• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 6 августа 2014

Как достать и съесть кусочек «медвежатины»?

 

Что собой представляет российский розничный рынок? Какие стереотипы заставляют производителей опускать руки? Насколько полезно и нужно  рынку ретейлу государственное регулирование? Почему в России белорусские товары известнее казахстанских? Об этом и многом другом в интервью с исполнительным директором Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, Россия) Андреем Карповым.

 

Андрей Николаевич, расскажите, как развивается рынок розничной торговли в России? Каково соотношение между зарубежными и российскими торговыми сетями?

 

Из всего рынка торговли в России сетевая торговля занимает около 30%  и развивается очень активно, демонстрируя неплохие показатели роста. Динамика роста составляет не менее 10% в год. Это с учетом нынешнего снижения темпов роста всего рынка.  Сегодня в России существует большое количество торговых сетей, среди которых есть как крупные международные игроки, так и российские компании, которые, к слову, представлены  крупнейшими торговыми сетями. Так, например, в пищевой рознице   первые два места занимают российские сети «Магнит» и X5 Retail Group («Карусель», «Пятерочка», «Перекресток»).

 

У нас, наоборот, в Казахстане мало крупных отечественных  торговых сетей.   А в каких сегментах сетевого рынка больше российских продуктов, а где  меньше?

 

Есть категории продуктов, в которых иностранной продукции больше, чем российской, и есть категории, где, наоборот, больше российской. В последнее время на рынке увеличивается спрос на категорию свежей продукции. А она, как правило, почти полностью локального производства, то есть российского. К примеру, молоко, любая охлажденная мясная продукция и т. д. Страна сегодня  может самостоятельно обеспечивать себя данной продукцией.  Например, той же курятиной, которая примерно на  90% отечественного производства.  

 

С пищевыми продуктами понятно. А как дела обстоят с непродовольственной частью рынка?

 

Здесь, конечно,  ситуация хуже. Это скорее связано с тем, что во времена Советского Союза у нас не особо был развит этот сектор из-за нехватки производителей. В связи с этим  нашими министерствами сейчас разрабатываются программы развития и поддержки  промышленности, особенно легкой.

 

Правда, что в России есть или будет правило для торговых организаций, которое предполагает обязательную 30%-ную долю отечественных продуктов из всего ассортимента продуктов?

 

Однозначно еще такого у нас нет. Но обсуждения в определенных кругах ведутся.  Речь  идет о вводе квотирования  на продовольственном рынке, потому что там у нас нет проблем с производителем. Другая ситуация, как я уже сказал, с предприятиями легкой промышленности, которых попросту не хватает.  Вот если бы мы имели производителя, который выпускает большой объем хорошей продукции, но которая по каким-то причинам не может попасть на прилавок, тогда можно было бы ставить вопрос по-другому. Например, почему эта продукция  не может туда попасть, в чем проблема – в поставщиках или торговых сетях и т. д.  Но в реальности такой проблемы нет. Сложность в другом - отечественный производитель, как правило, только говорит о том, что он готов производить в 10 раз больше, но на деле все оказывается не так. На самом деле любая продукция оказывается на прилавках торговых объектов по причине того, что на нее изначально есть спрос - потребитель спрашивает эту продукцию.  

 

Иными словами, вопрос квотирования надо поднимать, только когда  есть какая-то реальная проблема по реализации продукции. Когда этой проблемы нет, создавать искусственные барьеры - неправильно. Супермаркеты и магазины это все-таки не благотворительные организации. Для них тоже вопрос прибыли стоит в первую очередь. Продукция должна быть  востребована. И это самый важный фактор.  

 

Тем не менее производители    говорят о том, что их  продукт соответствует всем требованиям потребителей, а торговые сети не хотят ставить его на свои полки. 

 

По моему мнению, правда всегда находится где-то посередине. Не может быть такого, что вот не берут и все. Надо смотреть, почему данная продукция не может оказаться на прилавках торговой организации. Производитель почему-то уверен, что может производить любой продукт,   который в обязательном порядке должен быть на прилавке. Любой потребитель, приобретая продукцию, ориентируется на бренд  или цену. Давайте просто представим ситуацию. Если производитель хочет предложить продукцию без имени, но по цене известного бренда, как поступит потребитель при выборе? Конечно, он купит известную марку, которую он видит ежедневно на экранах телевизоров, в журналах и т. д.

 

Согласна.

 

Когда  производитель приходит в торговую сеть и говорит, что хочет продавать свой продукт по такой-то цене, у торговой организации сразу возникает вопрос, насколько эта продукция будет востребована.  Сеть просчитывает эту ситуацию и может предложить производителю определенные маркетинговые услуги по продвижению его продукции через свои каталоги или размещение в проходимых  местах. Когда неизвестная  продукция предлагается по более низкой цене в сравнении с раскрученными брендами, то потребитель сразу отмечает для себя данный товар как наиболее выгодный. А вот уже по прошествии  времени ценовая политика этого продукта может меняться. Могут также появляться разные виды данной продукции - премиум, эконом и т. д.

 

Вы имеете в виду, что производителям-новичкам нужно раскручивать свой продукт постепенно, по мере увеличения доверия покупателей?

 

Да. Потребитель должен знать и понимать, что он  покупает. Зачастую вход в тот или иной  бизнес настолько прост, что некоторые компании думают, что могут просто купить линию по производству и потом требовать обязательного входа на прилавки любой торговой организации.  Это не совсем конструктивный подход.

 

А что ему делать? У нас в Казахстане многие производства закрылись из-за того, что не могли сбыть свою продукцию.

 

Тут надо смотреть, есть ли необходимость в таком количестве производителей, к примеру, вермишели или макаронных изделий на одном рынке?  Ведь мы движемся к глобализации, когда на рынке появляются крупные игроки. Чтобы быть конкурентоспособными, производителям-новичкам нужно предоставлять продукцию по более низкой цене, расширяя свой ассортимент.  Любая торговая организация всегда будет заинтересована в ассортименте, цене и постоянном объеме  продукции. Если предприниматель решил открыть какое-либо производство, ему нужно в первую очередь понять, что он с этим продуктом будет делать дальше  и каковы возможности  сбыта данной продукции. То есть при входе в тот или иной бизнес нужно изначально просчитывать все риски и понимать, как будут решаться те или иные вопросы. Когда у производителя  возникнет такое понимание, у него не будет никаких проблем со сбытом.

 

Вы сказали про низкие цены, но у нас же рядом  Китай.   

 

Это тоже нужно учитывать при производстве продукции. Необходимо понимать, есть ли смысл  прозводить тот или иной продукт? Может быть, нужно просто найти  продукцию,  которая не производится в стране или не так сильно представлена в регионе?  У вас же есть национальные бренды, которые, несмотря на все препоны, завоевали рынок не только в Казахстане но известны и за рубежом.

 

Да, «Рахат», к примеру. Но они начинали задолго до того, как у нас на рынке появилось столько конкурентов.

 

Сегодня у нас в стране тоже появляется много разных производств, которые через некоторое время исчезают. При привлечении средств на развитие бизнеса нужна четкая и понятная программа действий, план развития. Важно четко понимать, насколько производимая продукция будет востребована. Если китайские производители могут предложить такую же продукцию в десятки раз дешевле, то какой смысл имеет выходить на рынок с этим же ассортиментом   и пытаться конкурировать? Нужно искать иные варианты.

 

Есть мнение, что в рамках интеграции наших стран  российский рынок просто проглотит казахстанский. Что вы об этом думаете?

 

Если говорить об объеме российского рынка, то он по сравнению с казахстанским действительно огромен. Несмотря на это, продукция некоторых казахстанских производителей присутствует в России – Новосибирске, Омске, Челябинске, к примеру. Почему-то объемы российского рынка их не пугают.

 

Да, интересное замечание.

 

Просто продукция казахстанских производителей менее известна на сегодняшний день, чем, например, товары  белорусских производителей.

 

В чем причина?

 

Беларусь на рынке России присутствует  уже не один год.  Это как минимум 15 лет активного присутствия. Когда-то ей была оказана определенная поддержка со стороны России. Между странами  заключались договора сотрудничества. В результате открывались  фирменные белорусские магазины, как по всей Москве, так и в других регионах. Это, безусловно, способствовало широкому узнаванию и повышению имиджа белорусских товаров. Поэтому Беларусь имеет больший задел, нежели Казахстан, только в силу того, что раньше начала налаживать взаимоотношения с Россией.

 

Наверное, еще не поздно нам тоже проделать такую работу. Как казахстанскому производителю и предпринимателям  завоевать российский рынок? Что нужно сделать в первую очередь?

 

Казахстанским производителям, для того чтобы появиться на российском рынке или увеличить на нем свое присутствие, нужно первым делом его проанализировать - посмотреть, что у нас уже  есть, а чего нет. Также правительство Казахстана могло бы оказать более серьезную поддержку своим производителям, которые уже присутствуют на рынке России. Ведь если продукция этих производителей уже есть на российском рынке, значит, она имеет своего потребителя и в какой-то степени узнаваема на рынке. Нужно просто усилить их присутствие.

Читать дальше

в издании РБК №7-8 (14) от 5 августа 2014

PDF, 15.69 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме