производственных помещений является когда-то гремевший на весь Советский Союз Алматинский хлопчатобумажный комбинат. Сейчас часть комбината занимает торговый центр, другую часть пытаются достраивать под те же торговые центры, а остатки или арендуются под складские помещения, или пустуют. Аналогичную ситуацию сегодня можно наблюдать и на других предприятиях  легкой промышленности. Там, по словам замдиректора Inspiration Анар Ахметовой, все сдано под складские помещения. «Естественно, производства там никакого нет, все когда-то за копейки было приватизировано, но, к сожалению, профиль производства не был сохранен. Производители, которые сейчас открываются, нуждаются в этих производственных помещениях. Куда нам податься? В Алматы нет этих помещений, в Алматинской области нет или газа, или воды, или кадров. Арендаторы помещений просят огромные деньги за голые стены, которые еще нужно самому отремонтировать», - говорит г-жа Ахметова.

 

По ее словам, именно так и было при создании их производства. Компания въехала в  здание в очень плохом состоянии, отремонтировала его, провела необходимые коммуникации, но так и осталась на птичьих правах. Через какое-то время   арендатор стал требовать более высокую оплату, и предприятию пришлось искать новое место для своего производства.

 

«Производственникам просто негде развивать свое производство. Условия нам диктуют арендаторы. Строить свое здание очень дорого. По некоторым сведениям, у одной известной зарубежной компании на строительство завода под Алматы ушло $4 млн. Но это компания с мировым именем и большим капиталом. А откуда такие деньги возьмутся у начинающего производственника?» -  делится Анар Ахметова.  

 

Зависимость импортера

 

Еще одна проблема, касающаяся в особенности легкой промышленности, заключается в том, что сырье, необходимое для производства, импортируется из-за рубежа. Соответственно деятельность таких компаний сильно зависит от конъюнктуры рынка, курса валюты и т. д. «Все кричат о том, что налоги у нас самые низкие - НДС 12%, тогда как в соседней России - 18%. Но когда завозишь сырье, дело обстоит иначе. Например, я купил сырье за 1 тыс. тенге. Транспортной компании я заплатил 500  тенге. Выходит так, что НДС я уже плачу не с 1 тыс. тенге, а  с 1,5 тыс. тенге. Получается, производственник платит НДС еще и за транспортную компанию. Почему? Ведь транспортная услуга НДС не облагается. Ко всему этому сюда нужно включить пошлины, таможенные процедуры и учитывать то, что все эти процедуры идут в долларах и надо стоимость в евро переводить в доллары по плохому курсу. Выходит, что предприниматель, который вынужден импортировать сырье из-за рубежа, поскольку в стране нет такого  производства сырья, переплачивает», - говорит г-н Ахметов.  

 

Для сравнения он привел пример Беларуси. Там, по его словам, система налогообложения намного удобнее для предпринимателя и не имеет так называемых скрытых процентов.

 

«В Беларуси почти все заводы находятся в свободных экономических зонах и   освобождены от налогов и пошлин. Более того, преференциями свободных экономических зон там обладают и производства, находящиеся в малых городах. А если посмотреть на Казахстан, то тут все наоборот. Тема свободных экономических зон все еще в зачаточном состоянии, а производственники, несмотря на громкие возгласы правительства о теплом налоговом климате, не могут свести концы с концами», - отмечает Серик Ахметов.

 

Россия - Казахстан: торговые войны 1:0

 

Как известно, с нашим вступлением в Таможенный союз и далее в Евразийский экономический союз в Казахстане все больше становится российских товаров.  Между тем казахстанские производители пока не могут похвастать подобным успехом на российском рынке. «На политическом уровне отношения между Россией и Казахстаном прописаны очень хорошо, но с экономической точки зрения чувствуется, что казахстанский бизнес пока проигрывает», - считает бизнесмен.  

 

«Когда наши производственники хотят выйти на рынок России, наши госорганы сами ставят им бюрократические препоны. Я знаю немало таких случаев. К примеру, чтобы вывезти авторучку на экспорт, наша сторона просит показать сертификат  не только на саму ручку, но и  на чернила  или предъявить счет-фактуру от третьего поставщика который выпустил наклейку для этой ручки. Тем временем зарубежные производители заходят к нам, не встречая на своем пути никаких препятствий. Иными словами, наше законодательство работает не на наших производителей. Хочется верить,  что это исправится», - говорит он.

 

Подводя итог, г-н Ахметов также акцентирует внимание на том, что  Казахстан мог бы на законодательном уровне поддержать производственные компании не только на стадии стартапа в виде дешевых кредитов.

 

Бизнесмен предлагает:  

 

- освободить производственников от налогов на 5-10 лет или позволить им работать по льготной системе налогообложения;

 

- предоставить помещение с инфраструктурой (газ, вода, электричество, канализацию) хотя бы  в аренду на длительный срок с правом выкупа;

 

- сделать узнаваемыми казахстанские бренды;

 

- закрыть «серый» импорт из Китая и Турции;

 

- на законодательном уровне обязать местные торговые сети и магазины, чтобы 30% от всего объема продукции составляла  продукция отечественного производителя;

 

- поднять у населения патриотический дух.

 

«Вот тогда в Казахстане действительно будет развиваться легкая промышленность и не только легкая!» - заключает Серик Ахметов.

Читать дальше

в издании РБК №7-8 (14) от 5 августа 2014

PDF, 15.69 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме