• Екатерина Корабаева

  • 11 июля 2014

Сто и одна ночь

 

Эксперты оценили первые сто дней работы правительства после возвращения Карима Масимова в кресло премьера. Последствия девальвации, дефицит денег в бюджете, вызовы евразийской интеграции... Такое ощущение, что в решении всех этих сложных вопросов без волшебной палочки не обойтись.

 

Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «Асыл Инвест»

 

О задачах правительства

 

Основной задачей, которая стоит перед правительством страны, на наш взгляд, является подготовка казахстанской экономики к внешним вызовам в свете усиливающихся интеграционных процессов в рамках ЕА ЭС и планируемого вступления в ВТО . Мы бы отметили необходимость диверсификации отечественной экономики и снижения зависимости от сырьевого сектора. Вопрос стоит на повестке уже долгие годы, однако сильного сдвига в данном направлении мы так и не видим. Повышение конкурентоспособности реального сектора должно сопровождаться решением проблем в финансовой системе.

 

О последствиях девальвации

 

С последствиями девальвации не так легко справиться. Население очень сильно напугано и не особо теперь доверяет национальной валюте. Спекуляции относительно очередного витка корректировки курса не утихают. Даже Нацбанк не может с уверенностью сказать о том, что ситуация вновь не повторится, ссылаясь на ситуацию на внешних рынках. Правительство в плане курсовой политики в целом бессильно, и у него мало рычагов для решения именно этой проблемы. Основная задача, которая возникла перед правительством после девальвации, — это сдерживание потребительских цен административными мерами.

 

О госбюджете

 

Бюджет действительно сегодня испытывает дефицит средств. Это связано со многими амбициозными проектами, а также с тем обстоятельством, что государство сегодня присутствует во многих секторах экономики, при этом сама структура государственного аппарата достаточно раздута. Приватизация — один из путей решения данной проблемы, которая, по нашему мнению, должна дополняться оптимизацией структуры государственных органов и предприятий.

 

Сергей Акимов, политолог

 

О задачах правительства

 

Главная задача правительства — решение экономических проблем, в частности, привлечение внешних и внутренних инвестиций в реальный сектор экономики. Учитывая ситуацию на внешних рынках и устойчивый тренд вывода средств местными держателями крупных финансовых ресурсов, это очень непростая задача. Одним из альтернативных путей решения цели привлечения средств в экономику может быть переориентация правительства с привлечения инвестиций из стран дальнего зарубежья на Россию. Определенная заинтересованность у российских олигархов и правительства соседней страны в этом есть. Подтверждением служит экспансия российских банков на казахстанский рынок. Задача по защите интересов Казахстана в рамках евразийской интеграции, безусловно, стоит перед нынешним Кабинетом министров, однако она не является главной.

 

О последствиях девальвации

 

К настоящему времени правительство справляется с последствиями девальвации на твердую четверку. Но надо понимать, что суть этих действий сводится к их банальному оттягиванию. Это стоит для бюджета значительных дополнительных расходов. Однако рано или поздно тарифы и цены субъектов естественных монополий будут возвращены к долларовому эквиваленту, действовавшему до кризиса, то есть существенно вырастут. Скорее всего, это произойдет плавно до конца текущего года.

 

О госбюджете 

 

В самом деле денег остро не хватает. Проблема в том, что возможностей для реального сокращения расходов без потерь для экономики практически не осталось. На мой взгляд, решение этой проблемы лежит в плоскости рационализации, а не урезания расходов. В частности, речь идет о совершенствовании системы государственных закупок, сворачивании нерациональных проектов в рамках ПФИИР , работе по снижению уровня коррупции. В целом самый распространенный и простой путь для снижения расходов — это урезание социалки. Однако предыдущее правительство практически исчерпало возможности в этой плоскости.

 

О политике правительства

 

Исходя из цели по пополнению казны, основные действия правительства будут направлены на ее достижение либо хотя бы создание эффекта ее выполнения. В частности, вероятны приостановка крупных инфраструк- турных проектов, урезание расходов на строительство и ремонт социальных объектов, межправительственные займы, увеличение трансфертов из Нацфонда.

 

Зауреш Батталова, президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане

 

О задачах правительства

 

Одной из задач, стоящих перед правительством сегодня, как мы наблюдаем, является реализация соглашений, подписанных нашей страной при вступлении в Евразийский экономический союз и Таможенный союз. Вторая главная задача — поддержание стабильности в экономике страны. Следует признать, что финансовый кризис в стране еще ощутим. Осенью правительство приступит к рассмотрению бюджета, который нужно будет вновь сокращать. Я уверена, что, к сожалению, сокращение бюджета в этом году будет в таких секторах, как образование, здравоохранение, социальная сфера. А вливания в такие сферы, как деятельность Минобороны, Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, будут по-прежнему усиливаться. Хотя задачи, которые сегодня должно решать правительство, — это прежде всего социальная сфера: обеспечение населения жильем, увеличение пенсий и помощи малоимущим и многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями и т. д.

 

На самом деле денег в бюджете всегда достаточно. Мы знаем, сколько выделяется из бюджета средств и сколько из них не освоено. Неоднократно в правительственных кругах поднимался вопрос об этом. Почему происходит неосвоение? На мой взгляд, это кризис в управлении. Политика в стране такова, что одни и те же люди занимают одни и те же должности — то кресло акима, то кресло министра или депутата. Вот эта кадровая чехарда привела к тому, что уровень профессионализма в управлении снизился. Большинство чиновников заботят лишь сохранение лояльности к ним сверху и сохранение своего кресла.

 

Предложения

 

Для эффективного использования бюджетных средств нужно обеспечить прямую выборность акимов. Когда мы это сделаем, акимы будут подотчетны тем, кто их выбирал, соответственно, они будут нести ответственность за все решения, принятые во время своего руководства. С окончанием выборного срока акимы, чтобы сохранить свой пост, будут вынуждены держать ответ за свои решения перед населением и представлять какие-то результаты. Это касается акимов всех уровней — областей, городов и даже маленьких сел и поселков. Сейчас же акимы, особенно в сельских местностях, сосредоточены на результатах PR-характера. Они забыли, что им надо строить дороги, укреплять дамбы, обезопасить народ от природных катаклизмов. Если бы были выборность акимов и четкое разделение полномочий между центральными и местными исполнительными органами, то все знали бы, кто и за что отвечает. У нас же все полномочия по принятию решений сосредоточены в центре, а исполнение возложено на регионы, и оно существенно хромает.

 

В следующем году, 30 июня, Казахстан будет делать очередной отчет перед ООН по исполнению Между- народного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Отчет проводится каждые 4 года. Скорее всего, правительство уже приступило к подготовке национального доклада по этому пакту. Считаю, что исполнение социальных, экономических и культурных обязательств для казахстанского правительства — одна из главных задач на сегодня.

 

Тулеген Аскаров, экономический обозреватель

 

О задачах правительства

 

Задача нынешнего правительства — доделать то, что планировалось сделать, когда Карим Масимов был премьером в последний раз, то есть в 2007-2012 годах. Это, к примеру, программа «Народное IPO». Она лишь запускалась при Кариме Масимове, а теперь стоит. Другой пример — это банковский сектор. Конечно, в прошлом году какие-то действия для его улучшения предпринимались, но начало этому все-таки было положено при г-не Масимове. При нем же государство вышло из банковского сектора. Таким образом, сейчас перед правительством стоят те же самые задачи, вот их и нужно решать.

 

О госбюджете

 

Бюджетная система Казахстана сегодня испытывает колоссальную нагрузку, поскольку Кашаган стартовал неудачно. Кроме того, у нас идут огромные расходы на ЭКСПО -2017, Универсиаду-2017. Это все миллиарды долларов. И, как вы можете заметить, уже нет таких бодрых заявлений со стороны правительства о поднятии пенсий, зарплат госслужащих на 25-30% и т. д. Другие эксперты уже прогнозируют оптимизацию правительства, а это очередное сокращение числа министерств и, следовательно, госслужащих.

 

У мирового сообщества в лице МВФ тоже есть свои рекомендации по тому, как поступать нашему правительству. Они тоже вызывают споры. Если бы мы руководствовались принципами, которые МВФ рекомендует своим членам, то нам пришлось бы сокращать социальные расходы, как это происходит на Украине. Но Казахстан не может позволить себе такое, поскольку руководство нашей страны всегда делало ставку на стабильность. Однако с другой стороны — экономические законы никто не отменял. Это все равно что в очень жаркую погоду отказываться надеть головной убор, боясь испортить прическу, или хотя бы укрыться от солнца под зонтом. В случае с бюджетом такая же ситуация. Можно показывать стабильность и то, как все у нас хорошо живут, но ведь все это может закончиться плачевно. Нам нужны меры по экономии — это уже более чем очевидно. Для этого, между прочим, государству можно было бы для начала не сокращать, а хотя бы оптимизировать свои расходы.

 

Что касается увеличения вливаний в бюджет за счет приватизации госактивов, то, по статистике, ни одна волна приватизации, которая была проведена в прошлом, не дала больших доходов. Я согласен с мнением экспертов и общественных деятелей насчет этого. Приватизация — это просто регулярное предоставление возможностей для вложения нелегально полученных средств тем же чиновникам или приближенным к ним людям. Ведь объекты-то все равно им достанутся, а не простым людям.

 

Так за счет чего сейчас идут деньги в бюджет? Ответом могут послужить подписанные премьером за первые месяцы работы соглашения и меморандумы: с Всемирным банком, Азиатским банком развития, другими международными финансовыми институтами на сумму в общей сложности около $5 млрд. Эти деньги уже успело занять нынешнее правительство.

 

О политике правительства 

 

Подводя итоги тому, как будет разворачиваться политика нашего правительства, скажу — идеи у правительства всегда отличные, и многие из них подает сам президент, но над всем этим довлеет известный всем риск, связанный с преемственностью власти. Если в стране неожиданно будет меняться власть, то будет меняться и все высшее политическое руководство. Поэтому все декларации о намерениях так и остаются на бумаге. Ничего не делается. Так получилось, что без иностранных инвесторов ничего мы в этой стране сделать не можем. А они все хотят узнать имя потенциального преемника, его программу, тогда уже можно будет разговаривать о каких-то инвестициях и дальнейших реформах. Сейчас же все замерло.

 

Авторы: Екатерина Корабаева, Рабига Абдикеримова

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №24 (501) от 11 июля 2014

PDF, 3.44 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме