• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 14 июля 2014

Ретейл и политика: экономическая независимость с прилавка

 

Почему таким странам, как Казахстан, стоит развивать не только обрабатывающую промышленность, но и торговые сети? Как Беларусь с помощью сетевого ретейла смогла обезопасить свой рынок? Об этом и многом другом в рамках прошедшего Eurasian food Forum EXPO 2014 в своем интервью «&» рассказал бизнес-консультант в области ретейла Андрей Калмыков.

 

В одном из своих выступлений вы рассказывали интересную вещь про влияние ретейла на экономический суверенитет государства. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

 

Ретейл играет большую роль в формировании ВВП государства. Например, оборот крупных торговых сетей в Европе сравним с оборотом целых стран. Первая десятка европейского ретейла имеет оборот в размере от €20 млрд до €60 млрд, который служит основным каналом продвижения товаров европейского производителя по всему миру. Если взглянуть на историю, то фундамент создания большинства государств — это именно торговля. Поэтому-то последние 5 тыс. лет все войны шли за управление торговыми путями и местами пересечения торговых путей. Самый яркий пример — это Великий шелковый путь. Мы и ряд других государств всегда старались обладать этими путями.

 

Но Великого шелкового пути сейчас нет.

 

Раньше делалось все, для того чтобы караваны не останавливались, двигались из одной страны в другую. Так, даже строили специальные крепости и основывали целые города, но в последние сто лет эти крепости перестали существовать. Вместо них мировой ретейл строит гипермаркеты. Они расположены по всему миру и заменяют Великий шелковый путь. Правда, если крепости мы строили самостоятельно, то гипермаркеты — это результаты труда зарубежных торговцев. В данном случае я имею в виду английские, французские, немецкие и прочие торговые сети. Через свои магазины на нашем рынке они прежде всего продают товары производителей своих стран, чем обеспечивают стабильность своих экономик.

 

В нашей стране тоже немало желающих экспортировать свой товар, но, по их словам, для этого нужно оформлять кипу документов.

 

Это говорит о степени развитости управления торговыми отношениями.

 

Если судить о независимости экономики по развитости отечественных торговых сетей, наличию на полках магазинов отечественного товара, объему экспортируемой продукции, насколько мы являемся независимыми?

 

Сегодня мы можем наблюдать на нашем рынке проникновение товаров, произведенных в других странах. В этом случае у нашего производителя появляются трудности с тем, чтобы попасть на полку магазина в своей стране.

 

В чем заключаются эти трудности?

 

В первую очередь наш производитель не может конкурировать по технологиям с зарубежными производителями. А это значит, что он производит товар с нестабильным качеством. Таким образом, доля на полке нашего производителя уменьшается, а торговые сети, которые присутствуют в нашей стране, продолжают продавать импортный товар.

 

Как нам тогда увеличить на полках магазинов долю отечественных товаров?

 

Хорошим примером для нас может быть Беларусь. Там случился резкий скачок в развитии торговых сетей — в 2012-2013 годах розница в Беларуси увеличилась в 2 раза. Одних только гипермаркетов было построено 147. Это с учетом того, что население у них составляет 9 млн человек. Для сравнения: в Казахстане на сегодняшний день всего два гипермаркета на 17 млн казахстанцев.

 

А как насчет защищенности белорусского рынка?

 

Все очень просто — хорошо развитый белорусский ретейл продает белорусскому покупателю товары, произведенные белорусскими производителями.

 

Если у нас будет так много гипермаркетов и супермаркетов, там же все равно будет продаваться зарубежный товар. Как сделать так, чтобы казахстанцы покупали казахстанский товар в казахстанских магазинах?

 

Самое главное — продукты отечественного производства должны быть качественными. Второе — очень важно, чтобы магазины соответствовали своему формату и тоже были качественными. В этих двух вещах основа! Только тогда казахстанцы потянутся за отечественным товаром сами. До тех пор покау нас качество продукции, особенно фреш-продукции (свежие овощи и фрукты, мясо, птица, рыба и т. д.), на рынках будет лучше, чем в магазинах, люди в магазины не придут.

 

А какие именно меры может предпринять государство?

 

Первое, что может сделать государство, — это создание системы, при которой кредиты будут доступными при строительстве торговых точек. И ставки по этим кредитам должны быть невысокими — в районе 6-10%. Кредиты, которые сейчас государство выдает предпринимателям, не достаются розничной торговле. Это неправильно.

 

В последние годы у нас государство активно поддерживает производственников. Им выдавали и выдают кредиты по 6-7%. Но есть мнение, что у производственников есть проблемы со сбытом своих товаров. У них мало покупают. Некоторые заводы у нас даже закрываются, не успев открыться.

 

Я думаю, что, раз товары никто не покупает, проблема прежде всего в самих производителях. Если они производят слабо товары, которые не пользуются спросом, значит, они должны перестать их производить. Им нужно понять, что они делают не так, сравнить свою продукцию с покупаемыми товарами, сделать вывод и изменить производственный цикл.

 

А как вы думаете, у казахстанских торговых сетей есть шанс завоевать не только собственный, но и соседние рынки? Особенно в рамках ЕАЭС и других интеграционных процессов?

 

На самом деле у Казахстана огромный потенциал в торговле отечественной продукцией в других странах. Но этот потенциал практически не используется. К примеру, нужно выращивать яблоки в Алматы и начинать продавать их в другие регионы и страны. Также можно выращивать и экспортировать тюльпаны. Более того, в Казахстане огромные территории, позволяющие развивать пастбищное скотоводство и продавать затем здоровое мясо в страны Таможенного союза.

 

Справка

 

Авторские методики Андрея Калмыкова легли в основу планирования торговых комплексов и создания технологии ЛЕНТА Cash & Carry, гипермаркета «Карусель», Центра семейных покупок «Мы», ТЦ «Линия», оптомаркета «Арзан», «Магнум Cash&Carry», гипермаркета «Магнит», сети Embawood и т. д.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №24 (501) от 11 июля 2014

PDF, 3.44 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме