• Екатерина Корабаева

  • 6 августа 2014

Отрасль на выданье

 

Что тормозит развитие туризма в нашей стране? Какой объем инвестиций сегодня необходим Казахстану для создания соответствующей инфраструктуры, способной  вывести отечественную индустрию туризма на новый уровень?  Какие возможности открывает для данной отрасли в Казахстане EXPO-2017? Такие вопросы в первую очередь возникают при обсуждении столь важной для страны темы, как развитие туризма. Ответы  на них редакция нашего журнала искала совместно с Казахстанским институтом развития индустрии (КИРИ).

 

Оценка отрасли

 

Как оказалось, к  странам, генерирующим основные туристские потоки в Казахстан, относятся Россия, Великобритания, Италия, Германия, Нидерланды, Франция. Кроме того, значительную долю иностранных туристов в Казахстане  занимают граждане США.

 

Так, по словам  главного эксперта Центра индустрии туризма АО «КИРИ» Индиры Раимбековой, за 2013 год местами размещения было обслужено почти 590 тыс. иностранных посетителей, что на 12,9% больше, чем в предыдущем году. Большая часть иностранцев приезжала с деловыми и профессиональными целями (84,9%), а в целях отпуска, досуга и отдыха - 8,9%. «Если говорить о географии посещения, доля деловых посетителей в основном приходится на города Алматы, Астану и Атыраускую область. С целью отдыха чаще всего приезжали в  Астану, Атыраускую, Акмолинскую и Алматинскую области», - отмечает в своем интервью г-жа Раимбекова.

 

Между тем, по данным Агентства РК по статистике, инвестиции в основной капитал услуг по проживанию и питанию за 2003-2013 годы составили 292,3 млрд тенге. Если рассматривать отрасль туризма в том числе как деятельность туристских организаций (турагенты и туроператоры) и объектов культуры и развлечений (музеи, исторические места и памятники культуры, парки культуры и отдыха, тематические парки), суммарный объем инвестиций за последние 10 лет составляет около 509,8 млрд тенге.

 

Что касается доходов, которые имеет Казахстан от въездного туризма, то в настоящий  момент их учет не осуществляется. Однако если смотреть данные за 2012 год, то  объем доходов от туристской деятельности в тот период составил 152,3 млрд тенге, из них 43% пришлось на доходы от деятельности по организации проживания.  

 

О причинах

 

В ходе разработки действующей Концепции развития туристской отрасли до 2020 года  КИРИ были выявлены основные проблемы развития отрасли, существующие на протяжении ряда лет и препятствующие форсированному развитию индустрии. Как отмечает  Индира Раимбекова, к таким вопросам относятся визовый и миграционный режим. «Если в отношении упрощения визового режима МИД РК предпринимает шаги, так, недавно в пилотном режиме были отменены визы для граждан США, Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов, Италии, Японии, Республики Корея, ОАЭ, Малайзии сроком до 15 дней,  то ситуация по миграционному режиму пока остается без изменений», - делится эксперт.

 

В качестве остальных проблем она отмечает высокую стоимость авиабилетов, слабое развитие турпродуктов на международном уровне, невысокий уровень узнаваемости на международном рынке туризма, отсутствие маркетинговой стратегии отрасли, слабое развитие транспортной инфраструктуры, особенно в удаленных регионах страны, и практически полное отсутствие туристской инфраструктуры.

 

«Сложность развития туризма заключается также в том, что его развитие зависит от других отраслей экономики, таких, как транспорт и коммуникации, индустрия питания, образование и пр. С реализацией мер, предусмотренных Концепцией, мы ожидаем положительные изменения в регулировании отрасли», - поясняет г-жа Раимбекова.

 

По ее словам, в рамках разработки Концепции была проведена первичная оценка инвестиционных потребностей для развития отрасли, учитывая развитие курортов Кендерли, Бурабай и в иных регионах страны. «По предварительным расчетам, необходимо порядка $1,79 млрд инвестиций на строительство инженерно-транспортной и туристской инфраструктуры. Они направлены на строительство и реконструкцию аэропортов,  автомобильных дорог, железнодорожных и автовокзалов, улучшение туристской инфраструктуры через обустройство информационными знаками и вывесками, малыми архитектурными формами, визит-центрами и т. д.», - поясняет эксперт. 

 

В  качестве мер по привлечению инвесторов, по ее мнению, можно рассматривать предоставление налоговых льгот и преференций, в том числе в рамках рассмотрения вопроса по созданию специальных туристских зон, обеспечение гарантий инвесторам при вложении в туристский проект за счет улучшения условий договора долгосрочного пользования земельными участками, обслуживание инвесторов по принципу «одного окна».

 

Между тем свою лепту в создание необходимой инфраструктуры для развития туризма в стране, по словам г-жи Раимбековой, может внести проведение  ЭКСПО-2017. «Безусловно, данное мероприятие является одним из крупнейших проводимых мероприятий в Казахстане. Реализуемые сегодня меры по подготовке к международной выставке окажут влияние на развитие инфраструктуры города Астаны, повышение узнаваемости Казахстана, развитие рынка гостиничных услуг с приходом таких международных гостиничных брендов, как Hilton, Marriott, Ibis, RitzCarlton. По предварительным прогнозам, ожидается около 1,8 млн внутренних и 265 тыс. иностранных посетителей выставки», - говорит Индира Раимбекова.

 

При этом, по ее словам,  необходимо учитывать, что ЭКСПО-2017 – специализированное мероприятие, проведенный опрос зарубежных и казахстанских туроператоров показал отсутствие заинтересованности в реализации турпакетов именно на ЭКСПО.

 

«Мы не ожидаем значительного увеличения потока туристов после проведения ЭКСПО. Казахстану в первую очередь необходимо создавать конкурентоспособные туристские продукты, а затем осуществлять профессиональное продвижение продуктов на международном рынке туризма для развития отрасли в стране», - отмечают в КИРИ.

 

 

Руководство к действию

 

К слову сказать, в 2013 году КИРИ по заказу Комитета индустрии туризма МИНТ РК   был разработан мастер-план развития туризма Астаны с учетом проведения ЭКСПО-2017. Данный документ предусматривает определение видения и стратегии развития туризма  Астаны до 2020 года. Сам мастер-план включает анализ текущего состояния города, анализ рынка и критическую оценку цепочки оказания туристских услуг, модель развития туризма.

 

В рамках ЭКСПО-2017 проведен анализ ранее прошедших международных выставок, представлены предварительные прогнозы посещения, разработана методика учета посетителей. Кроме того, в мастер-плане предложено:

 

  1. туристское зонирование города;
  2. 10 инвестиционных проектов по туризму:

 

- досуг и ночная жизнь на набережной;

 

-  пассаж и крытый базар;

 

- этноаул;

 

- тематический парк для детей;

 

- научно-познавательный городок;

 

- этнокомплекс;

 

- степное шоу;

 

- тропический сад;

 

- городские фестивали льда и света;

 

- аквапарк.

   3)  10 ключевых и 7 дополнительных программ повышения конкурентоспособности города для преобразования Астаны в популярное место пребывания и отдыха, такие как:

 

 - Астана сити-карта – единая смарт-карта для посещения достопримечательностей;

 

- система указателей;

 

- программы улучшения достопримечательностей и повышения осведомленности о туризме;

 

- туристские информационные центры и тренинг-программа для профессионалов сектора услуг и др.

 

Кроме того, для эффективного управления туризмом предложено создание DMO – организации по управлению дестинацией (ОУД) в виде Конвеншн- и Визит-бюро. Деятельность подобной организации направлена на профессиональную разработку, маркетинг и продвижение турпродуктов, информационное обеспечение отрасли, поддержку отрасли посредством управления качеством и контролем за оказываемыми услугами. DMO (ОУД) – это орган, объединяющий государственные учреждения, представителей частного бизнеса и экспертов сферы туризма.

 

 

Сила бренда

 

Важным моментом в вопросе привлечения туристов в страну является страновой брендинг. В настоящее время вопросом разработки национального бренда в нашей стране занимается Служба центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан по заказу правительста.

 

По мнению же г-жи  Раимбековой, в качестве образов, способствующих развитию  туризма в Казахстане на мировом уровне, можно было бы, например, взять тему наследия Шелкового пути. «Так, данное направление рассматривалось в качестве одного из актуальных вопросов развития на прошедшей 16 июня в Бодруме встрече глав государств - членов Совета сотрудничества тюркских государств. В целом касательно туристского брендинга стоит отметить, что до сих пор не проводилась серьезная работа по брендингу туризма. Для профессионального продвижения туризма необходима разработка стратегии бренда и маркетингового плана, но в первую очередь надо определить, какие турпродукты, услуги и «впечатления» могут получить потенциальные туристы», - делится эксперт.

 

Вместе с тем, по ее мнению,  при условии реализации всех мер, направленных на ускоренное развитие туризма, в особенности упрощения визового и миграционного режима, снижения цен на авиабилеты и создания туристских проектов, способных привлечь массу туристов, можно будет ожидать приток иностранных туристов в страну. «При этом следует отметить, что к потенциальным рынкам сбыта можно отнести ввиду местоположения и высокой доли международного туризма Российскую Федерацию и Китай,  а также развитые европейские государства», - заключила эксперт

 

Читать дальше

в издании РБК №7-8 (14) от 5 августа 2014

PDF, 15.69 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме