• Екатерина Корабаева

  • 4 июля 2014

Непоследний звонок

 

Парламентарии, сдав последний экзамен на совместном заседании палат, словно школьники, отправились на каникулы. Редакция «&» решила узнать, какие отметки они заслужили в свои табели, попросив экспертов оценить работу парламента в первом полугодии 2014 года.

 

В понедельник парламент Казахстана пятого созыва завершил работу в рамках третьей сессии и ушел на каникулы. С начала сессии на рассмотрении парламента было 154 законопроекта, из них 114 внесло правительство, 11 — депутаты, 29 законопроектов перешло с предыдущих сессий. В третьей сессии парламент принял 104 закона, из них 4 инициировано депутатами, и президент подписал 80 законов. Вместе с тем председатель Мажилиса парламента Казахстана Кабибулла Джакупов раскритиковал качество вносимых в парламент проектов законов. По его словам, в сфере законопроектной деятельности до настоящего момента существует целый ряд застарелых проблем, в том числе недостаточно приемлемое качество законопроектов, вносимых правительством. «Несомненно, в сравнении с прошлым периодом качество несколько улучшилось, но пока не виден даже горизонт совершенствования. За время работы парламента пятого созыва правительством было внесено в Мажилис 267 проектов законов, 43 из них, или 17%, возвращены обратно из-за несоответствия законопроектов установленным требованиям», — сказал Кабибулла Джакупов. Кроме того, по его словам, из внесенных правительством в течение третьей сессии 114 законопроектов лишь 38% полностью отвечали всем предъявляемым требованиям.

 

Антон Артемьев, председатель правления фонда «Сорос-Казахстан»

 

О проделанной парламентом работе

 

Для нашего фонда знаковым событием стало принятие парламентом в первом полугодии 2014 года новых кодексов — Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного и Кодекса об административных правонарушениях.

 

Как известно, в июне этого года ряд авторитетных неправительственных и правозащитных организаций направили обращение президенту РК с просьбой наложить вето на эти нормативно-правовые документы.

 

Я целиком разделяю выраженное в этом обращении мнение о том, что новые редакции кодексов вступают в противоречие с принятыми нашей страной международными обязательствами в области прав человека. Предложенные нововведения сузят и без того ограниченную сферу деятельности неправительственных организаций, серьезно затормозят развитие гражданского общества в нашей стране. К примеру, вызывает недоумение добавление новой дискриминационной формулировки — «лидер общественного объединения» в качестве специального субъекта преступления.

 

Предусмотренная новой статьей Уголовного кодекса ответственность за «незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов» в отсутствие однозначного определения того, что является «вмешательством», связывает общественные организации по рукам. Печально, что власть в лице разработчиков видит в общественных организациях угрозу, а не партнеров. Ведь за последние два десятилетия был накоплен немалый положительный опыт партнерства во многих сферах, таких как правовая реформа, реформа здравоохранения и образования, инициатива прозрачности добывающих отраслей промышленности, бюджетный процесс и др.

 

Хочется выразить сожаление по поводу того, что общественность, неправительственные организации, которых напрямую касаются эти нововведения, практически не были вовлечены в процесс их обсуждения. Процесс разработки, обсуждения и принятия новых кодексов был закрытым и очень быстрым, что едва ли приемлемо с учетом важности этих документов. На данный момент остается одна надежда на то, что президент прислушается к мнению организаций гражданского общества и отправит принятые парламентом проекты кодексов на доработку. В противном случае нам всем предстоит учиться жить в совершенно новых условиях.

 

Об ожиданиях

 

Этой осенью мы особо ожидаем дискуссии по поводу проекта Кодекса о недрах. С учетом той роли, которую играет добывающий сектор в экономике нашей страны, этот документ очень важен для всех казахстанцев. Я очень надеюсь, что у экспертного сообщества, у неправительственных организаций будет возможность внести свои рекомендации и принять участие в его обсуждении.

 

Жангельды Сулейманов, адвокат, управляющий партнер Казахстанской лиги юристов

 

О проделанной парламентом работе

 

Мне трудно оценить работу парламента в первом полугодии этого года, так как почти не было рассмотрено новых законов, кроме нескольких. Из 154 рассмотренных законопроектов почти все являются либо изменениями в действующие законы, либо ратификациями международных соглашений и конвенций.

 

Знаковым можно назвать только один закон, и то только лишь для предпринимателей, это новый Закон «О разрешениях и уведомлениях». В разработке этого закона активное участие приняла Национальная палата предпринимателей Казахстана, что и сыграло огромную роль как в хорошем качестве закона, так и в его содержании. Закон направлен на урегулирование разрешительной системы бизнеса и уменьшение административных барьеров для открытия и ведения бизнеса.

 

Другой же принятый закон о внесении изменений в законодательство о дорожном движении очень негативно был принят гражданами, в частности автовладельцами. Этим законом были значительно увеличены размеры административных штрафов за нарушения правил дорожного движения. Такое увеличение обосновывается целью снижения нарушений ДТП , но население полагает, что таким образом трудно добиться законопослушания на дорогах, но зато увеличится коррупция среди дорожных полицейских, так как водителю будет «выгоднее» уплатить штраф «на месте».

 

Еще один был принят закон, который воспринят неоднозначно обществом. Это закон о внесении изменений в законодательство об исполнительном производстве. Данный закон направлен на защиту прав и интересов взыскателей. Но некоторые нормы некорректно составлены, что является уже причиной злоупотребления со стороны судебных исполнителей. Так, законом введена норма о временном ограничении на выезд за пределы Казахстана должностных лиц должников — юридических лиц. При этом в законе не указано, к какому именно должностному лицу применяется такой запрет. Судебные же исполнители, по-своему истолковывая данную норму, уже запрещают всем должностным лицам должника выезжать за пределы Казахстана. А таких должностных лиц у юридического лица может быть и десять, и двадцать, и более человек. В результате такой некорректной нормы страдают интересы сотен и тысяч граждан, которые не могут выехать за границу по служебным и личным делам. Вообще, такое некачественное содержание законов имеет частый характер, что подтвердил и сам председатель Мажилиса.

 

У меня было несколько предложений об устранении некорректных норм, но, к сожалению, никакого отклика я не получил ни от депутатов, ни от уполномоченных органов.

 

Об опасениях

 

Если говорить о том, какие важные законопроекты необходимы к обсуждению в парламенте этой осенью, то самые важные — это, конечно, кодексы: Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный. Проекты этих кодексов бурно и широко обсуждаются уже на протяжении нескольких лет. Проведены десятки, если не сотни круглых столов и семинаров по обсуждению этих кодексов. Поступает множество предложений об изменениях в проекты кодексов. Но есть опасения, что кодексы опять будут иметь значительные недостатки. Так, очень много споров ведется вокруг предложения о запрете частнопрактикующим юристам представлять интересы клиентов в гражданских судах. В области уголовного процесса много критики вызывает норма об исключении ныне имеющейся стадии доследственной проверки. И таких спорных норм множество. Надеюсь, парламент сможет разобраться в таких сложных законопроектах и мы получим очень качественные законы.

 

Айтуар Кошмамбетов, заместитель директора Палаты предпринимателей г. Алматы

 

О проделанной парламентом работе

 

Одним из основных направлений работы Национальной палаты предпринимателей РК являются вопросы совершенствования законодательной базы, снятие административных барьеров для субъектов бизнеса. В этом направлении Национальной палатой предпринимателей произведена ревизия действующего законодательства, разработано более 400 поправок, 239 из которых были одобрены. В целом мы считаем, что на пути модернизации законодательной базы страны в соответствии с долгосрочными планами развития нашего государства парламент республики провел плодотворную работу в первом полугодии. Вместе с тем нам еще многое предстоит сделать, построить и изменить совместно.

 

С точки зрения бизнес-сообщества наиболее важным событием стало принятие 6 мая текущего года Закона РК «О разрешениях и уведомлениях», который вступит в законную силу в ноябре этого года. Данный закон устанавливает исчерпывающий перечень лицензий, разрешений и уведомлений, необходимых для осуществления определенных видов деятельности. Нормативный правовой акт предусматривает внедрение очень важных и весьма прогрессивных нововведений для предпринимателей, а именно:

 

— внедрение принципа «молчание — знак согласия», т. е. лицензия либо разрешение считается выданной, если прошел срок, установленный для выдачи документа;

 

— принцип одного окна, когда государственный орган сам получает все необходимые согласования;

 

— использование «анализа регуляторного воздействия» при введении новых разрешений;

 

— категоризация разрешений по степени опасности.

 

Буквально на днях главой государства подписан Закон Республики Казахстан «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества», направленный на регламентацию порядка и условий проведения государством разовой акции по легализации имущества, в том числе денег, ранее выведенных из легального экономического оборота. Легализация будет проведена в целях вовлечения в экономический оборот страны дополнительных средств и имущества, которые, по оценке Министерства финансов, составят ориентировочно $10-12 млрд. Сроком легализации определен период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года. Говоря о неоднозначно воспринятых новшествах, можно отметить вопрос о внедрении POS-терминалов. Поправки в Закон «О платежах и переводах денег», вступивший в силу 1 января 2013 года, вызвали возмущение среди бизнесменов. Согласно указанному закону ИП и юридические лица, осуществляющие торговлю и предоставляющие различные услуги, должны установить на местах оборудование по приему безналичных платежей. После неоднократных обсуждений, путем выработки совместных предложений сроки были продлены Законом Республики Казахстан от 10 июня 2014 года № 206-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» для субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность по общеустановленному режиму, до 1 июля 2014 года. Тем, кто осуществляет деятельность по специальному налоговому режиму, этот срок продлен до 1 января 2016 г. Вместе с тем от установки POS-терминалов освобождены предприниматели, находящиеся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.

 

О планах

 

Что касается законопроектов, обсуждение которых важно провести уже этой осенью, то во исполнение Указа Президента РК «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности» от 27 февраля 2014 года правительством РК с участием НПП разрабатывается ряд концептуальных законопроектов. Так, до 1 сентября 2014 года планируется разработать и направить в парламент Республики Казахстан законопроект «О кардинальных улучшениях условий предпринимательской деятельности в Казахстане».

 

В данном проекте закона нашли свое отражение ряд норм, направленных на улучшение бизнес-климата, а именно:

 

— упрощение процедуры ликвидации субъектов предпринимательства;

 

— внедрение нового порядка проведения проверок на основе ситуационного анализа и оценки рисков;

 

— внедрение механизма страхования предпринимательской деятельности в качестве альтернативы проверкам;

 

— внедрение института уполномоченного по правам предпринимателей (бизнес-омбудсмен).

 

Кроме того, во втором полугодии текущего года запланировано направление в парламент РК законопроекта «О саморегулируемых организациях», который будет определять сферы, в которых могут создаваться саморегулируемые организации (СРО ).

 

СРО — это возможность передачи ряда госфункций разрешительного и контрольного типов в предпринимательскую среду. В рамках СРО могут решаться вопросы лицензирования, аттестации, аккредитации членом такой СРО , осуществление собственного контроля и мониторинга деятельности членов СРО .

 

Мы полагаем, что принятие указанных законопроектов будет способствовать общему развитию предпринимательства в республике, активизации бизнеса и расширению границ его деятельности, росту национального дохода страны за счет увеличения совокупных объемов производства в предпринимательском секторе, соответственно, сокращению безработицы и другим положительным социально-экономическим последствиям.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №23 (500) от 4 июля 2014

PDF, 3.42 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме